Найти в Дзене
История шатрового храма

История шатрового храма

Истоки и развитие шатровых храмов как
подборка · 8 материалов
8 месяцев назад
Происхождение луковичных глав 🏠🕌 Луковичные главы – наиболее характерная отличительная особенность древнерусских храмов, своей необычностью сразу привлекающая всех, впервые знакомящихся с русской архитектурой 🏯 Не будем останавливаться на общеизвестных теориях их происхождения, рассмотрим происхождение луковиных глав с точки зрения иеротопии. То есть рассмотрим луковичную главу не как декоративный, а иконографически значимый мотив, имеющий конкретное символическое содержание 📜 Луковичная глава представляет собой очень причудливую и в некотором смысле противоестественную архитектурную форму, требующую возведения над сводом или шатром специальной конструкции 🏛 Такое значительное усложнение строительной задачи трудно объяснить лишь тягой к декоративности и тем более постепенной эволюцией формы. Кроме того, нельзя забывать, что речь идет о церковной главе, с символической точки зрения одной из наиболее важных частей храма, где чисто декоративные эксперименты до XVII в. кажутся маловероятными, вступающими в противоречие со средневековым религиозным способом мышления ✝️ Все эти странности достаточно легко объясняются, если предположить, что введение луковичных глав было некой идейной программой, а сама форма купола воспроизводила символически значимый образец 🏰 Для его обнаружения проанализируем иконографический мотив луковичной главы в восточнохристианском искусстве до ХVII в. 🖼️ Сложившуюся форму луковицы обнаруживаем в Большом и Малом сионах Успенского собора Московского Кремля (на фото), созданных в 1486 году, то есть, как минимум, за столетие до наиболее ранних сохранившихся архитектурных образцов 🏛️ О функциональном назначении сионов в науке существуют разные мнения, но в одном сходятся все исследователи – форма сионов воспроизводит ротонду Воскресения, воздвигнутую над Гробом Господним в Иерусалиме 🕌 С помощью сионов, имеющих второе не менее характерное наименование – "иерусалимы", – устанавливалась символическая связь с первоцерковью, поставленной над первоалтарем – местом погребения и воскресения Христа ✝️ Неразрывное единство с ротондой Воскресения составлял кувуклий или киворий – балдахин, сооруженный непосредственно над Гробом Господним. Поставленный в центре он являл собой символическую сердцевину церкви, своеобразный протохрам, вокруг которого как некая гигантская оболочка возвышалась ступенчатая ротонда Воскресения (современное состояние на фото) 🏛️ Также в миниатюрах Лицевого летописного свода практически все изображения церквей имеют луковичные завершения. Мотив был хорошо известен, поэтому нельзя исключить возможность его использования в архитектурных формах и до конца XVI в. 📜 Однако быстрое и повсеместное утверждение луковичных глав в каменном зодчестве XVII в., стремление заменить старые купола на новые луковичные, распространение луковицы исключительно в русских храмах заставляет предположить, что процесс перевода стилизованного символического мотива в реальную архитектурную форму был стимулирован конкретной инициативой центральной власти. 🏛️ Скорее всего, эта инициатива относится ко времени Бориса Годунова, в правление которого идея "Москвы – второго Иерусалима" приобретает совершенно особое звучание. По свидетельству источников, главное дело своей жизни царь Борис видел в создании в Московском Кремле Святая святых, точного воспроизведения иерусалимского храма. И кажется вполне вероятным, что разрушенный Лжедмитрием I "золотой гроб" мог иметь луковичную главу. В пользу этого говорят и луковичные главы собора Покрова на Рву, по мнении ряда исследователей, впервые появившиеся на перестроенном после пожара храме в царствование Федора Иоанновича и правление Бориса Годунова. 🏛️ По материалам статьи А.М. Лидова. 📚 #иеротопия @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
1 год назад
🏛 Как пресеклась уникальная традиция зодчества Вопросы в комментариях показали, что не все наши читатели в курсе весьма знаменательного для русского зодчества события - около 370 лет назад в 1652 году патриарх Никон запретил возведение на Руси шатровых церквей: они якобы не соответствуют православному канону. Так на два столетия пресеклась традиция зодчества, не имевшая аналогов в Европе. Возникает вопрос - зачем Никон ввёл этот запрет? Оставим в стороне вопрос - был ли запрет на самом деле? Количественный анализ истории строительства шатровых храмов показывает просто катастрофическое падение сразу после его патриаршества, восстановившееся уже только в XIX веке на новой волне интереса к русским корням. Что же было такого в шатре, что Никон повелел "по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трёх, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить…"? Первое. Нельзя отделять этот запрет от общей реформы, приведшей к Расколу. Хотя есть исследователи, ратующие за версию, что Никон хотел свой Новый Иерусалим сделать уникальным... Общая цель реформ Никона, а