Найти в Дзене
Традиции праздников

Традиции праздников

Разбор праздничных традиций
подборка · 6 материалов
9 месяцев назад
🎄 Откуда у «Ёлочки» корни растут? История создания самой новогодней песни 🌲 Когда речь идет о зимних праздниках, трудно представить себе Новый год без знаменитой песни «В лесу родилась ёлочка». Её мелодия звучит на всех утренниках, культурных мероприятиях и домашних посиделках, объединяя поколения. Но знаете ли вы, откуда взялись эти строки и кто стоит за их созданием? 🤔 Оказалось, что автором текста является Раиса Адамовна Кудашева (урождённая княжна Гидройц), женщина с удивительной судьбой. Родившись в 1878 году, она пережила множество испытаний, работала учительницей, библиотекарем, а также публиковала свои произведения в детских журналах. Однако к славе она относилась весьма прохладно, предпочитая оставаться в тени под разными псевдонимами. ✍️ Однажды, в 1899 году, Кудашева написала стихотворение «В лесу родилась ёлочка», которое было опубликовано в журнале «Малютка». Стихи представляли собой сценарий для детской рождественской игры, где детишки должны были петь и веселиться, чтобы получить подарки с ёлки. Однако настоящий успех пришел к этому произведению лишь через несколько лет. ⭐️ В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка». Спустя два года оно попало в руки агронома и музыканта Леонида Карловича Бекмана. Он решил положить стихи на музыку, и вот, 17 октября того же года, родился шедевр. По воспоминаниям жены Бекмана, Елены Бекман-Щербины, песня появилась благодаря маленькому событию – рождению второй дочки, Ольги. Леонид Бекман написал песню для своей старшей дочери Вероники, которая быстро её выучила. Елена, чтобы не забыть мелодию, тут же её записала. 🎶 Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия «Ёлки» перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898 г.). Тем не менее, несмотря на возможные заимствования, композиция Бекмана приобрела самостоятельную популярность и стала неотъемлемой частью русского Нового года. 🎵 Так, благодаря таланту двух людей, мир получил одну из самых любимых новогодних песен. 💫 Хотите узнать больше интересных фактов о русском культурном коде? Следите за нашим каналом и приглашайте друзей! #песни @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
9 месяцев назад
🎄✨Завершаем разбор «ёлочной» новогодней традиции ✨🎄 В финальном посте серии поговорим про Деда Мороза и про судьбу праздника в XX веке. Объединение двух образов — Мороза с елкой происходит во второй половине 19 века, когда в городской среде отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не приживаются. Однако представления о святом Николае оказывают прямое влияние на создание образа Деда Мороза 🎅 В 1880-х годах начинает закрепляться визуальный образ волшебника, благодаря европейским почтовым карточкам, и уже к началу 20 века, повсюду используется знакомый нам образ доброго бородатого деда, который дарит детям подарки 🎁 Все еще помнят, что традиция рождественского дерева пришла в Россию из Германии, и в начале 20 века по-прежнему воспринимается, как немецкая. С началом Первой мировой войны разгораются патриотические страсти, а Санкт-Петербург был переименовывают в Петроград. На этой волне в официальной печати начинаются выступления против «немецкости», в том числе немецкого обычая рождественской елки. В 1916 году Святейший Синод призывает патриотов не ставить в домах елки, поскольку это неправославный антипатриотический и «немецкий обычай». Октябрьская революция 1917 года принципиально идет наперекор всему, называя город Петербургом и реабилитируя елку🎄 Большевики попытаются заменить все имперское, включая буржуазные религиозные праздники — светскими. Вифлеемскую звезду на советской елке сменяет коммунистическая красная. Игрушечных ангелочков — серпы и молоты, красноармейцы, самолетики и танки. Новый год позиционируется исключительно, как праздник для детей: с 1918 на 1919 год в московском детском приюте в Сокольниках проводится детская елка, на которую приглашают Ленина. Странно, правда? Меньше года Брестскому миру, а власти возвращают праздник, который