Найти в Дзене
Колокола и колокольни

Колокола и колокольни

Колокольный звон как элемент культурного кода
подборка · 16 материалов
7 месяцев назад
Звонарский пульт Продолжим про технику звона 🔔 Бытует мнение, что за каждый колокол нужно «дергать» отдельно. Но это если вы не были на колокольне 🕰 Тут тоже все организовано, как и в любом оркестре 🎶 Мы уже начали говорить про тренажер, пара слов как устроен его пульт. По сути, он мало отличается от настоящего. Рядом с рамой, на которой висят колокола, должен быть организован звонарский пульт. Он представляет собой столбик высотой 105 см, жестко закрепленный на земле. К этому столбику подводятся тяги от 4-х подзвонных колоколов, в которые звонарь играет левой рукой 👈Натяжение струн-тяг подзвонных колоколов должно быть таким, чтобы вы затрачивали одинаковое усилие на прожим самого левого (тяжелого) и самого правого (легкого) колоколов группы. Вес языков колоколов этой группы зависит от расстояния между исполнителем и самими подзвонными. Если левый подзвонный расположен далеко от звонаря, то удар в него получится более слабым, чем в подзвонный, висящий рядом с пультом. Следовательно, язык дальнего подзвонного необходимо утяжелить, чтобы привести в равновесие систему и ликвидировать разницу прожима, вызванную расстоянием. Четыре зазвонных колокола обычно располагаются перед исполнителем справа, веревки от них не приводятся к пульту, но собраны в один пучок и управляются правой рукой звонаря 👉 При подвесе колоколов зазвонной группы нужно учесть и высоту их расположения относительно звонарского места. Разместите зазвонные так, чтобы юбки (так называется нижний наиболее толстый край колокола, в который ударяет язык) этих колоколов находились на уровне лица звонящего или чуть ниже – на уровне подбородка. Расстояние между юбками колоколов не должно превышать двух сантиметров, так как для удобства исполнения зазвонные должны висеть компактной группой. Педальные колокола обычно располагаются на нижнем ярусе рамы и приводятся справа или слева от столбика к небольшим деревянным педалям. Нам же для упражнений понадобится, чтобы один колокол был приведен на педаль под правую ногу, а второй – на ременную тягу под колено левой ноги. Так мы сможем в дальнейшем исполнять басовую партию в трезвоне сразу двумя ногами 🦶🦶 Педальных колоколов может быть и больше, например, четыре. В этом случае к каждой ноге вы приведете по два колокола – на педаль и на ременную тягу под колено. На основе Самоучителя игры на русской звоннице: Школа звонарей Санкт-Петербургской Митрополии, 2013 📖 #колокол @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
7 месяцев назад
🔔Продолжаем про технику звона и про то, каким, по нашему мнению, должен быть звонарь. Нисколько не умаляем заслуги каких бы то ни было учителей и школ, существующих в настоящее время. Сейчас их точно больше и они лучше учат, чем ещё несколько лет назад. Но есть моменты, которые стоит заострить, чтобы не потереть то ценное, что формировалось веками 🕰 Из всего богатства исполнительских традиций до наших дней дошли следующие: 1️⃣ Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, Московская обл.); 2️⃣ Новодевичьего монастыря (г. Москва); 3️⃣ Псково-Печерского монастыря (г. Печоры, Псковской обл.); 4️⃣Ростовского Кремля (г. Ростов Великий). Есть еще несколько менее изученных региональных традиций колокольного искусства, но те, которые обозначены выше, большинством звонарей сегодня усиленно возводятся в «канон». Если это окончательно произойдет, если «канонизация терции» все-таки одолеет здравый смысл, то мы получим сначала стагнацию, а затем и смерть звонарского искусства по всей территории Русской Православной Церкви 📜 Стагнация будет вызвана скудостью воспроизводимого материала, который унаследовали современные «уставные» звонари, так как они признают звоны только этих, означенных выше, традиций. Смерть же колокольного искусства, а вместе с тем и звонарского служения наступит в связи с повсеместным внедрением «электронного» звонаря, который сыграет «канонические» звоны значительно ритмичнее, а местами и интереснее, чем живой человек. И не потому, что электронное устройство умеет много больше человека-звонаря, а потому, что звонарь современный и звонарь