скорее даже Алексея Михайловича, - принять или даже навязать Руси "греческий" вариант православия. В кавычках потому что вопрос был политическим, а не религиозным - Русь только что получила новые территории на Украине. Почему было принято менять именно Русь, а не новые территории - вопрос отдельный. Передача духовной власти над территорией (согласие Константинополя на назначение митрополита не Константинополем, а Москвой), потребовало определенных уступок, частью которых была та самая "справа", а все ширившийся поток клириков с этих самых территорий, присоединенных по Андрусовскому перемирию 1667 года, очень способствовал процессу. Но в целом все признаки, отличавшие православие на Руси, было решено "отменить". Под раздачу попали и уникальные шатровые храмы. Византийский крестово-купольный тип храма стал единственно возможным. Второе. К XVII веку каменные шатровые храмы уже начинают терять свою изначальную аскетичность, обрастают узорочьем. Шатер перестаёт быть единым с объемом храма, становится просто украшением. Многоглавые шатровые храмы уже скорее произведения искусства, а не видимый символ преображения человека. Никон изначально был борцом за чистоту, сочувствовал идеям кружка ревнителей древнего благочестия. Такое искажение чистого символа могло быть им расценено как обмирщение самой идеи храма-знака и, соответственно, отвергнуто. И третье. В Европе вовсю разворачиваются тенденции и идеи Нового времени, проникающие и на Русь в разных видах. Они не могут не влиять на восприятие веры. Обмирщение зодчества в целом становится основной тенденцией. Все большее внимание заказчиков строительства занимают мирские идеи. В полном объёме это начнёт проявляться уже при Петре I, затеявшем новую столицу по новому типу. Эти три тенденции (и многие другие) накладываются и получаем резкий поворот в истории России, начавшийся со Смуты, продолжившийся Расколом и полностью проявивший себя в реформах Петра. Это, конечно, сильное упрощение, но с точки зрения храмового зодчества мы получили фактическое двухвековое забвение уникального типа храма. И кто знает, как бы сейчас выглядели наши города, если бы не тот запрет Никона? #история @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Мы в Дзене PS. Картины "Патриарх Никон в Новом Иерусалиме" (В.Г. Шварц, 1867) и "Тишайший" (Павел Рыженко, 2001)
1 год назад
🏛️ Основные типы шатровых храмов 🏛️ Мы много писали о шатровых храмах и получили вопрос о том, какие же все-таки шатровые храмы бывают. Попробуем их классифицировать, чтобы наш читатель не запутался. Начнем с того, что шатровые храмы – это храмы с многогранным срубом и шатровым покрытием, которые часто называют "древяна вверх". 1️⃣Восьмерик "от пошвы" Определение: Многогранный сруб начинается непосредственно от земли (от пошвы). Пример: Церковь Богоявления Господня в селе Погост. 2️⃣Восьмерик на четверике Определение: Нижний сруб храма выполнен в форме четверика (четырехугольника), на который установлен восьмигранный верхний сруб (восьмерик). Пример: Храм Петра и Павла на Лычном острове, Церковь Флора и Лавра в Мегреге. 3️⃣Десятерик "от пошвы" Определение: Десятигранный сруб начинается непосредственно от земли (от пошвы). Пример: Церковь Воскресения Христова в деревне Курпово. 4️⃣Шатровые храмы с выпуклым шатром Определение: Шатровые храмы, у которых шатер имеет слегка выпуклую форму. Пример: Церковь Рождества Христова в селе Большая Шалга. 5️⃣Храмы с уникальными алтарными прирубами Определение: Храмы, у которых алтарный прируб имеет уникальное покрытие, отличающееся от стандартного шатрового. Пример: Храм Ильи Пророка на Саминском погосте с алтарным прирубом, завершенным ступенчатой двускатной кровлей. 6️⃣ Клетские храмы Определение: Храмы с четырехгранным шатром, конструкция которого является древней и дохристианской. Пример: Практически не сохранились, но сама конструкция упоминается. Эти типы храмов демонстрируют разнообразие и богатство русского деревянного зодчества, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и историю. На нашем канале мы продолжим тему шатровой архитектуры. Следите за новостями!
1 год назад
🏰 Восстановление культурного кода: проект "Русский Зодчий" 🏰 Наша автономная некоммерческая организация «Сохранение и развитие культурного и исторического наследия „Русский зодчий“ поддерживает восстановление нескольких храмов, построенных в разных стилях. Естественно, среди них есть и образцы шатровой храмовой архитектуры. 🔹 Спасский собор (с. Кукобой, Ярославская область) 🔹 Вознесенская церковь (с. Санское, Рязанская область) 🔹 Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (с. Парское, Ивановская область) 🌟 Приглашаем бизнес, меценатов и всех, кому не все равно! 🌟 Если вам небезразлична судьба наших исторических памятников и вы хотите внести свой вклад в сохранение культурного наследия России, присоединяйтесь к нашему проекту! Ваша поддержка поможет восстановить уникальные объекты русского культурного кода и сохранить их для будущих поколений. Связаться с нами можно, заполнив форму.
