Найти в Дзене
О православном Богослужении

О православном Богослужении

Разбираем порядок и смысл православного Богослужения. Читайте наши статьи, чтобы не чувствовать себя неловко в храме.
подборка · 10 материалов
11 месяцев назад
Литургия апостола Иакова Мало кто знает, что помимо принятых в византийской православной традиции Литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова (Литургия Преждеосвященных Даров), существует еще Литургия апостола Иакова. Согласно преданию, это одна из первых Литургий, составленная апостолами. Позднее она несколько раз подвергалась изменениям и дополнениям. Выделяют следующие этапы становления чинопоследования Литургии апостола Иакова: 🟠«Апостольский» (III-IVвв., когда сложилась структура) 🟠Редакция святителя Кирилла Иерусалимского (380-е гг.) 🟠Период до сирийского заимствования (до сер.V в.) 🟠Ранне-византийский период (вторая пол.V-VI вв.) 🟠Поздне-византийский период (до X в.): литургии апостола Иакова, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста тесно взаимодействовали, включая в себя элементы друг друга. Сейчас данная Литургия совершается в день памяти апостола Иакова, брата Господня, 23 октября (5 ноября) в Иерусалиме, Александрии и на острове Закинфе. До IX в. ее регулярно служили в Палестине, на горе Синай, в Южной Италии, Кипре и некоторых других местах, но постепенно заменили Литургиями святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Просветители славян, святые Кирилл и Мефодий, не стали переводить чинопоследование Литургии апостола Иакова, поскольку в византийской традиции она не использовалась. Практику служения Литургии апостола Иакова ввели в Русской Зарубежной Церкви. Также ее служили в Ленинграде при при митрополите Никодиме (Ротове), в день памяти апостола Иакова, в Крестовой церкви митрополита или в соборе Александро-Невской Лавры, а также в учебном храме апостола Иоанна Богослова при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Особенности чинопоследования Литургия апостола Иакова значительно короче привычной нам Литургии святителя Иоанна Златоуста или свт. Василия Великого. В частности, из ее состава исключен целый пласт песнопений: первый и второй антифоны, "Единородный Сыне", "Во Царствии Твоем", а также вход и блок тропарей. Сразу после Великой ектении поется "Святый Боже", читается чтение из Ветхого Завета, затем Евангелие и Апостол (на Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого чтения из Ветхого Завета не положено, а Апостол и Евангелие меняются местами). Затем следует ектения и после нее снова читаются отрывки из Ветхого Завета и Апостольских посланий. Еще одна особенность Литургии апостола Иакова — пение "Да молчит всякая плоть человеча" вместо "Херувимской песни" ("Да молчит" поется также на Литургии в Великую Субботу (суббота перед Пасхой)). Затем следует "Милость мира" (некоторые возгласы священника не совсем совпадают с привычными нашему уху, но в целом структура сохраняется). На Литургии апостола Иакова не поется "Достойно есть" или "О тебе радуется", поскольку эти песнопения были составлены значительно позже. После причащения возглашаются молитвы, в которых мы благодарим Господа за то, что Он сподобил нас причаститься Святых Таин. Завершается Литургия апостола Иакова возгласом священника: "Благословен Бог, благословляяй и освящаяй ны причащением святых и пречистых Его Таин, ныне, и присно, и во веки веков". #литургия #литургияапостолаИакова #богослужение ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Благодарственный молебен Святые отцы учат, что мы должны благодарить Бога за оказанные нам благодеяния. Праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Для чего нужно за все благодарить Бога и добрых благотворительных людей? Больше для нашей же пользы. Чтобы нежнее, тоньше были чувства нашей души, чувство зависимости нашей во всем от Бога и от добрых людей, признательной к ним любви и чувство нашего ничтожества без Бога, чувство нашей немощи обойтись без помощи добрых людей». Именно поэтому в Церкви появилось последование под названием "Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием" или просто "благодарственный молебен". Благодарственный молебен начинается с возгласа как на утрени: "Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице". Затем читается благодарственный 117 псалом. Он