Найти в Дзене
Как понять, какой диагноз у ребенка, на что обратить внимание, чтобы разобраться

Как понять, какой диагноз у ребенка, на что обратить внимание, чтобы разобраться

Основные критерии диагностики для предварительной оценки состояния речи ребёнка. Очень сжато, чтобы поскорее наметить план коррекции, не дожидаясь постановки диагноза.
подборка · 29 материалов
Почему наш ребенок всегда требует, чтобы мы повторяли его слова?
Есть в психологии такой термин - "неподтверждение." Этим самым неподтверждением человека можно даже свести с ума, без преувеличения! Попробуйте изо дня в день ставить под сомнение его слова и не соглашаться с ним, для начала бедняга впадëт в депрессию. Если же довести ситуацию до абсурда, начать отрицать даже то, что он видит собственными глазами, всё, слом психики обеспечен. ✅ Сам термин вошёл в клиническую практику психологии с лёгкой руки шотландского психиатра Рональда Дэвида Лэйнга. Он много...
471 читали · 1 неделю назад
Что не попало в статьи, но интересует родителей неговорящих детей
Дискуссии в комментариях идут не только под новыми статьями. Много интересных вопросов под давними публикациями, но ответы читают только те, кто непосредственно спрашивал. Хотя мне кажется, темы там обсуждаются важные для многих читателей. ❓Егору 3 года 11 месяцев. Говорю ему, снимай/обувай сандалии, он начинает снимать, один снял и стоит, так же с кофтой: расстегни кофту, наполовину расстегнул, я отвернулась, дальше не расстëгивает. Когда застревает на половине действия, начинаю повторять, сними/расстегни,...
499 читали · 1 месяц назад
Не переносите понятие "птичий язык" на лепетную речь ребёнка
Вы всë думаете, что он "щебечет", а он уже давно лепечет! Довольно часто при описании звучания ребёнка с сенсорной алалией используется термин "птичий язык" или "птичий щебет". При выраженных нарушениях слухового восприятия, связанных с поражением центра Вернике, из речи окружающих людей дети не могут выделить именно фонемы (звуки речи). То есть восприятие, а следовательно и воспроизведение звуков родного языка, становится недоступным. При этом артикуляторные возможности позволяют ребенку что-то произносить...
418 читали · 8 месяцев назад
Как понять, дисграфия это или нет?
Чем ближе 1-й класс, тем чаще слышу от родителей вопросы о предполагаемых нарушениях письменной речи. На фото загадки, составленные ребенком 6 лет. Речевая проблема - дизартрия средней степени выраженности. К 6 годам почти полностью скомпенсированная. Осталось автоматизировать соноры и провести профилактику дисграфии. Мама очень встревожена большим количеством ошибок, естественно волнуется, не признак ли это возможных нарушений письменной речи. Сразу успокою. Тут практически все ошибки из категории дизорфографии, то есть от незнания правил написания слов...
2268 читали · 1 год назад
Снова о негативных прогнозах неговорящему ребёнку. Он "полевой" или гиперактивный. Лаврик пришёл на занятия со штампом "необучаемый"
Прогностические "секреты" своих учеников никогда не раскрываю до того, пока не добьёмся знáчимых результатов. Убеждена, что негативные прогнозы нужно опровергать несомненными успехами в развитии ребёнка, а не пытаться переубедить и успокоить родителей преувеличенно оптимистичными словами. Специально в начале статьи даю фото моего замечательного, теперь уже 6-летнего, ученика Лаврика, чтобы всем была очевидна несостоятельность слова "необучаемый", которое услышала его мама три года назад. После...
Темповая задержка речи не предполагает неврологии. Тут уж как ни крути, если ребёнок живёт в благоприятной речевой среде, если он не истощён физически до такой степени, что на речь у организма не остаётся сил, он ДОЛЖЕН заговорить вовремя. Смотрела вчера чудесную девочку 4,5 лет. Как только её услышала, мысленно поставила дизартрию, т. к. в речи отсутствуют шипящие и соноры. Сложнее точно ничего не предполагала, ротик у неё не закрывался, с порога рассказала все свои новости. Стала смотреть артикуляцию. Заглянула в рот. Язычок хоть на выставку с подписью "Посмотрите, какой должен быть язык в норме". Подвижный, симметричный, переключаемость великолепная. У меня возникли внутренние вопросы, потому что я чётко понимаю, что не может в этом возрасте быть нарушений звукопроизношения у ребёнка с такой отличной артикуляторной моторикой. Озвучила свои вопросы маме. Выяснилось, что в силу жизненных обстоятельств, в раннем детстве у малышки был сильный дефицит общения, из-за чего речь начала развиваться позже, чем положено по онтогенезу. Когда с обстоятельствами разобрались, девочка заговорила и начала стремительно наращивать темп развития. Но вот к 4,5 годам просто не успела набрать произносительный и фонематический опыт для чистой речи. Объяснив для себя причины недостатков в звукопроизношении, взялась я за постановку звуков. И что вы думаете!? Мы научились говорить [Л-Л'] сразу, так же как и [Ч, Щ]. Получилось и завести моторчик для [Р], вышли чистейшие [Ш, Ж]. Более того, [л, ч, щ] моя стремительная ученица сразу ввела в речь! Уходя домой, она абсолютно чисто договаривалась с мамой пойти на ПЛОЩАДКУ КАЧАТЬСЯ НА КАЧЕЛЯХ. Не исказила ни одного звука! Вот так выглядит постановка звуков, если у ребёнка нет проблем с ЦНС в виде дизартрии или алалии. Жду красотку через месяц, проверить, вошли ли в речь [р, ш, ж] На фото некая абстракция, предполагающая информационный и речевой дефицит, который может быть одной из причин темповой задержки речи. Недостаток общения может образоваться и при внешнем семейном благополучии. Достаточно окружить ребёнка речью, пропущенной через электронные устройства. Они не должны практически полностью заменять живое общение с мамой. Всё должно быть в меру.