Найти в Дзене
Русская живопись

Русская живопись

Здесь оживают березовые рощи Левитана, бушуют моря Айвазовского и смотрят с портретов загадочные красавицы Врубеля.
подборка · 47 материалов
Художник, который мог разругаться с Третьяковым из-за лунного света: пророк, бунтарь или мученик? Кем на самом деле был Иван Крамской
Мы входим в зал Третьяковской галереи, и он встречает нас взглядом. Не картина — взгляд. Суровый, пронзительный, почти болезненно-внимательный. Автопортрет 1867 года. Ему всего тридцать, но в этих глазах — тяжесть мысли, ответственности, невероятной внутренней сосредоточенности. Таким мы его и знаем: Иван Николаевич Крамской — идейный вождь, «апостол правды в искусстве», человек, который изменил всё. Но много ли мы знаем о том, что творилось за этим стальным фасадом? О сомнениях, страхах и титанической...
Как портрет жены Врубеля превратился в русского лешего: история одного озарения
Он явился внезапно, словно древний дух, призванный волей художника. Не плод долгих размышлений, а вспышка озарения, навсегда отпечатавшаяся на холсте. Начав портрет любимой жены, Врубель внезапно соскоблил её почти готовый лик, чтобы дать жизнь иному — старому, морщинистому, с пронзительными голубыми глазами, в которых читалась вся тоска мира. В 1899 году, в тихом имении княгини Тенишевой, в орловском селе Хотылёво, случилось необъяснимое. Михаил Врубель начал писать портрет жены Надежды Забелы, а пробудил к жизни существо, которое сам называл «Сатиром», а критика нарекла «Паном»...
Почему герои русской живописи XIX века не смотрят на нас
Вы когда-нибудь замечали, что почти никто из героев русской живописи XIX века не встречается с нашим взглядом? Они смотрят мимо, в сторону, вниз, вдаль — туда, где граница между реальностью и мечтой становится едва различимой. Взгляд Пушкина на портрете Кипренского пронзает века, но не касается нас. Мария Лопухина у Боровиковского смотрит вглубь парка, будто ища там свободу. Крестьянка Венецианова — в поле, где земля целуется с небом. Даже Толстой у Репина, с плугом в руках, смотрит в почву так, словно в ней скрыта не борозда, а вся вселенная...
Алексей Венецианов — один из самых загадочных и противоречивых художников России
Он выкупал крепостных, но слыл самодуром. Был самоучкой, но учился у Боровиковского. Его могли убить те, кого он писал с любовью. Алексей Венецианов — главный парадокс русского искусства. Как в одном человеке уживались все эти невероятные противоречия? Сегодня я попробую рассказать о самом многогранном и загадочном художнике XIX века, который подарил нам «ту самую» Россию — с бескрайними полями, усталыми жницами и светом, льющимся из окон сарая. Алексей Венецианов родился 18 февраля 1780 года в Москве...
Когда живопись показала правду: картины передвижников, потрясшие Россию
Публика ошеломлена. Это не были парадные портреты и мифологические сцены для дворцов. Здесь был народ — крестьяне, бедняки, деревенская Россия, жизнь без прикрас. Люди на этих полотнах были похожи на зрителей. Впервые русский человек увидел себя — с грязью под ногтями, с горем в глазах, но и с достоинством, которого не замечала Академия. Когда-то я рассказывала на канале про Артель Крамского – тех дерзких художников, которые бросили Академию и решили жить и творить вместе. Но тогда мы оставили наших...
«Миллионы за русский лес»: Топ-5 самых дорогих работ Ивана Ивановича Шишкина
Иван Шишкин — художник, который сделал русский лес главным героем своих картин. Его работы висят в Третьяковке, Русском музее и частных коллекциях по всему миру. Но почему одни его произведения стоят миллионы, а другие — гораздо меньше? Давайте разберёмся в ценности наследия великого пейзажиста. Эти шедевры — национальное достояние, бережно хранимое в музеях. Но именно этюды, наполненные живым дыханием природы и личным почерком мастера, становятся сокровищами частных коллекций. Шишкин, словно мост...