прочно ассоциируется с Германией. Но все равно на елку, как на пережиток прошлого быта и символ буржуйского Рождества начинаются народные гонения + подключаются эко-активисты, возмущающиеся вырубкой молодого ельника. Наиболее радикальные революционеры предлагают не только отменить Рождество как «поповский пережиток», но и Новый год, и елки и все прочие атрибуты праздника. Что за радость? Гадость! Почему я с ёлками пристал? Мой ответ недолог: нечего из-за сомнительного рождества Христа миллионы истреблять рождённых ёлок. Владимир Маяковский - Рождественские пожелания и подарки, 1926 24 сентября 1929 г. постановлением Совета народных комиссаров празднование Рождества официально запрещается. Новогодние торжества также отменены как буржуазные и поповские пережитки. Рождество объявляют Днем индустриализации. Под запрет попадают и елки, и Дед Мороз. Но уже в октябре 1935 года политика меняется. «.... Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?". Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим"». Никита Хрущев - Воспоминания. Время. Люди. Власть. Книга 1, 1970 28 декабря 1935 года в газете «Правда» выходит заметка, которая реабилитирует и возвращает новогоднюю елку 🌟 Уже в следующем году на празднике впервые появляется... Снегурочка! И страна кидается праздновать новый-старый праздник с удвоенной силой. Игрушки, гирлянды, мальчик-Новый Год (не прижился), шампанское, мандарины (это уже 1970-е) и прочее, что вы и так хорошо помните 🥂🍊 В общем, мы здесь не про то, что не нужно праздновать Новый Год или ставить ёлку. А про то, как легко привносить в культуру новое. Но при этом что не изменилось со всеми этими внешними веяниями? То и есть русский культурный код! С наступающим! 🎉 #обычаи @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
10 месяцев назад
Сегодня на значительной части планеты Рождество Христово. И хотя мы будем праздновать его 7 января, хотелось бы для вас осветить любопытный факт, много говорящий о том, как заимствования влияют на культуру ✨ Наверняка, многие хорошо помнят известную мелодию из заставки к телепередаче «В мире животных». И также хорошо помнят, что называлась эта композиция «Жаворонок». Вот она в исполнении всемирно-известного оркестра под управлением знаменитого французского композитора, аранжировщика и дирижера Поля Мориа 🎼 Мог ли советский гражданин даже предположить, что раз в неделю слушает по Первому каналу Рождественскую кантату из далекой Аргентины? 🌍 Автором мелодии является аргентинский композитор Ариэль Рамирес, который написал кантату для хора «Рождество Господне» (исп. Navidad Nuestra) на слова Феликса Лу́на (Félix Luna) (1964). Кантата состоит из 12 частей, а ее десятая часть называется «Паломничество» (исп. La peregrinación), и она как самостоятельная песня до сих пор очень популярна в испаноязычном мире. Вот тут можно даже гитарные аккорды посмотреть в простейшем варианте, а тут насладиться исполнением Хосе Карераса 🎤 Ариэль Рамирес — один из самых известных аргентинских композиторов XX века, пианист и дирижер, ушедший от нас в 2010-м. Его перу принадлежит, например, музыка к самбе «Alfonsina y el Mar». 🎹 У Рамиреса много религиозной музыки, что для латиноамериканского музыканта отнюдь не удивительно. Кантата Судамерикана, «Месса за мир и справедливость» на тексты Иоанна-Павла II. И так далее. Были и другие произведения, и много киномузыки, но все-таки большая часть наследия Ариэля Рамиреса — это именно духовная музыка 🎶 Удивительное дело. Это сейчас можно послушать эту часть кантаты («Паломничество») в оригинальном варианте — хотя бы в исполнении Хора Валаамского монастыря. Тут же можно услышать перевод текста (вот тут перевод ближе к оригиналу, а на видео к посту адаптация, но тоже очень красивая) 📜 А раньше и послушать никак нельзя было. Как же эта отдельная мелодия добралась в СССР через Атлантический океан и всю Европу? 