был написан, вероятно, по случаю возвращения иудеев из плена вавилонского и освящения второго храма в Иерусалиме. Далее произносится великая ектения с добавлением благодарственных прошений, а после нее поется "Бог Господь" со стихами (как и на утрени) и благодарственные тропари. После тропарей читается отрывок из послания апостола Павла к Ефессянам. Основная мысль его в том, что мы, христиане, должны искать радости не в различных увеселениях, но радоваться о Господе. Затем следует чтение из Евангелия от Луки, где описывается исцеление десяти прокаженных, из которых только один вернулся поблагодарить Спасителя. На сугубой ектении также добавляются благодарственные прошения. Завершается молебен пением хвалебного гимна прп. Амвросия Медиоланского "Тебе Бога хвалим". #молебен #благодарственныймолебен #молитва КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Крестный ход. Что он означает? Крестный ход — это торжественное шествие с иконами и хоругвями и другими святынями вокруг храма или к назначенному месту. В нашей обители, например, на праздник Колочской иконы Божией Матери, 22 июля, и на Крещение Господне, 19 января, совершается Крестный ход на Святой Источник. Свое название "Крестный ход" получил потому, что на нем всегда носят Запрестольный Крест (тот, который стоит в алтаре за Престолом). Начало традиции Крестных ходов некоторые исследователи видят еще в Ветхом Завете, а именно в шествии израильтян вокруг Иерихона с Ковчегом Завета. А в христианской Церкви учредителем Крестных ходов считается святитель Иоанн Златоуст. В то время еретики ариане устраивали массовые шествия с пением своих гимнов. В противовес им святитель постановил проводить аналогичные процессии, на которых несли иконы и кресты с пением псалмов. На Руси Крестные ходы получили широкое распространение. На Пасху, на Светлой Седмице, в престольные праздники совершается Крестный ход вокруг храма. На Крещение Господне традиционно ходят на ближайшие источники и водоемы для освящения воды. Старожилы села Колоцкое вспоминают, что ранее на Крещение делали прорубь (Иордань) на Святом пруду и освящали воду. После возрождения монастыря стали ходить Крестным ходом на Источник. Существуют также и многодневные Крестные ходы. Так, из "Повести о Луке Колочском" мы знаем, что он шел с обретенной Колочской иконой Богоматери до самой Москвы. До революции была традиция ходить с Колочской иконой в город Гжатск (ныне Гагарин). Совершались Крестные ходы и в годы эпидемий. Например, в 1848 году Можайск и окрестности охватила эпидемия холеры. Но после того как по всем поселениям пронесли Колочскую икону болезнь отступила. В память об этом в селе Андреевское Можайского района был устроен храм в честь Колочской иконы Божией Матери (единственный на настоящий момент). Крестный ход вокруг храма идет всегда против солнца. Таким образом мы как бы движемся навстречу Солнцу Правды, Христу. #крестныйход #Колочскаяикона@kolockiymonastyr #богослужение КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Что такое Акафист Акафист в переводе с греческого означает "неседален", что указывает на то, что читать или слушать его нужно стоя. Акафист может быть посвящен Спасителю, Божией Матери, какому-либо святому или празднику. Каждый акафист состоит из особых частей: кондаков и икосов. Кондак — это краткая песнь, которая заканчивается словом "Аллилуия". За кондаками следуют икосы. Каждый икос начинается с краткого "вступления", в котором раскрывается то или иное обстоятельство жизни святого, упоминается какое-то чудо или событие. А затем следуют хайретизмы (восхваления). Каждый хайеретизм начинается словом "Радуйся". Последняя строка первого кондака и всех икосов одинакова и называется припевом акафиста. Например, в акафисте Колочской иконе Божией Матери припев звучит так: "Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков радование". Как читать акафист? ✔️Сначала читают двенадцать кондаков и икосов. ✔️Затем трижды читается тринадцатый кондак. ✔️Потом снова читают первый икос и первый кондак. ✔️И наконец читается молитва. Среди верующих людей есть благочестивый обычай в сложной ситуации исполнять "домашний сорокоуст" — читать акафист на протяжении сорока дней без перерыва. #акафист #молитва КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Что такое Часы в Богослужебном круге. В суточный круг Богослужений входят Первый, Третий, Шестой и Девятый Час. В наше время Часы не совершаются отдельно (за исключением т. н. "Царских Часов"), а присоединяются к Литургии или вечернему Богослужению. Третий и Шестой Часы читаются перед Литургией (во время их чтения священник в алтаре совершает Проскомидию). 