Найти тему
Как понять, какой диагноз у ребенка, на что обратить внимание, чтобы разобраться

Как понять, какой диагноз у ребенка, на что обратить внимание, чтобы разобраться

Основные критерии диагностики для предварительной оценки состояния речи ребёнка. Очень сжато, чтобы поскорее наметить план коррекции, не дожидаясь постановки диагноза.
подборка · 26 материалов
402 читали · 3 месяца назад
Как понять, дисграфия это или нет?
Чем ближе 1-й класс, тем чаще слышу от родителей вопросы о предполагаемых нарушениях письменной речи. На фото загадки, составленные ребенком 6 лет. Речевая проблема - дизартрия средней степени выраженности. К 6 годам почти полностью скомпенсированная. Осталось автоматизировать соноры и провести профилактику дисграфии. Мама очень встревожена большим количеством ошибок, естественно волнуется, не признак ли это возможных нарушений письменной речи. Сразу успокою. Тут практически все ошибки из категории дизорфографии, то есть от незнания правил написания слов...
2215 читали · 8 месяцев назад
Снова о негативных прогнозах неговорящему ребёнку. Он "полевой" или гиперактивный. Лаврик пришёл на занятия со штампом "необучаемый"
Прогностические "секреты" своих учеников никогда не раскрываю до того, пока не добьёмся знáчимых результатов. Убеждена, что негативные прогнозы нужно опровергать несомненными успехами в развитии ребёнка, а не пытаться переубедить и успокоить родителей преувеличенно оптимистичными словами. Специально в начале статьи даю фото моего замечательного, теперь уже 6-летнего, ученика Лаврика, чтобы всем была очевидна несостоятельность слова "необучаемый", которое услышала его мама три года назад. После...
498 читали · 11 месяцев назад
Темповая задержка речи не предполагает неврологии. Тут уж как ни крути, если ребёнок живёт в благоприятной речевой среде, если он не истощён физически до такой степени, что на речь у организма не остаётся сил, он ДОЛЖЕН заговорить вовремя. Смотрела вчера чудесную девочку 4,5 лет. Как только её услышала, мысленно поставила дизартрию, т. к. в речи отсутствуют шипящие и соноры. Сложнее точно ничего не предполагала, ротик у неё не закрывался, с порога рассказала все свои новости. Стала смотреть артикуляцию. Заглянула в рот. Язычок хоть на выставку с подписью "Посмотрите, какой должен быть язык в норме". Подвижный, симметричный, переключаемость великолепная. У меня возникли внутренние вопросы, потому что я чётко понимаю, что не может в этом возрасте быть нарушений звукопроизношения у ребёнка с такой отличной артикуляторной моторикой. Озвучила свои вопросы маме. Выяснилось, что в силу жизненных обстоятельств, в раннем детстве у малышки был сильный дефицит общения, из-за чего речь начала развиваться позже, чем положено по онтогенезу. Когда с обстоятельствами разобрались, девочка заговорила и начала стремительно наращивать темп развития. Но вот к 4,5 годам просто не успела набрать произносительный и фонематический опыт для чистой речи. Объяснив для себя причины недостатков в звукопроизношении, взялась я за постановку звуков. И что вы думаете!? Мы научились говорить [Л-Л'] сразу, так же как и [Ч, Щ]. Получилось и завести моторчик для [Р], вышли чистейшие [Ш, Ж]. Более того, [л, ч, щ] моя стремительная ученица сразу ввела в речь! Уходя домой, она абсолютно чисто договаривалась с мамой пойти на ПЛОЩАДКУ КАЧАТЬСЯ НА КАЧЕЛЯХ. Не исказила ни одного звука! Вот так выглядит постановка звуков, если у ребёнка нет проблем с ЦНС в виде дизартрии или алалии. Жду красотку через месяц, проверить, вошли ли в речь [р, ш, ж] На фото некая абстракция, предполагающая информационный и речевой дефицит, который может быть одной из причин темповой задержки речи. Недостаток общения может образоваться и при внешнем семейном благополучии. Достаточно окружить ребёнка речью, пропущенной через электронные устройства. Они не должны практически полностью заменять живое общение с мамой. Всё должно быть в меру.
