Происхождение луковичных глав 🏠🕌 Луковичные главы – наиболее характерная отличительная особенность древнерусских храмов, своей необычностью сразу привлекающая всех, впервые знакомящихся с русской архитектурой 🏯 Не будем останавливаться на общеизвестных теориях их происхождения, рассмотрим происхождение луковиных глав с точки зрения иеротопии. То есть рассмотрим луковичную главу не как декоративный, а иконографически значимый мотив, имеющий конкретное символическое содержание 📜 Луковичная глава представляет собой очень причудливую и в некотором смысле противоестественную архитектурную форму, требующую возведения над сводом или шатром специальной конструкции 🏛 Такое значительное усложнение строительной задачи трудно объяснить лишь тягой к декоративности и тем более постепенной эволюцией формы. Кроме того, нельзя забывать, что речь идет о церковной главе, с символической точки зрения одной из наиболее важных частей храма, где чисто декоративные эксперименты до XVII в. кажутся маловероятными, вступающими в противоречие со средневековым религиозным способом мышления ✝️ Все эти странности достаточно легко объясняются, если предположить, что введение луковичных глав было некой идейной программой, а сама форма купола воспроизводила символически значимый образец 🏰 Для его обнаружения проанализируем иконографический мотив луковичной главы в восточнохристианском искусстве до ХVII в. 🖼️ Сложившуюся форму луковицы обнаруживаем в Большом и Малом сионах Успенского собора Московского Кремля (на фото), созданных в 1486 году, то есть, как минимум, за столетие до наиболее ранних сохранившихся архитектурных образцов 🏛️ О функциональном назначении сионов в науке существуют разные мнения, но в одном сходятся все исследователи – форма сионов воспроизводит ротонду Воскресения, воздвигнутую над Гробом Господним в Иерусалиме 🕌 С помощью сионов, имеющих второе не менее характерное наименование – "иерусалимы", – устанавливалась символическая связь с первоцерковью, поставленной над первоалтарем – местом погребения и воскресения Христа ✝️ Неразрывное единство с ротондой Воскресения составлял кувуклий или киворий – балдахин, сооруженный непосредственно над Гробом Господним. Поставленный в центре он являл собой символическую сердцевину церкви, своеобразный протохрам, вокруг которого как некая гигантская оболочка возвышалась ступенчатая ротонда Воскресения (современное состояние на фото) 🏛️ Также в миниатюрах Лицевого летописного свода практически все изображения церквей имеют луковичные завершения. Мотив был хорошо известен, поэтому нельзя исключить возможность его использования в архитектурных формах и до конца XVI в. 📜 Однако быстрое и повсеместное утверждение луковичных глав в каменном зодчестве XVII в., стремление заменить старые купола на новые луковичные, распространение луковицы исключительно в русских храмах заставляет предположить, что процесс перевода стилизованного символического мотива в реальную архитектурную форму был стимулирован конкретной инициативой центральной власти. 🏛️ Скорее всего, эта инициатива относится ко времени Бориса Годунова, в правление которого идея "Москвы – второго Иерусалима" приобретает совершенно особое звучание. По свидетельству источников, главное дело своей жизни царь Борис видел в создании в Московском Кремле Святая святых, точного воспроизведения иерусалимского храма. И кажется вполне вероятным, что разрушенный Лжедмитрием I "золотой гроб" мог иметь луковичную главу. В пользу этого говорят и луковичные главы собора Покрова на Рву, по мнении ряда исследователей, впервые появившиеся на перестроенном после пожара храме в царствование Федора Иоанновича и правление Бориса Годунова. 🏛️ По материалам статьи А.М. Лидова. 📚 #иеротопия @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
8 месяцев назад