1 год назад
Рассуждать об отражении тех или иных идей в архитектуре всегда непросто. По мысли Гегеля единство идеального и реального в символе (а всякое искусство — символ) может быть дано в трех возможных комбинациях: с преобладанием идеи — в литературе и музыке, с равновесием идеи и материи — в живописи, и с преобладанием материи над идеей — в архитектуре. Древнерусская эстетика является прежде всего эстетикой духовного и идеального, а значит, она будет прежде всего эстетикой словесного и музыкального образа, затем — эстетикой образа иконописного, и уже в последнюю очередь — эстетикой архитектуры. При довольно развитой теории, скажем, иконописи, у того же преп. Иосиф Волоцкого практически нет высказываний об архитектуре. Архитектурный образ непросто поддается идеологической расшифровке, потому нам представляется более уместным начать с установления ключевых эстетических идей иосифлянства, а уже затем искать их отражение в различных архитектурных памятниках. Средневековая архитектура строго канонична, в ней почти нет места для субъективного вкуса. Практически все в ней определяется фундаментальными мировоззренческими мотивами, общими принципами эстетики. Прежде всего, иосифлянская эстетика — это эстетика богословская. О ней трудно говорить как о теории или философии искусства. Искусство занимает отнюдь не первое место в числе эстетических феноменов. Да и в самом искусстве ценится не столько отражение реальной жизни, не аристотелевский «мимесис», сколько непосредственное выражение движений души, восславляющей Бога. Если и можно говорить о подражании, то это подражание прежде всего духовным реальностям, в первую очередь Богу. Не случайно, что высшим проявлением творчества считается творчество подвижника по созданию в своей душе подобия Богу. Затем, эстетика иосифлянства сугубо традиционна. Для средневековой, как и для всякой традиционной культуры, новизна и оригинальность являются не достоинством, а пороком и свидетельством гордыни. Поэтому мы не найдем у преподобного Иосифа каких бы то ни было новых и неожиданных идей. Он предстает скорее собирателем и систематизатором предшествующей богословской и эстетической традиции, он не столько создает, сколько оформляет и формулирует. Своеобразие волоцкого игумена в тонких оттенках, неуловимой перестановке акцентов, предпочтении одних мотивов другим. Мы и будем обращать внимание на такие оттенки, чтобы найти в них возможные причины изменений в древнерусской архитектуре XVI века. Наконец, весьма важным представляется тот факт, что эстетика иосифлянства — это эстетика аскетическая. Иосиф — прежде всего монах и организатор монашества. Он смотрит на мир и на красоту глазами монаха. Для него прекрасное одновременно и обязательно душеполезное. И здесь возникает первая крупная проблема. Как вообще возможно прекрасное, как возможно искусство с точки зрения монаха, полностью отрекшегося от мира?
1 год назад
💡Еще о происхождении шатровых храмов Очевидно, что мы никогда не узнаем, когда на Руси начали строить деревянные шатровые храмы. Но можно предположить, что самые ранние были построены одновременно с проникновением христианства на Русь. И тут достаточно широкий диапазон дат. Самой поздней и достоверной считается крещение Руси князем Владимиром в 988 году. Что касается самой ранней, позволим себе привести описание путешествия Андрея Первозванного в Скифию и далее на север до Валаама с просветительской миссией. В качестве его описания мы приводим в нашем журнале выдержку из книги Ивана Кондратьева «Святыни Валаамского монастыря». В рукописи, именуемой «Оповедь», передается это следующими словами: Св. Андрей от Иерусалима прошел Голяд, Косог, Роден, Скеф, Скиф и Словен, смежных лугами (степями), достиг Смоленска, и ополчений Скоф и Славянска Великого и Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду и поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его — Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма — повсюду сделали ограды и все посадники доезжали от Словенска и Смоленска, и многие жрецы окрестились и капища Перуна и Велеса разрушили и уничтожили. О пребывании святого апостола Андрея на Валааме подтверждает сказание «Оповеди», хотя не с такой подробностью, и другой памятник древности: это именно «Вселетник» Киевского митрополита Иллариона, лета 1051. Во «Вселетнике» говорится о сем так: Ноября 30-го, апостола всехвального Андрея Первозванного... и Церкви поборника всхвалим: за нее, якжо древле тому приати в Киев, Смоленск, Новград, Друзино и Волаамо. Материал в "Русском Зодчем"