Найти в Дзене
Вселенские Соборы

Вселенские Соборы

О семи Вселенских Соборах
подборка · 3 материала
Сегодня, 27 июля, вспоминаем отцов шести Вселенских Соборов. Расскажу очень кратко. Подробнее в источнике, откуда скопировала выдержки. Но зачем вообще нужны были Вселенские соборы? Если очень кратко, лучшие и авторитетнейшие Отцы Церкви разъясняли и уточняли догматы. Те существовали со дня образования Церкви ее Основателем Иисусом Христом в день Пятидесятницы, в день Святаго Духа, сошедшего на Апостолов. Церковь не придумывала догматы, а доставала то, что находилось в ее недрах, раскрывала эти вероучительные положения. Формулировать рационально свою догматику Церковь была вынуждена, когда начиналась полемика с какой-то очередной ересью. То есть догматы формулировались от противного, как аргументы. Первый Вселенский Собор (325 год, Никея) осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры. В работе Собора участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др. Второй Вселенский Собор (381 год, Константинополь) был созван против лжеучения бывшего арианского епископа Константинопольского Македония, который учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы. На Соборе присутствовали 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др. На Соборе ересь Македония была отвергнута. В том числе было раз и навсегда установлено, Дух Святый имеет вместе со Отцом и Сыном равную славу, равную честь и равное достоинство, и единое с ними поклонение. Третий Вселенский Собор (431 год, Ефес) был созван против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. На Соборе присутствовали 200 епископов. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицею. Четвертый Вселенский Собор (451 год, Халкидон) был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством. Ересь отвергли и постановили,  каждая природа во Христе имеет всю полноту. На Соборе присутствовали 650 епископов. Пятый Вселенский Собор  (553 год, Константинополь) был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения. На Соборе присутствовали 165 епископов. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их не несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений. Шестой Вселенский Собор (680 год, Константинополь) осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — и две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной. Отцы шести Вселенских Соборов, молите Бога о нас!
Сегодня, 24 июля вспоминаем Евфимию Всехвальную. Именно благодаря этой святой уже после ее смерти удалось решить основополагающий спор о природе Христа. Смутьяны утверждали, что в Сыне Божием есть только Божественное. Сегодня как раз вспоминается чудо на Вселенском Соборе. А есть еще день, в который святая перешла в Царствие Небесное. Это 29 сентября. Вернемся к Чуду Евфимии Всехвальной. Оно произошло, когда святая уже после смерти помогла установить Истину. Но православный взгляд, как известно, в том, что в Христе есть и Божественная, и человеческая природа. Это догма. Но, увы, время от времени появляются еретики, которые придумывают что-то свое. На этот раз еретики "обострились" на тему того, что Христос якобы не испытывал все чувства как человек в том числе. В нем было только Божественное. Но святая разрешила этот спор. Вот как все было... Примерно полтора века спустя после того, как умерла свята, в Халкидоне на IV Вселенском Соборе решили прибегнуть к помощи Евфимии Всехвальной, чтобы раз и навсегда закрыть рот смутьянам. И вот как это было сделано. Когда патриарх Константинополя Анатолий увидел, что прения ни к чему не приводят, он предложил обратиться к помощи святой через ее мощи. Почему именно к Евфимии? Ее мощи лежали в халкидонском храме, где проводился Собор. Православные святители и смутьяны написали свое видение каждый на своем свитке. Запечатали печатями. Затем открыли гробницу с мощами и положили документы на груди святой. В присутствии императора Маркиана гробница была закрыта. К ней приложили императорскую печать. И на три дня приставили стражу. А обе стороны прений наложили на себя пост и молились. Через три дня патриарх и император в присутствии всех участников Собора открыли ковчег с мощами. Свиток с православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке. А другой лежал у ее ног. Но и на этом чудеса не закончились. Святая как живая подняла руку и подала свиток патриарху. Разумеется, после этого споры были окончены. Многие уклонившиеся добровольно приняли Православие. А те, кто упорствовал в ереси, были преданы осуждению. Так кем же была Евфимия Всехвальная? Она родилась в Халкидоне. Отец святой был сенатором и звали его Филофрон. Мать Евфимии звали Феодорисианой. Во время гонения Диоклетиана молодая девушка Евфимия была схвачена с другими христианами. Из-за того, что была на богослужении, а не на языческом празднике в честь бога войны. Правитель города Приск увещевал ее и склонял стать язычницей. Когда девушка отказалась, ее подвергли мукам. Ангел спас ее от колесования. Когда ее хотели сжечь в огромной печи, охраняющие деву воины Виктор и Сосфен увидели там Ангелов и сами стали христианами. Тогда Евфимию решили отдать диким зверям. Но ее не тронули. Лишь одна медведица нанесла небольшую рану. Затем раздался небесный голос, призывающий Евфимию. И она тихо умерла. После этого началось землетрясение. Языческие храмы падали. Стены зданий рушились. Люди были в ужасе. Родители забрали тело Евфимии и похоронили в окрестностях Халкидона. Со временем над мощами был воздвигнут Храм. В VII столетии мощи святой перенесли из Халкидона в Константинополь, построили церковь в честь Евфимии. Сделано это было, чтобы уберечь святыню во время нашествия персов. И уже через много лет император-иконоборец Лев Исавр велел выбросить ковчег в море. Но братья корабельщики Сергий и Сергон вытащили его и передали местному епископу. Над мощами была выстроена небольшая церковь. Почитание происходило в тайне. А когда иконоборческая ересь миновала и была осуждена на Седьмом Вселенском Соборе при святителе Тарасии, мощи были торжественно возвращены в Константинополь в 787 году. Так получилось, что Евфимия при жизни пострадала от язычников. И после смерти продолжала бороться против ереси. Неисповедимы Пути Господни. Останется Тайной, почему Бог сподобил именно эту молодую девушку войти в историю Вселенских Соборов. В конце концов кто мы такие, чтоб хоть что-то понимать в Богомыслии и в том, как Господь управляет судьбами людей, народов, всех и всего. Святая Евфимия Всехвальная, моли Бога о нас!
Сегодня, 31 мая, вспоминаем все семь Вселенских Соборов и всех, кто в них участвовали. Соборы объявлялись в самые сложные для Церкви времена. И собирались там лучшие из лучших. Причем звание и регалии не имели особенного значение. О плодах веры судили по делам. Чудотворцы, миротворцы, православные ученые, пустынножители, аскеты, странноприимцы, великие молитвенники, любимые пастыри собирались вместе, вырабатывали догмы, вновь и вновь искореняли ересь. Первые два Вселенских Собора были в четвёртом веке, следующие два – в пятом, два – в шестом. Седьмым Вселенским Собором в 787 году заканчивается эпоха Вселенских Соборов. На каждом Соборе было от 150 до более 600 участников. Присутствовал цвет Христианства. Чуть более подробно можно прочитать в этой статье. Также в Православной Церкви каждый из семи Соборов празднуется еще и отдельно. Святые отцы, цвет Христианства, благодарим за отстаивание Истины и точные формулировки Православия. Молите Бога о нас!