Найти в Дзене
Камерата

Камерата

ХVl фестиваль камерных театров в Челябинске
подборка · 3 материала
"Супротив человека ты все равно что плотник супротив столяра" Моя Камерата началась со спектакля- легенды екатеринбургского ТЮЗа Каштанка. Команда под руководством Вячеслава Кокорина достойна открыла первый день фестиваля. Многие, если не сказать,что все, знают историю собачки, чья помесь таксы с дворняжкой покорила в свое время детские сердца не хуже Лэсси или Бетховена. Поэтому сюжет пересказывать-не здесь и не сейчас. Хочется отметить особо, что оригинальный текст был сохранен вместе с диалогами и всеми "фисечками" Чехова, за что респект режиссёру, ибо публика была разноплановая, от мала до велика. Очень тонко были переданы характеры персонажей. Я не видела актеров на сцене, я видела чеховских Каштанку, Хавронью Ивановну, Иван Иваныча, Федора Тимофеевича... Приплясывающая походка Каштанки показывала собачий характер, ее "породистость", своеобразную стать. Она была то милой, и забавной, то тоскливой, то немного злобной, то испуганной. Но везде была именно та, чеховская Каштанка. Ее сны, где псина вспоминала свою прошлую жизнь, которые уносили ее в то время с запахом стружки и лака, были по- человечески тоскливы. В этом была и игра актрисы, и музыкальное сопровождение, и какая- то особенная аура спектакля. Весь зал словно бы накрыло тонкой вуалью с запахом детства...А вы знаете, как пахнут кутята? Именно этот аромат витал в воздухе... Костюмы актеров так же отображали ту эпоху и то время. Безо всякой современности и режиссерских версий. Спектакль на 200 процентов музыкальный. Тетка поет/ поет, на минуточку, а не воет!/, гусь- обнимусь гогочет/ очень натурально!/, свинья танцует/ грациозно!/, кот басит, шипит и фыркает... Когда видишь эту картину, ты сам перевоплощаешься в ребенка, а вот уже всё это, что происходит на сцене- прообраз твоей взрослой жизни, где свои хозяева и свои заказчики. И вот уже присматриваешься- а декорации напоминают покосившийся нос корабля, где стулья- это борта, сзади карма, а куда плывет этот корабль? В сытую жизнь с работой в цирке или же к знакомому запаху стружек и вкусу клейстера во рту, фокусам с кусочком мяса на нитке да пинками под дых? "Сходи на детский"- спектакль, говорили они.... "Будет легко и светло"- говорили они... Кадры - фокусы по 25 летят перед глазами, а на сцене плачет скрипка и заходится то ли смехом,то ли воем от страха и тоски Каштанка... И тут вам не булгаковский Шарик, в конец оборзевший Клим Чугункин со стажем... Это даже не собака... Это маленький человек, которому, как мне кажется, нет места, но одновременно его любят везде, любят по своему. И снится Каштанке через некоторое время уже не сам Лука Александрович, а некие образы, обрывки, силуэты, а это не о собачьей памяти сейчас... Просто к хорошему быстро привыкаешь, и не важно, кто ты. А как умирал гусь! Двумя смертями... По человечески умирал, с надрывом и одновременным тихим выдохом, как душой шепнул и ушел....Браво! Каштанка возвращается туда, где все было свое,родное, которое уже впитано с потом, кровью и молоком матери... И это все у неё никогда не отнять. "Я вспомнил вас,и все былое В ожившем/зачеркнуто/ собачьем сердце ожило".... Динамичный, не затянутый, с приятным юморком, совсем не детский спектакль. Добрый, с лёгкой грустинкой. Печаль моя светла- наверное его можно так охарактеризовать...
