Найти в Дзене
Партитура жизни: Клод Дебюсси

Партитура жизни: Клод Дебюсси

Рубрика программ к 160-летию со дня рождения гения французской музыки
подборка · 13 материалов
2 года назад
Партитура жизни: Клод Дебюсси. Табула пятнадцатая. Дебюсси и Русские сезоны
Зал полон. Публика замерла в ожидании: чем сегодня удивит парижан русский кудесник мсье Дягилев? Каждая постановка Русских сезонов — это тайна, интрига… и повод для обсуждений. Первый контакт Дебюсси с антрепризой Дягилева состоялся без участия самого композитора. Это был дебютный спектакль известного танцовщика и начинающего хореографа Вацлава Нижинского, которому в качестве музыкальной основы Дягилев предложил прелюд «Послеполуденный отдых Фавна». Балет получился очень своеобразным. Хореография вовсе не дополняла и не раскрывала музыку...
2 года назад
Партитура жизни: Клод Дебюсси. Табула четырнадцатая. Дебюсси и Метерлинк
«Драма становится действительно истинной лишь тогда, когда она бывает выше и прекраснее, нежели действительность». Эти слова написал человек, который подарил миру не только истинные, но еще и таинственные, загадочные, волшебные произведения — Морис Метерлинк. Уже первая его сказка — Принцесса Мален — вызвала большой интерес у публики, особенно в среде музыкантов. Сразу несколько композиторов попросили у автора разрешение на использование сказки, среди них были Эрик Сати и Венсан д’Энди. Ну, а первым, кто действительно перенёс на оперную сцену произведение Метерлинка, стал Клод Дебюсси...
2 года назад
Партитура жизни: Клод Дебюсси. Табула тринадцатая. Дебюсси и импрессионизм… или символизм?
Известно, что термин «импрессионизм», Дебюсси применительно к своему творчеству не любил. Но почему? Ведь очаровательные полотна художников-импрессионистов до сих пор пленяют посетителей музеев и галерей! Начнём с того, что и художники далеко не сразу стали воспринимать название «импрессионизм» как нечто хотя бы положительное. В переводе с французского «импресьон» — это впечатление. А применительно к творчеству это слово можно трактовать как «набросок», своего рода этюд к картине, а не самостоятельное тщательно выстроенное полотно...
2 года назад
Партитура жизни: Клод Дебюсси. Табула двенадцатая. Дебюсси и фортепиано
Почти все композиторы в той или иной степени владели искусством фортепианной игры — от простого умения читать ноты до почти запредельной виртуозности Листа и Рахманинова. Но далеко не все создали особый стиль общения с этим инструментом: со своими законами, с неповторимым и узнаваемым звучанием. Таким был Шопен, который в эпоху победно гремящей виртуозности удивлял бриллиантовыми пассажами. Таков был и Клод Дебюсси. Кстати, примечателен тот факт, что современники часто называли его великолепным исполнителем произведений Шопена...
131 читали · 2 года назад
Партитура жизни: Клод Дебюсси. Табула одиннадцатая. Дебюсси и Стравинский
Наверное, этих двух мужчин нельзя было назвать друзьями. Дебюсси на 20 лет старше Стравинского, и в тот момент, когда они познакомились, французский композитор был уже признанным мастером, а карьера Стравинского только начинала стремительный взлет. Познакомились они на премьере балета «Жар-птица», в 1910-м. А несколькими годами позже, в письме к одному из своих друзей Дебюсси дал Стравинскому весьма лестную и остроумную характеристику: «Он еще молодой дикарь в кричащих галстуках, целующий дамам ручки,...
2 года назад
Партитура жизни: Дебюсси. Табула девятая. Дебюсси и джаз
Одна из прелюдий Клода Дебюсси носит поэтическое название «Менестрели». Сразу представляются средневековые странствующие музыканты, воспевающие рыцарскую доблесть и красоту благородных дам… Да, странствующие музыканты в этой прелюдии действительно присутствуют, точнее гастролирующие. Министрел-шоу. Так называлось комическое представление, в котором белые музыканты, покрасив лица чёрной краской, изображают темнокожих американцев с их привычками, традициями и, конечно… джазом. Потому прелюдия «Менестрели»...