🌊 Этому есть простое объяснение. Мелодию из кантаты «Рождество Господне» Ариэля Рамиреса услышали во Франции. Французы оценили потенциал мелодии, изменили начальное «A la huella» — «по стопам» — на французское Alouette — жаворонок 🇫🇷 И песня стала французской. Жаворонок стал по-французски легким, немного беззаботным, вне религиозного контекста, но не утратил при этом некоторую положенную грусть-печаль 🎵 Песню аранжировал Поль Мориа, и «Жаворонок» полетел дальше и залетел далеко на восток. В СССР в это время готовились первые выпуски новой телевизионной программы «В мире животных». И французский «Жаворонок», он же аргентинское «Паломничество», сразу и навсегда прижились и на новом месте 📺 Вот так в советские время граждане СССР слушали мелодию из кантаты, в которой рассказывалось о Евангельском событии, происшедшем почти 2000 лет назад. Если сказать тогда об этом советским людям, никто бы не поверил 🤔 А ведь это была, своего рода, мелодийная проповедь во времена атеизма, звучавшая на всю страну из самого мощного пропагандистского оружия — телевизора. Многие из нас слушали эту прекрасную музыку, не отрываясь от экранов. Жалко только, что не родные мелодии для этого использовались, будучи порядком забытыми, а пришлось привлекать далёкие страны 🙏 Дивны дела Твои, Господи! #песни @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
10 месяцев назад
Продолжаем про новогодние ёлки 🎄 Возвращаемся в Россию. Во времена Петра ветви ели, как рекламные вывески висят в основном на кабаках подолгу, до полного осыпания иголок 🍺 В послепетровское время указ подзабывается, но питейные заведения по-прежнему продолжают вешать ветки на входе, ставить елку на крыше, или привязывать ее у ворот. И по этим «штендерам» узнаются кабаки. В народе питейные забегаловки называют «елками» и «Иванами елкиными», также часто в ходу выражение «быть под елкой» 🌲 Моду уже на настольные нарядные елки вносят те же немцы, обильно заселившие Петербург 🇩🇪 В 1818 году памятуя о собственном детстве в Германии, нарядную инсталляцию ставит у себя в покоях супруга императора Николая I, Александра Федоровна (принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская), а через десяток лет, в 1828 году, устраивает во дворце первую детскую елку 🎁 На столах готовятся и раскладываются подарки, среди которых разнообразные игрушки, книги, наряды, украшения и многое другое. Мальчиков ожидают военные игрушки — солдатики, сабли и ружья 🎮 Очень важно с точки зрения последовательности распространения «ёлочной традиции» по миру, что именно в рождественский сочельник 1818 г. в Аничковом дворце по указанию Александры Федоровны была поставлена и зажжена елка 🎄Рождественская елка, совершенно обычная для Германии, положила начало традиции, которая, выйдя из светских гостиных, распространилась на всю Россию. В камер-фурьерском журнале за 1837 г. имеется запись о подготовке Рождества в Аничковом дворце, куда вся семья Николая I переехала после пожара в Зимнем дворце: «24 декабря. Сочельник. Сего вчера приготовлены были в Большой столовой комнате убранные конфектами, золочеными орехами и яблоками елки, которые и поставлены были на 9 круглых столах, на коих также находились и разные вещи» 🍎 Немецкая традиция (с помощью нашего рекламного размаха) переходит в Англию в 1848 году вместе с немецким мужем королевы Виктории принцем Альбертом. В том году гравюра, на которой изображена королевская семья, собравшаяся вокруг рождественского дерева в Виндзорском замке, появляется в газете "The Illustrated London News" и сразу становится сенсацией 📰 Хвойный бренд в России усиливает волшебная атмосфера немецких сказок: «Щелкунчик и Мышиный король» (1816) и «Повелитель блох» (1822) Гофмана. А окончательно сердца в 1892 году взрывает хитовый балет «Щелкунчик» с чарующей музыкой Петра Чайковского и зрелищным шоу Мариуса Петипа, появившийся по заказу дирекции Императорских театров 🎶 И немецкий праздник задает России совершенно новый тон, чарующий, сказочный и волшебный, со зрелищными украшениями, нарядной елкой, угощениями и подарками 🎁 Постепенно прижившееся рождественское дерево спускается со столов на пол, демонстрируя свой большой рост. В 1852 году в здании Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Санкт-Петербурге ставится первая публичная елка + появляются елочные базары 🎄Постепенно елки втекают в дома