традиционный – это разные люди 🎶 Звонарь прошлого, иначе звонарь традиционный – это творец, который веками развивал свое искусство. Именно он сочинил для нас Ростовские звоны, звоны Псково-Печерского монастыря и многие другие. Таким творцом был и игумен Михей, звонарь Троице-Сергиевой Лавры 🎨 Современный звонарь, по большей части, уже не творец – он «послушник». Он не хочет «петь» Богу, а желает лишь копировать сочиненное другими. Так же как человек, читающий чужие стихи, не может называться поэтом, так и современному звонарю далеко до своего звания. Потому что не звонит он – наследует, потому что не творит, а повторяет. Он – копировальная машинка, которую правильно и разумно заменить на более совершенную – электронную, во всем такую же, но не имеющую нужды в зарплате 🤖 Есть и другой подход к обучению звонарскому искусству, на наш взгляд, более правильный. Он заключается в том, что ученику предлагается освоить базовые элементы, из которых состоит большинство церковных колокольных звонов. А вот сочетание этих элементов оставить на усмотрение начинающего звонаря, в надежде на то, что позднее он разовьется в исполнителя, базируя свое творчество на полученных навыках, но в условиях, которые предложит ему его собственный набор колоколов 🎼 Иными словами, мы оставляем музыканта открытым для сотрудничества с его инструментом. В этом случае звонарь останется свободным от штампов, неправильно принимаемых за канон, и в своем творчестве он сможет исходить из гармонических взаимосвязей своего звукоряда, из физики (а она там тоже есть) яруса звона. Такой звонарь уже не станет навязывать колоколам звон чуждой традиции, а родит свой звон из самой сути своего инструмента и, в конечном итоге, станет родоначальником новой (храмовой) традиции колокольного звона. Звонить он будет, может быть, и не так хорошо как Владимир Иванович Машков, но уж точно – самобытно и в полную силу своего таланта 🎵 На основе Самоучителя игры на русской звоннице: Школа звонарей Санкт-Петербургской Митрополии, 2013 📖 #колокол @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
7 месяцев назад
🔔 Продолжаем про технику звона Существует несколько подходов к обучению игре на колоколах. Сегодня один из самых распространенных заключается в том, что ученику передают звон какой-либо региональной традиции целиком, как законченное музыкальное произведение. Ученик перенимает основные исполнительские приемы одной из звонарских традиций и варианты последовательностей различных приемов, таким образом обогащая свое мастерство 🎶 Однако у такого подхода к обучению есть и очевидные минусы. Во-первых, уничтожается весь дух звонарского искусства именно как искусства импровизационного. Ученик, привыкая к неизменным последовательностям простых ритмических рисунков, заучивает их автоматически, не умея воспроизводить их «из себя», варьировать и развивать в звоне. И когда позднее такой звонарь вроде бы научается искусству импровизации, она сводится у него к простому перебиранию уже известных ему элементов 🎼 Второй минус обозначенной манеры обучения заключается в том, что ученик начинает «канонизировать» тот или иной звон, считая его образцом, неким правилом, универсальным для всех колоколен православных храмов всего мира. Допускать «канонизации» отдельных образцов колокольного искусства категорически нельзя по причине того, что любой колокольный набор не похож ни на один другой и имеет неповторимые внутренние гармонические связи. И переносить только ритмическую (мы бы даже сказали, физическую) составляющую звона, игнорируя звуковысотную, совсем неправильно ⚖️ Если серьезно разобраться, откинув всю околоправославную шелуху, которой радетели чистоты колокольного делания обильно сдабривают свои аргументы, то увидим, что нам предлагают канонизировать не сами звоны, а принципы их исполнения, то есть ограниченный набор простейших ритмов и средств музыкальной выразительности. А это все равно, что канонизировать интервал терции – категорично, но глупо 🎵 Но главный недостаток этого способа обучения заключается в том, что механически заучивая звоны сразу нескольких традиций, будущий звонарь, на самом деле, теряет ощущение разницы между ними. Начинает, к примеру, неосознанно смешивать звоны Троице-Сергиевой Лавры