Найти в Дзене
Едем, плаваем, летаем

Едем, плаваем, летаем

Статьи о необычных транспортных средствах
подборка · 14 материалов
251 читали · 3 месяца назад
ТОРФ-2025: главный фестиваль вездеходной столицы России
На днях я впервые побывал на "Торфе" - Вологодском вездеходном фестивале - и спешу поделиться впечатлениями. Начну с главного: "Торф" - это буквально глоток свежего воздуха в нашем царстве рамок, заборов и пропусков. Хочешь посмотреть на вездеходы – идёшь и смотришь. Никаких билетов, никакой регистрации, никаких обысков при входе, как будто вернулся лет на 15 назад, когда трава была зеленее, а свобода лучше, чем несвобода. Для участников всё тоже максимально демократично: платишь за участие 10000 рублей,...
382 читали · 5 месяцев назад
Как устроены суда на воздушной подушке, и почему аэроходы не стали универсальным транспортом
В предыдущей статье я писал, как в 60-е годы XX века инженеры всего мира с энтузиазмом взялись за разработку разнообразных аппаратов на воздушной подушке (АВП): судов, поездов, автомобилей, вездеходов, сельхозмашин, опор для промышленного оборудования и даже танков. Однако большинство проектов зашло в тупик, и даже на водном транспорте, где воздушная подушка получила наибольшее распространение, она не смогла серьёзно потеснить традиционные водоизмещающие суда. Почему так получилось и есть ли у АВП перспективы – разбираемся в этой статье...
263 читали · 6 месяцев назад
От судов до тракторов: как воздушная подушка захватила инженерные умы XX века
У аэросаней и аэролодок, о которых я рассказывал в предыдущих статьях, есть общий недостаток: при движении по твёрдым поверхностям им приходится преодолевать трение скольжения. Кроме увеличения сопротивления движению оно приводит к нагреву и износу трущихся поверхностей, из-за чего полозья аэросаней порой примерзают к поверхности, а "чешуя" аэролодок превращается в расходный материал. При движении в воде дела обстоят гораздо лучше, ведь даже если лодка скользит по дну, вода играет роль смазки, которая уменьшает трение и отводит тепло...
316 читали · 6 месяцев назад
Вездеходы водных путей или как в России переизобрели аэролодку
В статье об аэросанях я писал, что в ходе своей эволюции они превратились в амфибии, которые с не меньшим основанием можно называть и аэролодками, ведь они способны передвигаться не только по снегу, но и по воде. Однако такое развитие было характерно только для СССР: за рубежом аэролодки появились примерно в то же время, что и наши аэросани, и развивались параллельно им. В итоге это привело к тому, что в мире сложились по меньшей мере две школы строительства аэролодок: российская и американская. В этой статье я предлагаю поговорить о том, как они сформировались и чем отличаются...
558 читали · 7 месяцев назад
Наши сани едут сами: история забытого русского изобретения
После краткого экскурса в историю мускулолётов пора возвращаться с небес на землю, но чтобы переход не был столь резким, я предлагаю сегодня поговорить об аэросанях. Статья о них напрашивалась давно, ведь до широкого распространения колёсных вездеходов-каракатов, о которых я много пишу на этом канале, именно аэросани доминировали как на снежных трассах, так и в умах конструкторов-любителей, занимавшихся разработкой зимнего транспорта. И несмотря на то, что сегодня аэросани вытеснены практически ото...
281 читали · 7 месяцев назад
Дедалы XX века: как человек научился летать за счёт силы собственных мышц
Мы привыкли считать, что люди – существа нелетающие, поэтому для многих становиться открытием, что вообще-то физические возможности человека вполне позволяют ему подняться в воздух. И если вы полагаете, что эти полёты представляют из себя что-то вроде затянувшихся прыжков, то вы сильно недооцениваете Homo Sapiens. Идея этой статьи родилась в процессе подготовки к предыдущим статьям о скоростных веломобилях-стримлайнерах [1, 2]. Дело в том, что канадская команда Aerovelo [3], построившая самый быстрый...