российской аристократии и дворянства. Их покупку и украшения скрывают от детей, закрывая на время доступ в общую комнату. Необычно упаковывают и сами подарки — куклы, карандаши, солдатики, книги и игрушки надежно заворачивают в слои плотной цветной бумаги для большего эффекта неожиданности 🎁 На елках горят восковые свечи, а электрическая гирлянда появится только к 1872 году и впервые загорится на празднике елки в зале Дворянского собрания в Петербурге 💡 То есть примерно к этому времени в России да и в мире протестантская по сути традиция мистерии «Адам» становится новогодним праздником. С учетом такого происхождения становится понятная символика ели – райское дерево, а конкретнее Древо познания добра и зла, раз уж на ней яблоко и змей. Тут же ответ на вопрос про еловые ветви на похоронах. Далее будет немного про Деда Мороза и Снегурочку. Генрих Манизер - Елочный торг, 1870-е Артисты Мариинского театра в премьерной постановке балета «Щелкунчик». Санкт-Петербург, 1892 Воспитанники приюта принца П. Ольденбургского на новогодней елке, 1913 #обычаи @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
10 месяцев назад
Новогодняя ёлка – часть русского культурного кода? 🎄✨ В прошлый раз мы выяснили, что традиция наряжать ёлку на новый год пришла к нам с Петром I из «немецких» земель в 1699 году. Сегодня попробуем выяснить, откуда она там взялась и что символизировала. Как и помазанием, придется нам из наших земель перебраться в Европу. 🌍 Каких-либо отсылок на дерево, как символ празднования Рождества Христова в Новом Завете нет, но в Германии есть древняя легенда о Святом Бонифации: чтобы доказать превосходство христианства, он хочет продемонстрировать бессилие языческих богов и срубает священное Древо Донара (Тора). (Саксы поклонялись германскому богу Донару, проводя обряды у старого дуба, как и славяне). На вопрос потрясенных германцев, как им отмечать Рождество, Бонифаций указывает им на маленькую пихту, уцелевшую под рухнувшими ветвями дуба. Ее вечнозеленые ветви символизируют бессмертие, а верхушка указывает на небеса, как место обитания Бога. ☀️ Формирование рождественского ритуала происходит в немецкой традиции уже в конце Средневековья. Хвоя восходит к «райскому дереву» предрождественской мистерии, созданной еще в 12 веке — театрализованной постановки, посвященной истории грехопадения, поскольку 24 декабря западными христианами отмечается память прародителей Адама и Евы. В качестве декорации, учитывая зиму, используют вечнозеленое дерево, которое украшают яблоками (символ запретного плода) и вафлями или печеньем (символ причастия и искупления). Ну и змеем, естественно, в виде серпантина (лат. Serpens – змея, а на немецком die Papierschlange – серпантин как украшение, тоже от die Schlange – змея). Реквизит этой мистерии, аналогично рождественскому вертепу, внедряется в обрядовый обиход. 🍎🍪 Но во многих источниках вы найдете легенду о том, что немецкий реформатор и богослов Мартин Лютер в 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, был необычайно очарован красотой звёздного неба и ели под ним: открывшаяся картина напомнила ему о Вифлеемской звезде, которая стала путеводной для волхвов в Рождественскую ночь. Мартин Лютер решил повторить это чудо дома: принёс домой маленькую ёлочку, поставил её на стол, украсил ветви свечами, а вершину — звездой. 🌟 Какая связь между мистериями про изгнание Адама и Евы из Рая и первым протестантом? Красивая легенда о Лютере скорее всего просто легенда. Более реальной выглядит история, что ёлка надолго стала одним из символов реформации. В некоторых городах пытались запрещать и мистерию и собственно ёлки. В знак протеста приверженцы Лютера переносили их из церквей в дом и выставляли в окнах, чтобы прохожие видели их приверженность. Некоторые реформаторы считали, что пророчество о рождественской ёлке изрёк Исаия в 60:13: "Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр,чтобы украсить место святилища Моего" (в оригинале вместо кедр стоит слово сосна или ёлка). В общем, в некотором смысл ёлка – символ сопротивления. И вот Петр I во время своего Великого посольства увидел эту традицию, уже широко распространенную в протестантских странах, и решил ее привезти в Россию. Далее поговорим о том, что из этого вышло. Цветная литография по фреске Генриха Марии фон Гесса, 1834-44 #обычаи @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