и Новодевичьего монастыря, Ростова Великого и Псково-Печерского монастыря и т. д., забывая при этом, что традиционный способ передачи звона от учителя к ученику происходил посредством выразительных средств лишь одного инструмента. В традиционном обществе ученик, постигая тонкости звона, учитывал скрытые взаимосвязи и особенности звукоряда своей колокольни и, будучи научен опытным наставником, в дальнейшем наследовал его должность. Так рождались местные звонарские традиции, которых было столько же, сколько храмов в дореволюционной России 🏛 На основе Самоучителя игры на русской звоннице: Школа звонарей Санкт-Петербургской Митрополии, 2013. #колокол @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
8 месяцев назад
🔔 Начинаем серию про технику колокольного звона! 🔔 Мы не планируем разместить тут самоучитель 📚, и, если вы собираетесь серьезно заниматься, обращайтесь в ближайшую к вам школу звонарей 🏫 Тем не менее, у городского обывателя понимание звонов минимальное 🔔, поэтому в формате ликбеза, думаем, будет полезно широкому кругу чуть разобраться 🤔 Поскольку люди, желающие приобщиться к звонарскому деланию 🎶, могут быть самого разного разряда (не владеть, к примеру, нотной грамотой 🎵), мы постарались подойти к текстам адаптивно. Так, например, при описании колокольных упражнений мы будем использовать музыкальные понятия и термины, которые соответствуют своему первоначальному музыкальному смыслу только отчасти. Для облегчения понимания процесса звона людьми, не имеющими музыкального образования 🎓, мы умышленно будем употреблять не только переработанную музыкальную терминологию, но и упрощенные понятия. Например, ритмическую фигуру «восьмая + две шестнадцатых», иначе называемую ритмом дробления, в большинстве случаев гораздо проще передать и усвоить, назвав последовательность таких фигур «лошадками» 🐴, а одновременные удары восьмыми длительностями в два зазвонных колокола – «лягушками» 🐸. Безусловно, это вынужденная мера, и все упрощенные понятия, как то: «лягушки», «лошадки» – не являются обязательными, и тем более, не должны вводиться в терминологию звонаря на постоянной основе. Основное отличие русской звонницы 🛎 от музыкальных инструментов с фиксированным строем заключается в том, что она не настроена ни в одной из известных музыкальных систем. Все знакомые нам инструменты (от балалайки 🎸 до рояля 🎹, включая и европейский карильон 🎶) могут быть настроены как в темперированном, так и натуральном, пифагорейском или чистом строях. А вот любая русская колокольня представляет собой набор разнокалиберных колоколов 🔔 со случайными весовыми, количественными и тембральными характеристиками, который никаким известным системам подчинить невозможно. Таким образом, принцип создания русских колоколен основывается на том, что набор каждой из них уникален и не является копией другой (даже очень похожей) звонницы. В свете всего вышесказанного становится понятно, что для того, чтобы научиться играть на инструменте, который не похож не только на иные музыкальные инструменты, но и сам на себя, потребуются специфические навыки, которые, опять же, лучше приобретать у опытного наставника 👨‍🏫. Мы лишь даем самую базу элементарных вещей. 🎵Термины: Ритм дробления – ритмический рисунок 🎵, в котором две последующих длительности в сумме равны предыдущей. «Лягушки» – упражнение на развитие техники правой руки 🐸. Упрощенное понятие, ономатопея, основанная на звукоподражании неправильно производимых ударов в зазвонные колокола «кваканью» лягушек. Применяется на начальном этапе обучения. «Лошадки» – упражнение на развитие техники правой руки 🐴. Упрощенное понятие, ономатопея, основанная на сходстве ударов в зазвонные колокола в ритме дробления перестуку копыт лошади. Применяется на начальном этапе обучения. На основе Самоучителя игры на русской звоннице: Школа звонарей Санкт-Петербургской Митрополии, 2013. #колокол @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
8 месяцев назад