🟠Третий Час — это воспоминание о суде над Христом у Пилата, Его бичевании, а также о сошествии Святого Духа на апостолов. 🟠Шестой Час посвящен воспоминанию о распятии Спасителя. Девятый час предваряет вечернюю службу, а Первый час завершает ее. 🟠Девятый час — это напоминание о смерти Спасителя на Кресте и Его Сошествии во ад. 🟠Первый час (по нашему времени около 7 часов утра) содержит моление об освящении наступившего дня. Посвящение Часов особенно ярко раскрывается в дни Великого Поста, когда читаются особые "тропари Часа" (в остальное время их заменяют тропари дневного святого или праздника). Тропарь Первого Часа: Заутра услыши глас мой, / Царю мой и Боже мой. Тропарь Третьего Часа: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа / в третий час Апостолом Твоим низпославый: / Того, Благий, не отыми от нас, / но обнови нас, молящих Ти ся. Тропарь Шестого Часа: Иже в шестый день же и час, / на кресте Пригвождей / в раи дерзновенный Адамов грех, / и согрешений наших рукописание раздери, / Христе Боже, и спаси нас. Тропарь Девятого Часа: Иже в девятый час / нас ради плотию смерть вкусивый, / умертви плоти нашея мудрование, / Христе Боже, и спаси нас. #богослужение #устав #часы КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Всенощное бдение. Часть 4. Утреня (окончание). Одна из важнейших частей утрени — чтение канона. Канон посвящен какому-либо событию или святому и состоит из 9 частей (песней). Каждая песнь состоит из определенного количества тропарей. Тропари канона читаются, а вот предваряющие их ирмосы поет хор. Каждый ирмос посвящен воспоминанию определенного события из Ветхого Завета: 🟠Ирмос 1-й песни — переход евреев через Красное море. 🟠Ирмос 2-й песни — обличительные слова Моисея к евреям, забывшим Бога во время путешествия в пустыне. Звучит только во время Великого поста. 🟠Ирмос 3-й песни — благодарение Анны, матери пророка Самуила за дарование сына. 🟠Ирмос 4-й песни — вспоминает явление Бога в блеске солнечного света пророку Аввакуму, что означало славу Христа. 🟠Ирмос 5-й песни — содержит пророчество о воскресении мертвых; его мотив взят из книги пророка Исаии. 🟠Ирмос 6-й песни — это история пророка Ионы, брошенного в бездну морскую и пробывшего три дня во чреве кита. Его текст с одной стороны, напоминает нам о нашей погруженности в бездну греха, а с другой — говорит о том, что беды, от которой бы не избавил Господь того, кто молится Ему. 🟠Ирмосы 7-й и 8-й песней имеют в своей основе песнь, которую пели три отрока в пещи вавилонской. 🟠Ирмос 9-й песни прославляет Божию Матерь. Между 8 и 9 песнями канона поется "Величит душа моя Господа". Это песнопение называется "песнью Богородицы", поскольку его текст — это слова, произнесенные Девой Марией в ответ на приветствие праведной Елисаветы. После канона и малой ектении читается светилен, то есть "возвещающий приближение света". Второе название этой молитвы "экзапостиларий" от греческого "высылаю", потому что по уставу человек выходил с клироса для пения светильна. Самые известные и трогательные светильны звучат на Страстной седмице: "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный" и "Разбойника благоразумнаго". Затем поются особые "Хвалитные псалмы" ("Всякое дыхание да хвалит Господа") и стихиры на хвалитех. "Хвалитны" или "Хвалитные псалмы" называются так потому, что в них много раз повторяется слово "хвалите". После "Хвалитных" священник возглашает: "Слава Тебе, показавшему нам свет" и хор в ответ поет Великое славословие ("Слава в вышних Богу"). Когда всенощное бдение служили всю ночь, то этот момент совпадал с появлением первых лучей солнца. Завершается утреня произнесением сугубой и просительной ектений и благословением священника. К утрени также присоединяется Первый час. Продолжение следует #всенощноебдение #устав #утреня #богослужение ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ ЧАСТЬ 1 ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ ЧАСТЬ 2 ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