Найти в Дзене
#НаучныйПолк

#НаучныйПолк

Цикл историй о жизни университета в годы Великой Отечественной войны в рамках акции #НаучныйПолк.
подборка · 9 материалов
Возвращение домой 1943 г. стал переломным в ходе Великой Отечественной войны. Это год решающих и кровопролитных битв по освобождению страны от фашизма. Прорыв блокады Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Кавказ, форсирование Днепра вписаны золотыми буквами в страницы мировой истории. В ходе сражений, две трети оккупированной войсками Вермахта советской территории были освобождены от нацизма. Красная Армия нанесла сокрушительные поражения врагу, что привело к изменению соотношения сил на карте военных действий. Теперь стратегическая инициатива была на стороне СССР. Конечно же, впереди было еще немало времени до полного разгрома гитлеровской Германии, но первые слабые ростки мирной жизни начинали появляться на освобожденных территориях Родины. Эти события коллектив Плодоовощного института имени И.В. Мичурина встретил на Алтае. Но уже 7 декабря 1943 года Исполнительным комитетом Тамбовского областного Совета трудящихся было принято решение о возобновлении работы вуза в его исторических стенах. Приводим выдержку из архивных документов: «Предложить Мичуринскому горисполкому и его председателю товарищу Молоканову возвратить Мичуринскому плодоовощному институту ранее принадлежавшие ему учебные, производственные и жилые здания, имущество и оборудование, а также учебно-опытные сады и учебное хозяйство в следующие сроки: а) главный учебный корпус института на площади 25-го октября освободить и передать его институту к 10 января 1944 года; б) передать учебно-опытные сады и учебное хозяйство немедленно по прибытии уполномоченного института; в) освобождение остальных зданий и передачу их институту произвести по мере развертывания работы института и увеличения контингента студентов». В кратчайшие сроки была проведена сдача-приемка освобожденного здания, в результате которой был составлен акт, подписанный начальником госпиталя 5957 Мартынович и представителем института В.В. Новиковым в присутствии представителя Наркомзема РСФСР Г.К. Кузнецова. Выдержка из акта: «Учебное помещение было освобождено, но все три перекрытия в этажах, где находились ванные госпиталя, обрушились: канализация и водопровод отсутствовали; остекление отсутствует на 75%; крыша на одну треть отсутствует; штукатурка нуждается в восстановлении; электропроводка приведена в негодность; двери, рамы, оконные переплеты нарушены; в нижнем этаже на 70% нет полового дощатого настила». Здание вуза нуждалось в значительном ремонте, требовались квартиры и комнаты для размещения профессорско-преподавательского состава, мебель, инвентарь и оборудование, а также топливо. Из Постановления бюро Тамбовского обкома КПСС «О вопросах материальной помощи Плодоовощному институту имени И.В. Мичурина», 1944 год: «Возложить лично на товарища Татаринцева обязанность организовать для производства деталей для поделки мебели на Ранинском лесозаводе, перевозку их в город и поделку мебели в артелях города для института. Обеспечить поделку в месячный срок – к 20 ноября – 1000 табуреток, 200 четырехместных столов и 100 топчанов. Обязать товарища Жданова выделить через мичуринские артели и пошить для научных работников института 15 костюмов, 15 пальто и 30 пар белья в течение ноября месяца. Обязать товарища Сычева изготовить и передать в распоряжение директора института 30 пар ботинок в ноябре месяце». В порядке единовременной продовольственной помощи в течение октября 1943 года всем нуждающимся преподавателям было выделено по 5 центнеров картофеля, по 1 центнеру капусты, по 50 килограммов свеклы и 5 килограммов лука. В феврале 1944 года Плодовощной институт имени И.В. Мичурина реэвакуировался в Мичуринск. Послевоенный период существования вуза характеризовался укреплением материально-технической базы учебного заведения, расширением научной и учебной деятельности, совершенствованием учебного процесса, значительными достижениями в исследовательской работе, открытием новых факультетов и увеличением направлений подготовки. Фото из открытого доступа сети Интернет. Материал подготовлен в рамках патриотической акции «Научный полк» Минобрнауки Российской Федерации.
Я знаю - саду цвесть! В 1950 году в журнале «Дружные ребята» впервые в свет вышла книга для юношества Любови Воронковой «Алтайская повесть», основанная на реальных событиях. Ее главные герои – школьники, решившие посадить свой яблоневый сад, саженцы для которого получили в питомнике в Горно-Алтайске у Михаила Лисавенко - ученика великого селекционера Ивана Мичурина. «Никто не верил, что на Алтае могут расти яблони… «Какое на Алтае яблоко? Картошка – вот наше яблоко!», - пишет автор. Однако, прошло время, а яблоневые сады уже многие десятилетия цветут и плодоносят на берегу кипучей, белопенной Катуни и не страшны им суровые ветра и холодный климат. Они хранят память об ученых – мичуринцах, студентах и простых тружениках тыла военных лет, руками которых был заложен сад. Фото из открытого доступа сети Интернет. Материал подготовлен в рамках патриотической акции «Научный полк» Минобрнауки Российской Федерации.
Мичуринская наука в помощь земледельцам Алтая Все для фронта! Все для Победы! Ойротский обком ВКП (б) и облисполком поставил перед вузом серьезные задачи – создание в аймаках мощной продовольственной базы. Для этого необходимо было подобрать эффективную агротехнику для основных зерновых культур, внедрить в производство овощные культуры с применением комплекса приемов высокой агротехники, разработать меры по улучшению местного сорта яровой пшеницы «Аленькая». Также для помощи фронту и населению края требовалось выявить сырьевые ресурсы дикорастущих плодовых, ягодных, овощных, лекарственных и других полезных растений флоры Ойротии, разработать меры по повышению продуктивности крупного рогатого скота, улучшению местных пород, повышению плодородия почв путем испытания различных видов удобрений и в первую очередь местных. Специалисты для сельского хозяйства Ойротии требовались постоянно. С целью популяризации сельскохозяйственных знаний среди работников колхозов, совхозов, ферм, МТС при институте был организован лекторий, в котором ученые читали лекции по вопросам текущей политики, дарвинизму, на сельскохозяйственные и другие темы. Для повышения квалификации руководящих кадров были открыты курсы председателей колхозов. Сотрудники института достаточно эффективно сотрудничали с опорным пунктом садоводства, которым руководил ученик И. В. Мичурина Михаил Афанасьевич Лисавенко. Колхозам и совхозам области институт оказывал большую практическую помощь. Его студенты совместно с учащимися сельскохозяйственного техникума участвовали в проведении сезонных сельскохозяйственных работ. Так, на весенних сельскохозяйственных работах 1943 г. на протяжении полутора месяцев в различных аймаках области в качестве колхозных агрономов работало 88 студентов второго, третьего, четвертого курсов. Кроме студенчества, в дальние аймаки Ойротской области было направлено 10 профессоров и преподавателей учебного заведения.  Весь коллектив института активно участвовал в проведении прополочной кампании и сеноуборке в собственном учебном хозяйстве, а также подшефном колхозе им. Сталина. Осенью 1943 г. в помощь колхозам по уборке урожая и проведения озимого сева институт направил 40 человек профессорско-преподавательского состава и технического персонала, а также 120 студентов, которые выполнили нормы на 130–150 %. Институт оказывал большую помощь городским организациям по хранению картофеля и увеличению семенного фонда посадочного материала. Учебное заведение взяло под систематическое наблюдение 18 овощехранилищ в городе, к каждому прикрепив по два человека из профессорско-преподавательского коллектива и студенчества. По предварительным подсчетам, принятые меры позволили дополнительно получить 500 центнеров посадочного материала картофеля. В зимний период 1943 г. преподавателями института в 11 колхозах области была организована агротехучеба, составлены севообороты, разработаны мероприятия по подготовке колхозов к зимовке скота.  В краевой газете «Алтайская правда» и в областной «Красная Ойротия» с целью популяризации сельскохозяйственных знаний был опубликован ряд статей по разным вопросам сельского хозяйства, а также прочитано 30 радиолекций. Приток эвакуированных значительно обогатил духовную и культурную жизнь Алтайского края, повысил его кадровый и научный потенциал, внес значительный вклад в трудовую лепту области. Продолжение следует. Фото из открытого доступа сети Интернет. Материал подготовлен в рамках патриотической акции «Научный полк» Минобрнауки Российской Федерации.
Мичуринский ГАУ в годы войны: Эвакуация на Алтай. Жизнь в зоне рискованного земледелия Эвакуированные преподаватели активно включились в учебный процесс. Доцент института Валентин Будаговский стал директором Ойротского сельскохозяйственного техникума. Среди эвакуированных научных работников были сын и дочь Ивана Владимировича Мичурина – Николай Иванович и Мария Ивановна. Автор книги «Записки обыкновенного человека» Валерий Митюшёв, вспоминая о жизни в Ойротии, пишет, что, будучи в эвакуации в Горном Алтае, хорошо знал потомков Ивана Мичурина: сына Николая, работавшего в институте, носящем имя отца, его дочь и внучку Зою, с которой автор учился в одном классе, а также дочь ученого Марию, приехавшую на Алтай со своей семьей. В это время при институте имелось три кафедры – плодоводства, овощеводства и селекции, за первый год учебное заведение выпустило 45 агрономов – плодоовощеводов. В 1942 г. было открыто новое пчеловодческое отделение. Это позволило начать в крае подготовку новых, достаточно востребованных специалистов – агрономов и пчеловодов. Со стороны краевых властей учебному заведению была оказана всесторонняя помощь: выделены площади для организации учебного хозяйства, на которых уже весной 1942 г. посадили 42 га картофеля и овощных культур. Приобрели 100 дойных коров и 20 свиней. Для преподавателей и студентов организовали столовую закрытого типа, сапожную мастерскую, открыли медицинский кабинет. Продолжение следует. Фото из открытого доступа сети Интернет. Материал подготовлен в рамках патриотической акции «Научный полк» Минобрнауки Российской Федерации.
Мичуринский ГАУ в годы войны: Эвакуация на Алтай. Эшелоны идут на Восток. …Не уйдет из нашей памяти Та суровая пора. Укрывал нас в дни военные Средь Алтайских гор затерянный Тихий, добрый и приветливый Городок Ойрот-Тура. С самого начала Великой Отечественной войны перед руководством страны стояла стратегическая задача по эвакуации из оккупированных областей важных промышленных предприятий, запасов продовольствия и сырья, учебных заведений и населения. Из Москвы и других городов Центральной России в Ойротскую автономную область (Алтайский край) за 1941–1943 гг. было эвакуировано свыше 5 тысяч человек. На Алтай  были вывезены учебные заведения, детские учреждения, жители блокадного Ленинграда и других регионов страны, находящихся рядом с линией фронта. Так, осенью 1941 г. прибыл Московский педагогический институт им. Карла Либкнехта. А 20 октября 1941 г. начал свою работу Плодоовощной институт им. И.В. Мичурина, также эвакуированный в Горный Алтай. Для организации учебного процесса вузу был передан главный учебный корпус Ойротского сельскохозяйственного техникума. Для Ойротии эвакуация вуза имела важное экономическое значение, поскольку подготовка сельскохозяйственных кадров высшей квалификации на территории автономии до войны не велась. Так как в таком небольшом городке с жильем было тяжело, то 4 октября 1941 г. городской исполком принимает решение о введении платной трудовой повинности на строительство жилых бараков для обеспечения беженцев жильем. Предприятия местной промышленности (промартели) обеспечивали эвакуированных обувью, одеждой, кухонной утварью: посудой и другими необходимыми предметами быта, мебелью - столами и стульями. Эвакуированным гражданам выдавали продукты питания: муку, сахар, соль, чай, растительное масло, картофель и капусту, а также обеспечивали мылом. Помогали беженцам и сами горожане, они делились не только жилой площадью, но и вещами, продуктами питания, а в летнее время учили огородничать, использовать местные лекарственные травы. Продолжение следует. Материал подготовлен в рамках патриотической акции «Научный полк» Минобрнауки Российской Федерации.
Холодная осень 1941-го. Как организовать учебный процесс? Осень-зима 1941 года – один из самых сложных периодов с начала Великой Отечественной войны. Красная Армия сдавала свои позиции. В это время основные события развернулись на Юго-Западном фронте. Войска Вермахта вышли к Днепру на всем его протяжении, от Херсона до Киева. В начале осени резко обострилась ситуация и на подступах к Ленинграду, неотвратимо смыкалось кольцо блокады. Однако, на центральном направлении у Красной Армии наметились локальные успехи. Советские войска взяли Ельню, тем самым был блокирован плацдарм для наступления вражеских сил на Москву. С первых дней войны из коллектива Плодоовощного института имени И.В. Мичурина (Мичуринский ГАУ) на фронт ушли 86 человек – это преподаватели, студенты и аспиранты, сотрудники кафедр земледелия, химии, овощеводства, механизации сельского хозяйства. Война многих из них не пощадила. Поэтому 10 сентября 1941 года в Плодоовощном институте проходило общее собрание партийной организации. На повестке дня стояли важные вопросы организации подготовки к новому 1941/1942 учебному году и подбор преподавательских кадров. Руководитель вуза Симонов доложил коллегам, что в силу военной обстановки пришлось передать военным организациям учебный корпус и ряд зданий вуза, а также значительную часть мебели: столы, стулья, табуреты. Помимо этого, для нужд госпиталя вуз также отдал кровати и постельные принадлежности.  В кратчайшие сроки под учебные здания переоборудовали общежитие №2 и главное здание совхоза «Снежки». Были выделены строительные материалы, рабочая сила, активно в процесс включились и студенты. Тем не менее, дело приняло затяжной характер. «…Тяжелое положение у нас с вывозом топлива. Автомашина без шофера, с плохой резиной, на подготавливаемый транспорт вывоза топлива трактором больших надежд положить нельзя, так как конные телеги к трактору окажутся слабые. Машина кафедры механизации все время ремонтируется, квартир нет для размещения студентов. Надо принять срочные меры по подготовке общежитий», - говорил в своем выступлении один из участников партсобрания. Остро стоял вопрос с обеспечением жильем преподавателей и студентов. «…Эту вновь поступающую в вуз молодежь надо удержать, а для этого надо политико-массовую работу подготовить в должном порядке. Мы выполняем решение обкома, но еще недостаточно», - отмечают в своих докладах члены партактива. С наступлением холодов ситуация в Мичуринске становилась все более напряженной. Линия фронта неотвратимо приближалась, вуз приступил к подготовке эвакуации в город Ойрот-Тура (сегодня Горно-Алтайск). Материал подготовлен в рамках патриотической акции «Научный полк» Минобрнауки Российской Федерации.