УСТАВНЫЕ ЗВОНЫ В продолжение темы колокольных звонов мы погрузились в архитектуру колоколен и наконец-то переходим к собственно звонам. Ниже основная терминология уставных звонов, по ссылкам видео со звуком: Благовест — одиночные удары в большой колокол. Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов. В трезвоне и сосредоточено все мастерство звонаря. Перебор – поочередные удары в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся». Совершается только при обряде отпевания при выходе процессии из храма, символизирует всю земную жизнь человека, с аккордом в знак ее окончания. Перезвон — поочередные удары от большого до малого колокола, без удара «во вся». Применяется на Чин погребения Плащаницы и на вынос Креста. Водосвятный перезвон — поочередные удары от большого к малым колоколам по 7 ударов в каждый. Звонят его всего 2 раза в году, 18 и 19 января на Крещение на чин освящения воды. Звон в двои – звон в два колокола — постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола. Совершается только в будние дни Великого поста к Литургии Преждеосвященных даров (трезвоны в будние дни Великого поста не положены). В общем итоге получаем самые частые звоны - благовест и трезвон; при этом вся вариативность звонов, все возможные школы и виды звонов сосредоточены в трезвонах. Он же является и уникальным для Руси, в других культурах нет настолько развитой традиции колокольного звона. Если вам интересно у нас на канале послушать разные трезвоны, а то и почитать про технику, ставьте лайки и пишите в комментариях! "Праздничный трезвон", М.Я. Виллие. ПС. Ссылки выше на youtube, другие платформы не приводим, чтобы не путать. Но поиск выдает достаточно много разных примеров, рекомендуем искать именно обучающие примеры по названиям уставных звонов. #колокол @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
8 месяцев назад
🔔🏛Самая большая звонница на Руси Вслед за первым каменным шатровым храмом напишем о самой большой звоннице на Руси. 🔔 Ею является Успенская звонница, или церковь «под колоколы», Рождества Христова в Московском Кремле, перестроенная из старой церкви того же названия на рубеже 60-х – 70-х годов XVII в. В литературе за этим памятником закрепилось неправильное название «звонницы Петрока Малого» – по имени придворного зодчего («архитектона») Василия III, построившего предыдущую церковь. Большая Успенская звонница была специально сооружена для трех великих благовестников, отлитых первыми царями династии Романовых 👑: колокола «Реута» в 1200 пудов (отлит в 1622 г.), колокола «Вседневного» в 998 пудов (отлит Емельяном Даниловым в 1652 г. с именем «Новый лебедь») и «Нового успенского» колокола в 8000 пудов (более известного как «Царь-колокол» 🔔, нынешний «Царь-колокол» унаследовал от него своё имя), отлитого по распоряжению Алексея Михайловича в 1654 г. Её центральный звон имел до гибели здания в 1812 г. около 6 м в пролете, что в точности отвечало поперечнику «Нового успенского» колокола). Он был поднят на заготовленное ему место после нескольких неудачных попыток только в ноябре 1678 г. колоколоподъемщиком Иваном и звонил до 1701 г., когда повредился в результате пожара, случившегося в Кремле 19 июня. С самого начала этот «Новый успенский» колокол был язычным. С перестройкой церкви «под колоколы» Рождества Христова🏛 реконструкция Ивановских колоколен Московского кремля в основном закончилась. Кроме шести валовых колоколов Ивана Великого на сводах церкви Рождества Христова и на Филаретовой пристройке стояло четыре огромных благовестника, голоса которых знала вся Москва. 🔔Впоследствии, уже при Петре Великом 👑 к этим четырем благовестникам прибавился пятый – «Семисотный» или «Петропавловский» колокол, отлитый в 1704 г. и употреблявшийся для благовеста в Великий пост. Он стоял на «Семисотенной» пристройке возле северной стены Филаретовой колокольницы и назывался также «Великопостным». Однако этот колокол появился уже после гибели обоих великих русских благовестников – «Старого успенского» и «Нового успенского» колоколов – и в ансамбле с ними никогда не звучал. Все эти поздние колокола были язычными. Чтобы звонарям было удобнее звонить, для «Реута» и «Вседневного» внутри звонов были выстроены специальные подмости. Сколь долго просуществовал очепный звон на Иване Великом, и когда были сняты очепы со «Старого успенского» колокола Бориса Годунова, мы, к сожалению, в точности не знаем. Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни. #храмы #колокол @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK