Найти в Дзене
Цитаты и книги

Цитаты и книги

Цитаты из книг и рецензии
подборка · 11 материалов
8 месяцев назад
Очередная книга у нас в коллекции, спешим поделиться! 🎉 На этот раз книга необычная, трёхъязычная (без русского, только английский, испанский и французский), издана в столице Великобритании, но это не мешает ее чтению. «Чтение» даже громко сказано, потому что это альбом русских орнаментов X-XVI веков 📜🎨 Справочник по русскому орнаменту – это замечательный сборник декоративных деталей, почерпнутых из древнерусских рукописей с десятого по шестнадцатый века. Книга начинается с краткой истории русского орнамента, написанной Марией Орловой, действительным членом Российской академии художеств 📖👩‍🎨 Справочник разделен на две части: первая половина содержит сотни полноцветных декоративных мотивов, расположенных в хронологических группах. Во второй половине представлены шаблоны, которые можно использовать для трассировки или сканирования деталей декоративных элементов 🎨🖌 Справочник является ценным ресурсом для историков искусства, графических дизайнеров, любителей каллиграфии и типографики, исследователей рукописей и поклонников русского культурного наследия 📜🌐 И последний штрих. Альбом подготовлен на основе издания 1870 (!) года 📅✨ Рекомендуем! 👍📚 #книги @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
9 месяцев назад
Какими же внутри были пленительные создания великого народного искусства? 🏛 Вот последний вопрос, на который надлежит ответить. Если внешние формы были так разнообразны, то внутреннее устройство положительно однообразно. При взгляде на исполинский шатровый храм, можно думать, что и внутри зрителя ожидает бесконечный шатер, теряющийся в высоте. Каково же бывает разочарование, когда попадаешь вместо ожидаемого, огромного помещения сначала в низкую, чуть выше человеческого роста большую избу «трапезу», из нее, наклоняясь, пролезаешь в главное помещение храма, обычно на треть выше «трапезы». Так северная природа подрезала крылья вдохновения мастера-строителя. В открытом поле он как бы не подчинился ей, дерзко оспорил у ней право на неудержимо-несравненное свое мастерство, пренебрегая жестокими стужами и бешеными ледяными ветрами, внутри же был сломлен ею, загнан в маленькую раковину, в которой не повернуться, не распрямиться. 🌳 Единственным впечатлением его искусства в этом низком помещении будут гладко вытесанные топором многовершковые бревна и проистекающая отсюда нахмуренность и суровость помещения. Играющий красками икон иконостас усиливает серьезность помещения и придает ему вид торжественности и важности, совершающегося здесь. Когда за окном надвигаются потемки, когда зажжена одна лампада где-то в уголку, у грозного лика Николы, страшно и жутко в шатровом храме. 🕍 Иконостас в главном помещении шатрового храма резко указывает на особенности этого помещения, нежилого, только время от времени занимаемого молящимися. Не то совершенно трапеза, прирубававшаяся обычно к западной стороне восьмерика или четверика и постепенно заснявшая видное место в церковной жизни. Это большая низкая изба богатого дома старины с лавками, печками, слюдяными оконцами и с образами в красном углу. Она имеет всегда жилой вид, так как в самом ее названии «трапеза» или «трапезная» открывается ее назначение. 🏠 Благодаря раскиданности на далеком друг от друга расстоянии жилья в Северной России, население вынуждено было собираться заранее к церкви, чтобы успеть к богослужению. В храмовые праздники бывало большое стечение народа. Потребности жизни, а они сказались, видимо сразу же, так как трапезы имеются у древнейших храмов, вызвали приспособление при храме особого помещения для жилья, ночевки и «стола» прихожан. Как остатки язычества были сильны в народе, очень показательны эти «братчины» при храмах и «кануны» праздников. В складчину варили «мед и брагу», готовили кушанья и угощались в трапезной. Обезопашивая прихожан от холода, давая им «кров и уют» и возможность подкрепиться, церковь обезопашивала и себя от молельщиков, отделяя главный храм от трапезной глухой рубленой стеной с небольшой дверью туда из трапезной. 👥 Наплыв богомольцев мог быть значительным, и все они не упоместились бы в храме, а оставались в трапезной. Чтобы дать им возможность слушать службу, около дверей в главный храм из трапезной в толщину бревна прорезались щели от стены до стены. Зодчий использовал этот прорез, вплетал в него витые, красивые решетки, и вся стена становилась очень живописной и нарядной. Пример такой работы в Введенской церкви в Едоме Сольвычегодского уезда. Не оставлял без внимания зодчий и дверей при этом прорезе. Например, в той же церкви и во многих других массивные двери расписывались или нарубались затейливым рисунком. Служила трапеза и для других целей – она была кое-где на севере «курной избой», т. е. посредством ее отапливался храм. Иван Евдокимов. Север в истории русского искусства. Вологда, 1920 г. #шатры @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
9 месяцев назад
🛎 Колокольни Севера: Художественное Наследие и Духовное Звучание «Кроме храмов, деревянное зодчество создало по всему северному краю превосходные, художественно законченные колокольни или «колокольницы». Тут, кажется, не было никаких колебаний и поисков формы – восьмигранник, открытая круглая площадка на столбах в вышине его для звона, увенчивающаяся любимым шатром с маленькой главкой. Словом – шатер в миниатюре. Такие колокольни у всех типов северных храмов – «клетцких», «шатровых», «кубастых», «ярусных», «многокупольных». Это, видимо, следует объяснить поздним появлением колокольни, не раньше, во всяком случае, XV, а то и XVI столетия. До того времени в церковь созывались звоном в особое «било», металлическую доску, где-нибудь висевшую на двух столбах с перекладиной поблизости с церковью. Но когда разрослось население, расселилось, стало удаляться от церквей, появилась надобность в колоколах, более громких, чем «било». Эта потребность вызвала устройство особого помещения для колоколов, соответствующего созидаемым храмам. Если древний зодчий стремился «дом Бога» сделать всегда необыкновенным, «пречудным», то и на колокольню он не мог смотреть иначе. Идеальный шатровый тип уже был создан – осталось только умножить на лишний шатер с необходимым приспособлением для колоколов общую купу шатров какого-нибудь погоста или одинокого храма или посада. Тем более упрощалась задача, что колокольня всегда строилась отдельно от храма, не вводилась в общую конструкцию храма, не нарушала ее. Настолько была сильна на севере традиция ставить колокольню отдельно от храма, что когда в каменном зодчестве колокольню уже давно слили с общими массами храма, деревянный север упорно возводил ее «на особицу». Ясно, художественная мысль северного зодчего не затратила никаких усилий на выискивание типа колокольни, она неизменно повторяла около каждого храма один лишний шатер. И стоят эти прекрасные шатры по всему северу, часто тягаясь своей высотой с храмами, и порой оспаривая у них изящество и тонкость силуэта. Они нужны, народ должен был полюбить свои сторожевые шатры с колоколами. Недаром же, когда в Великом Новгороде в 1526 году отлили для Новгородской звонницы первый колокол в 250 пудов, то об этом не могла умолчать даже летопись и говорила о нем, как о необыкновенном событии. Это в городе, в оживленном торговом центре России. Появление колоколов в глуши, в дремучих лесах, на берегах великих северных рек, на Олонецких озерах, среди необозримо безлюдных тихих, молчаливых пространств было событием еще большим, чем в Великом Новгороде. Да и нигде так не звучат таинственно и обольстительно, так грустно, сосредоточенно важно и протяжно колокола, как в северной глуши. Звон несется по лесам, по рекам, манит, навевает печаль, всколыхивает душу непонятной скорбной музыкой и нежной тревогой заброшенности человеческой в страшном и радостном и таком неисчислимо-необъятном мире. Колокольни доканчивают то видение красоты, что создал север в своем зодчестве. Великие безыменные мастера, создатели этой красоты, как живые, с их говором, лицами, уверенностью в своем мастерстве, тщательностью, мудрой ясностью выступают перед нами своими памятниками. И не только памятниками, но и в тех документах старины, которые дошли до нас и по которым мы можем воссоздать серьезный, мудрый, сознательный образ древнего многоликого строителя». Иван Евдокимов. Север в истории русского искусства. Вологда, 1920 г. @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK #шатры
9 месяцев назад
⛪️ Зенит Северного Зодчества В конце XVII и в начале XVIII века северное народное зодчество переживало неустойчивость и колебания во время стройки «кубастых» и «ярусных» храмов. Было ощущение «правящего вкуса» церковной власти. Но, как ни странно, именно в этот период оно достигло зенита своего творчества, апогея, сумасшедшего, гениального размаха. Вся восьмисотвековая (писаная) история зодчества, все ее плоды, успехи, все ее линии, силуэты, все ее формы, зародыши форм соединились вместе, ожили, воскресли, запели в душе последних гениальных строителей севера – и пред нами встали памятники величайшей культуры, невиданные, немыслимые, пугающие своей смелостью над всеми возможными выкладками разума. Шатер и необыкновенное многоглавие – высшее их достижение. Вечно любимая мысль о «Божьей башне», о шатре и о бессчетном количестве куполов–многосвечников наконец вылились вовне, в потрясающей силы памятниках. В Вытегорском посаде Олонецкой губернии Каргопольского уезда поднялся семнадцатиглавый необыкновенный храм (утрачен в 1963 году, на фото - прим. РЗ), а в Кижах Олонецкой губернии Петрозаводского уезда двадцатиодноглавая Преображенская церковь – два памятника высочайшего народного искусства. Перед нами народное творчество, где личность тонет, где нет ни одного мотива, ни одной безделицы, неиспользованной раньше, где нет ни одной черты, чуждой народу и его многовековому искусству. Здесь важна лишь группировка этих форм и мотивов, своеобразна уже сама мысль идти в направлении к этой вдохновенной концепции, – мысль, осенившая зодчего в минуту поистине счастливую. Какими же строительными приемами он руководствовался? Обращаясь к плану, мы видим, что прием его далеко не нов. Это все та же древнейшая форма крещатого шатрового храма, – восьмерик, к сторонам которого по осям прирублены четыре четверика. Как во всех древних шатровых храмах, центральная его часть и здесь срублена восьмигранной, начиная с самою нижнего венца. Кижский храм до половины своей высоты, вместе с центральным восьмериком, кажется подготовленным для принятия шатра, но зодчий заменил его известным приемом «четверик на четверике» – или что то же, восьмерик на восьмерике. При этом при переходах от большого восьмерика к меньшему он поставил на бочках два ряда глав, возведя над главным восьмериком восемь бочек и глав, а над вторым – четыре. Над третьим, верхним восьмериком он водрузил центральную главу прямо на его плоской кровле. При кажущейся хаотичностью – все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинное «дивное диво» может быть назван глубоким знатоком своего искусства, и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм «четверика – на четверике». Этот храм и есть последний храм на пути развития национальной русской архитектуры. Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм. Чтобы оценить все несравнимое очарование этой поистине единственной вдохновенной купольной сказки, надо вспомнить, что не так еще давно весь храм стоял необшитым. Его седые бревна, то укорачиваясь в бочечных лбах, то снова раздвигаясь в повалах, давали невероятное богатство линий и форм и прямо пленительно–прекрасные ракурсы уходящих в небо масс. При этом все бочки, теремки и главки отливали сверкающим серебром своей чешуи». Такой дивной симфонией закончилось наше северное народное зодчество. В Кижах и Вытегорском посаде – устье великого многоводного потока, разбежавшегося по всей стране извилистыми, прихотливыми притоками, напоившими родную землю поразительно прекрасными образами своеобычного, своеобразного, самобытного, самостоятельного искусства. Иван Евдокимов. Север в истории русского искусства. Вологда, 1920 г. #шатры @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
9 месяцев назад
Наконец-то получил свой экземпляр книги (на видео)! Есть чем поделиться - размещаю небольшой отзыв в рамках намечающейся серии книжных обзоров. Казалось бы, знание истории присуще зодчему-архитектору. Но вы можете выучить любой предмет до хорошего уровня, но Мастером вас это не сделает. Только если у вас есть цельное понимание истории родной страны, её роли в мире, её этики и эстетики, отличающей её от других стран, вы действительно становитесь Мастером в своём деле. Для зодчего-архитектора это справедливо сугубо и трегубо. Практика показывает, что со знанием истории Родины у нас не все хорошо. Вот и растут в наших городах безликие коробки. Но если историю хорошо рассказывают, то учёба в целом становится лучше просмотра любого сериала! Вот тут её рассказывают действительно хорошо. Ещё и вопросы задают и думать заставляют. Не говорю уж про шикарный учебник. Удивительно, но книга бесплатная, только для выпускников курса. Но оно того действительно стоит! #книги @Канал о зодчестве и смыслах "Русский Зодчий" / Мы в Дзен В этом посте есть большое видео, которое не загрузилось в Дзен. Откройте оригинал поста в телеграме, чтобы его посмотреть
10 месяцев назад
✨ Мысли Ивана Яковлевича Билибина ✨ Продолжая серию постов про творчество Ивана Яковлевича Билибина, приведем несколько отрывков из его статьи «Народное творчество Русского Севера» для журнала «Мир искусства» (1904 г.): «Несомненно, что русское народное творчество умирает, почти умерло. Струя новой жизни сметает его, и только кое-где, в глуши, тлеют его последние, гаснущие искры. Не надо плакать об этом. Так и должно быть: это — прошло детство, а оно не вечно. Но, если детство было хорошее, если есть, что сохранить от него, то это и надо сделать, чтобы все интересные черты выросшего ребенка всесторонне развились в молодом взрослом». 🌟🌱 «И нам, ревнителям искусства, остается только собрать бережно то, что осталось от прежнего народного творчества и доказать, что эти скинутые сарафаны и брошенное рукоделье ни в чем не виноваты, что не от них жилось так плохо, что народное творчество — душа народа и его сила и гордость, что оно не раз спасало и объединяло народ, когда, казалось, он бывал в предсмертной агонии, что оно не есть орудие консерватизма, застоя и регресса и что будет время, когда народ, не всей бессознательной массой, а в лице отдельных сознательных, свободных и культурных лиц вернется и скажет: «верните нам наши песни, верните нам наши узоры!» 🎵🌸 «И вот, глядя на остатки некогда богатого русского деревянного зодчества, скорбишь о том, что всё оно прошло как-то в пустую и ни к чему. Кто знает у нас этот настоящий старорусский стиль? Полтора человека. Но тем не менее существует вполне определенный, утвержденный «русский стиль», в котором строятся дачи, станции и небольшие деревянные церкви. Что за проклятие — все эти постройки, и какими глубокими невеждами кажутся господа авторы их! Невольно, когда смотришь на всё это станционно-дачное строительное скудоумие, приходят на ум известные вычурные зданьица, снабженные точным указанием, для какого пола назначена какая из дверей». 🏠🚉 «А что за ужас творят в этом направлении губернские архитекторы, эти представители зодчества в провинции. Я видел чертежи деревянных церквей и колоколен в «русском стиле», созданные ими для какой-нибудь деревни, где только что сломали шатровую церковь XVII в., чтобы водрузить этот новый шедевр. Масса каких-то ненужных финтифлюшек украшает все здание. Бессмысленные наличники с какими-то резными сосульками, какие-то петухи, смешение принципов деревянного зодчества с каменным и т. д.» 🏛🏚 «Он не поступал так, как поступают многие из нынешних архитекторов, которым удалось бегло просмотреть снимки со старых памятников: желая блеснуть знанием, они заваливают свою постройку тысячью деталей, и получается самая дешевая и неумелая подделка. Мало знать одни внешние, легко осязаемые признаки стиля; нужно суметь понять его» (про строителя Кижей) 🏗📐 Иван Яковлевич очень четко подметил проблемы сохранения исконно русского культурного кода. Все эти вопросы актуальны и сегодня! 🇷🇺🌟 #картины