1780 читали · 1 год назад
Как понять, была ли у ребёнка моторная алалия?
И ещё вопрос появился) Сын 3,3 года за 2 месяца с практически полного молчания вышел на фразу из 3-4 слов. Повторяет новые, есть слова из 4-х слогов. Глаголы использует. Местоимения - мой, моя. Начал говорить "она" (она упала), задаёт вопросы "где", "какая", "кто так говорит?" Изначально стоял диагноз "моторная алалия". Как вы думаете, такая картина запуска речи похожа на алалию? В этом вопросе от мамы не волнение о том, что было, а тревога о дальнейшем пути развития речи. Ведь если это моторная алалия, то впереди еще много нетипичных для нормального онтогенеза трудностей...
Это ТЕМПОВАЯ ЗАДЕРЖКА речи или все-таки АЛАЛИЯ? Такой вопрос мы решали, когда думали, почему не идёт развитие речи у моего маленького ученика из Греции. Александросу было всего 2 годика, когда мы познакомились. Первая мысль была: "В семье звучит 3 языка, немудрено, что мальчик никак не может заговорить." Ему нравилось катать машинки, был указательный жест. Это обнадеживало. Но мама волновалась. У нее трое детей, следовательно, материнский опыт солидный. Поэтому я прислушалась к её опасениям, наверняка не просто так что-то в поведении сына тревожило маму. Лучше начать пораньше активизировать речь. Если это темповая задержка, пойдёт всё быстро и маме не нужно будет волноваться. Однако через 2 месяца стало ясно, что "проскочить" не удалось. Очень тяжело вызывали первые звуки, о закреплении в произвольном произношении не шло и речи. Буквы сильно помогали Александросу, спустя ещё пару месяцев в речи появились спонтанные звуки и слоги. Но так как они никак не связывались с предметным словарём, то постоянно ускользали. Было два-три периода, когда мальчик замолкал на 1-2 недели. Это частое явление у детей с алалией. Не удаётся привязать звук или слог к общению, всё уходит. Как хорошо, что мы не стали дожидаться 2,5 лет! Полгода работы начали давать результат. Александрос начал произвольно называть буквы. В слог пока не сливает, на этом нам ещё предстоит сосредоточиться. Наконец-то пошло первое обозначение предмета словом. Вот сообщение мамы, которое меня очень порадовало: "Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Вчера Александрос сказал первое осознанное слово. Он увидел рисунок кошки и сказал К-О-ТЬ🫣там не было написано кот)" Это принципиальный момент: пошло формирование предметного словаря. Причём образ кошки сразу вызвал в памяти мальчика нужное слово, не было опоры на буквы. Важно, что эта связь служит сигналом наступления определённой фазы созревания речевой коры. А значит, слова будут появляться и дальше. Однако помним, что алалия до появления фразовой речи не даёт расслабляться. Слоги и дальнейшие слова сами по себе пока не будут появляться. Над ними ещё предстоит потрудиться. Но когда есть первый результат, работа над речью начинает приносить радость. Александросу только 2,5 года, прекрасный возраст для возможности развития полноценной речи. Будем работать дальше.
Когда же он поймет, что мешает окружающим? Путь неговорящего ребенка к социально приемлемому поведению
Неговорящий ребенок порой тихий и незаметный, но чаще активно мешает всем вокруг. Где стоит та точка на шкале его развития, пройдя которую ребенок начнет учитывать интересы других людей? Сразу скажу, эта точка есть, ей даже можно присвоить условный номер 4. Теперь о том, как туда дойти или как до нее дожить-дотерпеть родителям. Мы знаем о четырех уровнях недоразвития речи. Также есть четыре уровня психической организации. Они соотносимы между собой. Опишу их в параллелях, это поможет определить,...