Найти в Дзене
Ислам и татары

Ислам и татары

Ислам в жизни татарского народа: об известных муллах-просветителях, истории мечетей и медресе, и других аспектах мусульманской повседневности.
подборка · 17 материалов
217 читали · 2 года назад
Вот такими красивыми шамаилями украшали раньше свои дома татары-мусульмане. Все они отпечатаны в начале ХХ века в казанских типографиях. На одном из них можно увидеть символ новой эпохи - поезд. Романтика железных дорог нашла отражение и в мусульманском искусстве. А где-то автор обратился к образу Ноева ковчега. Конечно, традиционно на шамаилях можно было увидеть изображения разных мечетей. Но особый интерес представляет образец 1901 г., где запечатлены памятники Болгара. На всех шамаилях стоит разрешение цензора на печать. Контроль есть контроль. Из коллекций НМ РТ.
335 читали · 2 года назад
Странная трансформация чувств верующих за каких-то тридцать лет: 1913 год - книга на татарском языке об уразе, закяте и хадже (Казань, издательство Николая Харитонова), 1926 год - татары-мусульмане еще держат пост (да, именно так - "ураза тоталар") даже в пролетарском Ижевске (вон как их было много на коллективном намазе во дворе местной мечети), 1941 год - книга Люциана Климовича, известного сотрудника отдела антирелигиозной пропаганды с таким вот названием. С началом месяца Рамазан! И, конечно, побольше уважения чувств верующих всех конфессий.
200 читали · 3 года назад
Ураза ае, он же Рамазан
"Человек, который, испытывая голод, привык своей волей воздерживаться от еды, а испытывая жажду, - от питья, конечно же, никогда не совершит запретных поступков, измены, мелочных хитростей. Капризы такого человека и порывы его плоти никогда не выйдут за границы чистоты и истины, он всегда останется в границах дозволенного шариатом. Иными словами, преследуемое законами всех небесных религий благо полностью достигается посредством поста". Так писал татарский богослов Муса Бигиев в 1910 году в своем труде "Пост в длинные дни" ("Озын көннәрдә руза")...
477 читали · 3 года назад
"Олыны олы ит...": как муфтий проучил губернатора
"Олыны олы итү" - это почитание старших, одно из ключевых понятий в татарском менталитете. Очень жаль, что некоторые из числа молодых татар сегодня пытаются изменить эту традицию: мол, я не обязан прислушиваться к чьим-то словам, только из-за его возраста, ведь я умнее и т.п. Интеллект, может, и не зависит от возраста, но речь ведь о другом. Самобытные алгоритмы поведения твоего народа формируют особую культуру уважения вокруг, ведь есть продолжение татарской пословицы "олыны олы ит... (уважай старшего), ...
346 читали · 3 года назад
Как татарский мулла прятал листовки, но его все равно посадили в тюрьму
Дело было в 1907 году, в дом деревенского муллы Сахабутдина Гумерова пришли с обыском. Целая делегация: уездный исправник, урядник и понятые. Начали рыться в сундуках, искать что-то. Имам, конечно, перепугался. Пытался даже что-то выбросить. В итоге, на крыше амбара представители власти нашли гектограф (дореволюционное копировальное устройство), такие обычно использовали для изготовления листовок. Напрасно Сахабутдин-хазрат говорил, что он тут не причем. Происходило это в татарской деревне Поисево (Пучы) Мензелинского уезда Уфимской губернии, ныне это Актанышский район Татарстана...
420 читали · 4 года назад
Почему макулатура - это табу для татар?
Речь идёт, конечно, о дореволюционных татарах. О людях ушедшей эпохи. Таких больше нет. В день российских библиотек, конечно, можно было написать много хорошего и про дореволюционные татарские библиотеки. Но настроение такое, что лучше - про макулатуру. Тем более она была не простая. Менталитет татар вообще раньше был другим. Книга и книжность, ученость были тогда в огромном почете. "Укымышлы кеше" - это было все. В дореволюционной России приобрели большую популярность даже специальные татарские книжные каталоги, известно около 100 таких списков...