10 месяцев назад
🎄Новогодняя ёлка – часть русского культурного кода? В свете предстоящих новогодних праздников мы не можем не затронуть тему их соответствия нашему культурному коду. Небольшая серия постов будет посвящена традиции наряжать новогоднюю ёлку и все вокруг этого. Выводы оставим вам, с нас только факты. Но для старта вопрос – есть ли связь между еловыми ветвями на похоронах и новогодней ёлкой? Итак, приступим. Достаточно известный факт, что праздновать Новый Год и наряжать ёлку 1 января начали с соответствующего указа Петра I 📜 Что любопытно, долго считалось, что самого собственноручно написанного Петром документа не существует, но в 2021 году все-таки был обнаружен текст (на фото): «О Новом годе внесть, где пристойно. Сего генваря перваго дни значют Новой год праздновать 1 генваря, которой пред сим отправляли сентября 1». Про изменение летоисчисления и календаря говорить здесь не будем, хотя тема тоже очень интересная ⏳ Первый Новый год уже официальный текст указа обязует праздновать с украшением экстерьера жилищ ветвями сосны и елки на немецкий манер: «...В знак того доброго начинания и нового столетнего века… учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней аптеки…, а людям скудным хотя бы по деревцу или ветви на ворота, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по 7 день того же 1700 года.» Вы можете спросить, а как же праздновали Рождество до этого указа? Вдруг там была ёлка? ❓ Не было. Старинной рождественской традицией было устройство в середине декабря в храмах Москвы и других городов Пещного действа – церковной мистерии на ветхозаветный сюжет. Историю о трех отроках, брошенных за преданность истинной вере в огненную печь и спасенных по велению Господа, представляли певчие дьяки, их ученики и скоморохи. В Кремле Пещное действо происходило во время заутрени в Успенском соборе на глазах у государя. Царь Михаил Федорович особенно любил наблюдать эту красочную церемонию, которая разыгрывалась исполнителями около подобия страшной печи – деревянного резного сооружения с горящими внутри углями – и завершалась чудесным спасением отроков 🔥 Были, естественно, и другие традиции, но никаких ёлок и их украшения там тоже не было. Вообще до Рождества шёл Филипповский пост, второй по строгости после пасхального. А после Рождества (25 декабря по старому стилю) начинались Святки, продолжавшиеся до Крещения (6 января по старому стилю) 🕯 Празднование в этот период всем более-менее известно под названием Колядки. Очевидно, что их история идет еще от языческих времен, и в своей основе имеет празднование «удлинения светового дня», говоря современным языком, или «солоноворота», говоря похоже как было тогда 🌞 Естественно, такое мероприятие не приветствовалось Церковью. Например, соответствующие предупреждения есть в специальной грамоте царя Алексея Михайловича 1649 года: «ведомо учинилося», как по всей Москве «в повечерии Рождества Христова кличат многие люди Коляду и Усеня, а игрецы бесовские – скоморохи с домрами и с дудами, со медведи ходят; бабы всяко животно скотское и птичье пекут… Засим плясанье и пение производят». Царь запрещает все это, как «зело греховное». Стоглавый Собор 1551 года также укоряет христиан в том, что «во градех и селех творят еллинския (то есть языческие) беснования, игры, плясание против праздника Рождества Христова и в нощи, славя Коляду…». Постепенно Колядки превратились в Святки и стали вполне благопристойным событием, хотя и не без некоторого "флёра". Много чего было на этом праздновании, но ёлки в них до Петра так и не появились. Пока делаем вывод, что искать смысл ёлки нужно в тогдашней Германии, откуда Петр и привез это новшество. Но про это уже в другом посте. Копия поручения Петра I из архивов РГАДА. Николай Рерих, «Пещное действо», 1907 #обычаи @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK