Найти в Дзене
История одного повара

История одного повара

История шеф-повара NK Group Марата Вахитова о пути в профессии, о выборе, людях, местах и важных открытиях, которые ждали его на этом пути.
подборка · 6 материалов
3 месяца назад
История одного повара. Часть 6. Москву захватил июль. Воздух стал сухим и горячим. В потоках солнечного света плавился асфальт, плавились люди, привычно бегущие по своим делам, и остатки самообладания тоже, кажется, начали таять. Марат вышел из хостела, где он жил почти две недели, и плюхнулся на скамейку, расположенную неподалёку в тени большого клёна. Тело обмякло от жары и внутреннего сопротивления. Ноги отказывались идти на работу. Ресторан, который он выбрал для очередного профессионального прыжка, в мечтах представлялся большим часовым механизмом: повара в белых колпаках, отточенные до секунд и миллиметров действия, системность и слаженность.ьНо то, что Марат увидел, оказалось больше похожим на гигантскую мясорубку. Двадцать пять человек на кухне толкаются, орут, жарят, парят. Некуда деться от льющегося со всех сторон грохота и лязга. И отдельно взятый человек значит меньше, чем пылинка на его ботинках. Привыкший к тому, что в Чистополе средняя посадка едва ли составляла треть от возможной, Марат почувствовал, как стресс сжал его в стальных объятьях. И даже через две недели не собирался отпускать. Утро по обыкновению начиналось с борьбы. Кто-то внутри Маратовой груди громко кричал: «Не хочу!». А он пил кофе и делал вид, что не замечает. И всё получалось. Но сегодня организм включил какой-то новый способ защиты, который напрямую командовал ногами. До начала смены оставалось пятнадцать минут. Если идти быстрым шагом, то можно было уложиться в десять. - Успею, - подумал Марат и закрыл глаза, прислушиваясь к шелесту листьев над головой.⠀ ⠀ Оставим его там. Ведь рост никогда не бывает безболезненным. Через месяц Марат разберётся с приготовлением еды. Через два перестанет сопротивляться давлению и примет новый образ жизни. Через год он поймёт, что Москва слезам не верит, услышит манящий аромат успеха и начнёт меняться. Он будет жадно изучать и впитывать опыт людей, которые быстро продвигаются в карьере. Станет жёстким и расчётливым. И даже поставит карьерные успехи во главу своей жизни. Но три года спустя в один прекрасный день он вдруг поймёт, что уроки усвоены, а командный зачёт важнее одиночного. Тогда он купит обратный билет и вернётся в Казань, чтобы начать новый крутой проект.
3 месяца назад
История одного повара. Часть 5. Марат снова заслушался и сбился с размеренного, выученного до минут, ритма работы. Это происходило всякий раз, как шеф начинал рассказ, немного сбивчиво, будто торопясь и догоняя внезапно вспыхивающие мысли. Стряхнув наваждение, Марат покрутил головой и бросил в сотейник аккуратные кубики лука. Кухня, где кипела готовка, располагалась вдоль одной из стен просторного помещения. В центре, находился большой кухонный остров, освещённый рядами свисающих с потолка ламп. Вокруг на барных стульях со спинками сидели гости. А в самом сердце зала, занимая воображаемую сцену, стоял шеф. Он был автором и ведущим кулинарного представления, которое включало пятнадцать дегустационных позиций и длилось два с половиной часа. Почему блюдо выглядит именно так, а не иначе, какой смысл заложен в оформлении и сочетании вкусов, истории о путешествиях и кулинарных находках – вот что так завораживало Марата. Он снова и снова уплывал за голосом рассказчика, забывая, где находится и что делает. Если бы год назад кто-то спросил, зачем он едет в столицу, Марат, не раздумывая, ответил бы: «Хочу научиться готовить». Покачиваясь в вагоне, он чувствовал радостное возбуждение и желание большой ложкой черпать опыт, который невозможно получить из книг, разговоров и собственных ошибок. Всё началось с того, что мечта сбылась. Марат взобрался на вершину горы и стал человеком, который выдумывает, создаёт и распоряжается на кухне. Больше не нужно было исполнять чьи-то указания. Но с первых же дней он почувствовал, что ему не хватает знаний, а ещё лучше – опытного наставника. Интернет выдавал обрывочные разрозненные куски информации об управлении персоналом, организации работы, менеджменте. Цельная картина из них не складывалась. К тому же в провинциальном городке, где Марат работал шеф-поваром, ценителей гастрономии набралось от силы несколько десятков человек. И несмотря на все старания, ресторан едва окупал себя. Пока Фарит Салахов думал о том, чтобы закрыться и уехать в Казань, Марат думал, что делать дальше. Он заглянул в рейтинг The World's 50 Best Restaurants и на почётном 23 месте обнаружил столичный White Rabbit. «Всего каких-то тысячу километров… – прикинул он, разглядывая сайт. В тот же вечер наше герой написал в раздел «работа» и получил приглашение на стажировку.
3 месяца назад
История одного повара. Часть 4. Как это обыкновенно случается, когда сердце и мысли горят в пламени захватывающей идеи, вселенная услышала их и подстроила счастливый случай. Выглядел он довольно прозаично: футболка, потертые джинсы, легкая небритость, и звучал голосом старого знакомого: - Марат, поможешь открыть ресторан в Чистополе? Щекотание где-то в районе желудка на языке интуиции означало, что нужно немедленно соглашаться. Так Марат и сделал, выдержав короткую паузу. Через неделю он уже бодро шагал по центральной улочке уездного города, который в 1781 году появился одним росчерком императорского пера. Старинные здания, местами сильно облупившиеся, встречали его молчаливо и степенно. Несмотря на пошарпанный вид, они с достоинством несли печать истории. Преодолев последние несколько метров красной булыжной брусчатки, Марат распахнул стеклянную дверь и оказался в холле. - Фарит. Будем знакомы! – протянул руку владелец. Выглядел он молодо и прогрессивно. Крепкое рукопожатие положило начало дружбе. Правда, Марат в тот момент смущённо улыбался и совершенно не догадывался об этом. С первого же он дня с головой окунулся в работу и спокойную дружескую атмосферу, которую создал руководитель. Поэтому после торжественного открытия AlFaretto Марат снова кивнул в знак согласия и надел фартук су-шефа. А несколько месяцев спустя другой случай решил судьбу нашего героя. С самого утра зарядил холодный дождь, заставляя лужи пузыриться и разливаться по асфальту. Ностальгическое настроение смешивалось с болью в шее, которая категорически отказывалась поворачиваться вправо. Страдая от сырости и физических ограничений, Марат помешивал соус в небольшой кастрюле. На кухне полным ходом шла подготовка к вечернему банкету, когда Фарит появился на пороге, оставляя за собой мокрые следы. - Марат, шеф сказал, что в понедельник возвращается в Казань. Предлагаю тебе занять его место. Что чувствует человек, который вдруг сталкивается лицом к лицу с мечтой? Смятение и неверие – это правда вообще, я не сплю? Страх – а вдруг не получится, может, это не моё? Принятие, которое слетает с губ едва различимым: «Вау!». И только потом широкой улыбкой во всё лицо расцветает радость.
4 месяца назад
История одного повара. Часть 3. В первый рабочий день Марата, уже мечтавшего о том, как он ложками, вилками и, что уж тут, палочками станет поглощать мисо, рамен, маки и другие японские блюда, ждало разочарование. Засунув нос в кастрюлю, где готовилась еда для персонала, он обнаружил ничем не примечательный суп:⠀ ⠀ - Это что, лапша? – Марат вскинул брови на девушку, орудующую ножом над пучком зелени. - Обыкновенная?⠀ ⠀ - А ты что думал? – улыбнулась она россыпью смешливых веснушек. – Повара не едят то, что готовят для гостей.⠀ ⠀ Через несколько дней Марат встал на позицию и начал крутить роллы. Оказалось, что в этом процессе нет ничего сложного. Равно как интересного и творческого. Где-то внутри поднял голову исследователь и творец и безапелляционно заявил: «Скучно, идём дальше».⠀ ⠀ Марат пошёл, потому что как раз в этот момент в горячем цеху освободилось место. Карри, удоны, салаты японской кухни на некоторое время заняли воображение молодого повара. Через год он понял, что всему научился и больше на этой работе делать нечего. По счастливому стечению обстоятельств в соседнем итальянском ресторане открылась вакансия су-шефа.⠀ ⠀ - Ну, и зачем тебе это надо? – отговаривали коллеги. – Тяжело будет.⠀ - Интересно, хочу попробовать.⠀ ⠀ Так Марат оказался в Иль-Патио на должности су-шефа. Теперь он контролировал других поваров и процессы, проверял и оформлял документы. Крутил пиццу. Ответственность оказалось не такой страшной, как её представляли бывшие сотоварищи, работа спорилась и через год встала «на рельсы».⠀ ⠀ Проснувшись как-то утром выходного дня, Марат быстро позавтракал и вышел на улицу, где вовсю бушевала весна. Воздух терпко пах сиренью и вибрировал от птичьего разноголосья. Дорожка привела молодого человека к трамвайной остановке. Дзынь, звянули, закрываясь, двери железной гусеницы, и перед глазами поплыли зеленые городские пейзажи.⠀ ⠀ Марат думал о счастье. Точнее о том, что его Маратово счастье скорее всего там, где он будет шеф-поваром. Сможет делать то, что хочется: не выполнять чьи-то указания, а творить. «Творить!» - звучала в светлой голове мысль, и рельсы стучали в такт, как будто соглашаясь.
4 месяца назад
История одного повара. Часть 2. Лето пролетело незаметно, как бывает, когда ты влюблён или полностью увлечён процессом, сливаясь с ним и становясь его частью. Марат быстро освоился в новой реальности. По сравнению с учёбой в школе, поварские курсы казались похожими на морские каникулы. Весело, просто, а главное – интересно.⠀ ⠀ - Неужели можно получать пятёрки, не прикладывая титанических усилий, просто так, за радость и наслаждение процессом? – думал он, возвращаясь с занятий.⠀ Если раньше Марат догадывался, что может реализоваться в кулинарии, то теперь это была гранитная уверенность.⠀ ⠀ Светлана Николаевна, преподавательница, которую он запомнил полноватой женщиной с добрым, каким-то материнским отношением к студентам, уговаривала его поднажать до пятерки и закончить курсы круглым отличником. Но уже тогда Марат понял, что смысла в этом нет. Во-первых, потому что знания о том, чем отличаются столовая, кафе и ресторан, использовать в жизни не планировал. А во-вторых, потому что чувствовал, как ощущают в кармане тяжесть монет: он давно приобрел то, что важнее любых оценок. Удовольствие от работы.⠀ ⠀ Если Тося Кислицына получала пятерки за борщи, то Марат завершил трехмесячную учёбу «отличной» морковной запеканкой. И сразу по окончании курсов начал искать работу. Сайт поиска вакансий выдал ворох объявлений по запросу «повар». Те, кто их сочинил, кажется, совсем не были заинтересованы в ответах: скудные и однообразные, как будто написанные по одному кривому шаблону.⠀ ⠀ Вдруг взгляд молодого человека выхватил яркий квадрат фотографии - «Планета Суши». Мысль о Японии, которая в тот момент занимала молодого человека, кольнула где-то в районе груди.⠀ ⠀ - Ого, это что я буду роллы делать? Класс!⠀ ⠀ Марат схватил телефон и через несколько секунд услышал звонкий девический голос. Девушка задала стандартные вопросы про возраст, образование, опыт и пригласила на собеседование. Через неделю Марат впервые шёл на свою новую работу. Лёгкое волнение смешивалось со счастьем и рвалось из груди, как стая почтовых голубей.⠀ ⠀ Марат бодро шагал в светлое будущее, не зная о том, что в первый же день сделает удивительное открытие.
4 месяца назад
История одного повара. Часть 1. Марат Вахитов вышел из подъезда, поёжился и уверенно зашагал в сторону супермаркета. От скромного государственного пособия по безработице осталось пятьсот рублей. Их то он и собирался потратить. С неба, затянутого тучами, мелким бисером сыпал холодный дождь. Люди, похоже, попрятались в теплых квартирах, потому что на улице было пусто, как музее после закрытия. Марат накинул капюшон и задумался. Пришла пора что-то решать. Сколько можно быть шлюпкой в открытом море? К двадцати годам он закончил техникум и поступил университет, чтобы успокоить родителей корочкой о высшем образовании. Когда мальчишка, который не был отъявленным двоечником, заявил об уходе после восьмого класса, в школе, конечно, удивились, но отговаривать не стали. Дело в том, что отличником учёбы Марат тоже не был, и, если родня задавала вопросы про оценки, отвечал: «У меня всего две четвёрки». Школу Марат не любил, поэтому учился на твёрдую тройку. Уроки большого интереса не вызывали, так же, как и общение со сверстниками. Сказывалась интровертная натура и подростковая неуверенность в себе. Зато разговоры со взрослыми, учителями, Марату доставляли настоящее удовольствие. Он чувствовал в этих людях житейскую мудрость и опыт, и старался их впитывать. Перебирая в памяти события жизни, словно бусины на чётках, юноша не заметил, как дошел до пункта назначения. Плакат с изображением акции зазывал войти внутрь. Но неожиданно ноги сами понесли Марата дальше. Мысли всплывали в голове одна за одной, как пузыри в воде. Несмотря на юный возраст, он уже успел наработать приличный опыт в разных сферах. Был продавцом в магазине бытовой техники. Недолго. Потом работал электриком в маленькой конторе. Затем в поисках дела жизни подался на флот, и, наконец, вернувшись на сушу, попробовал на вкус сетевой маркетинг. Втюхивать людям сомнительные товары вообще стало поперек души, поэтому Марат это дело бросил, и вот уже пятый месяц состоял в тесных отношениях с центром занятости. Когда в мыслях он дошел до конца трудовой биографии, на душе стало так же пасмурно, как в окружающей природе: ни одно из этих занятий не приносило удовлетворения и радости. Листья под ногами шуршали в такт шагам, как будто повторяя: «Что дальше? Что дальше?». Но программа мозга, кажется, зависла и перестала выдавать какие-либо мысли. - Эй, привет! – неожиданный окрик вернул Марата к реальности. Перед ним, улыбаясь и протягивая руку, стоял школьный приятель, Игорь, которого с небольшой натяжкой можно было назвать другом. В юные годы они делили последнюю парту и обсуждали парочку общих тем: компьютерные игры, страстное увлечение подростков, и крутые тачки. - Привет! – отозвался Марат, расплываясь в ответной улыбке, - давно не виделись. - Точно, шесть лесть прошло. Ты как? Чем занимаешься? – спросил Игорь, крепко сжимая ладонь одноклассника. - Да нормально всё. - Работаешь или учишься? - Учусь. Заочно. На инженера связи. А ты как? - Тоже учусь. В строительном. Знаешь, всегда хотел делать что-то серьезное, монументальное, чтобы потом детям показывать и говорить: «Смотри, это я сделал». Так что дома буду строить. Затем Игорь посмотрел на часы и добавил: - Слушай, давай как-нибудь созвонимся. Скажи мне свой номер. Мне сейчас надо бежать. Записав телефон, приятель быстро попрощался и растворился в пасмурной дали парка. А Марат так и застыл, глядя ему вслед. Он передумал идти дальше и, развернувшись, направился прямиком к супермаркету. В голове сияла мысль, смелая и прекрасная в своей простоте: - Завтра же, - решил он, - завтра же запишусь на кулинарные курсы.