"Если ты ловил кого- то вечером во ржи..." У меня сегодня был полноценный обед из трёх блюд екатеринбургских театров. Итак, на очереди Над пропастью во ржи Дмитрия Зимина. Спектакль,как мне кажется, который сложно перенести на сцену, но режиссёру и драматургу, а особенно актерам это удалось. Очень по- американски всё сделано. Показана Америка того времени, времени романа. А не слащавая, розовая мечта. Это и чиииииииз с конфетти, и герои- однокашники, которые по очереди намазываются до брызг пахучим кремом, берут друг у друга вещи, подкалывают друг друга, пишут друг другу домашки за деньги... Кстати, профессор в начале, с гриппом, показался мне немного обрусевшим./ или я давно не видела американских профессоров?(/ Вообще, в американских школах взрослеют очень медленно. Поэтому подростки лишь рисуются, и хотят казаться взрослыми. Все эти "взрослые свидания", скорее бы 18! А в их случае- 21 ... Сцена в комнате Холдена, когда он собирал вещи, была по настоящему тинейджерской. Но хохотнули только те, кому за 30))) А Колфилд всеми своими фибрами кричал будто бы- "А я не такой, я не такой, я не такой ... Они все такие, они все такие, я не такой"... И вроде бы- всё как и должно быть- сочинение за деньги, куртка на поносИть, всё для других, ан нет. Главный герой слишком зашорен в себе. Он лирик- философ. И шут бы с ним, что он завалил 5 предметов из 9, зато сдал английский! Ему неуютно в реальности. Контрастный момент был в поезде с мамой одного из самых отвязных учеников школы, но Холден уверяет ее в обратном. И опять же- подростку хочется быть круче и казаться старше, оттого он и выдумывает, что та на него запала. Лирическая тема идёт через весь спектакль. Это и младшая сестрёнка,Фиби, для которой Холден крадёт пластинку у своего приятеля, и брат, который болел лейкемией, но играл в бейсбол и на перчатке записывал строчки из понравившихся стихотворений, и девушка,с которой играли в шашки прошлым летом... Подросток живёт в своем,порой придуманном мире, и ему там уютно. Действительность ему не нужна. Она его раздражает,она не интересна... Ничто его не радует... Ни встреча с Салли, ни взрослый отдых в отеле, ни даже выпивка . Это все ещё больше выводит его из себя . Он разбрасывается деньгами для бедных, опять же желая показаться крутым и самостоятельным, но не может заплатить за свои взрослые развлечения, оспаривая цену. Вертящиеся декорации очень точно передают внутреннюю психику героя. Как в самолете- то вверх, то вниз. Только это все по горизонтали. Когда ты ложишься, а тебя крутит как в центрифуге, и вертолеты... "Дом, разделившийся внутри в себе- не устоит"- так Холдену говорит его учитель английского, к которому он забрел после затянувшейся сцены в баре с Салли. Конечно же девушка его не понимает,всех этих попыток уйти от себя, сбежать во взрослую, самостоятельную жизнь, работать, объездить мир ... Ей хорошо и так, как есть. Она живёт натурально, как все. Как все- сочиняет родителям,как все- хочет казаться взрослой,чтобы ей продали мартини./ Кстати, на сцене пьют джин,судя по бокалам и бутылке)))/ Не менее затянута сцена с двумя посетителями бара, один из которых был на войне... Все в дыму, и Холден в стельку пьян, но пытается их выслушать, по- своему помочь, вникнуть в беседу... Итог- все оканчивается раздражением. "Такие дела, брат .... Любовь! Такие дела... Конец просто порвал. Диалог с Фиби, младшей сестрой, был кульминацией всего спектакля. Он был настолько проникновенный, что сыграл на полном контрасте с первым актом. Есть такая профессия-ловить детей над пропастью... мне кажется, я именно этим и хочу заниматься ... А действительно,куда деваются утки?...
"Шаровары шириною в Чёрное море" Ну, и наконец, основное блюдо нашего сегодняшнего вечера, так называемое блюдо дня- Тарас Бульба. А привез эту вкуснятину Николай Коляда. И да, это вновь Екатеринбург. Кто не был в живую на спектаклях Николая Владимировича, может с неким недоумением смотреть на происходящее. А по мне так очень своеобразно, в своей манере, в именно своём, узнаваемом стиле, колорите и подаче материала так любИм этот театр. Провокационная пьеса на сегодняшний момент. Но! Бешеная энергетика актеров просто сносила первые ряды. И все это скрашивалось переходами в лирическую, женскую тему. Костюмы, декорации и хореография- вот что поражает первые минуты. Твой мозг уже танцует вместе с актерами на сцене, подпевая в голове- поплыла кукуха, пусть земля ей пухом... И ведь действительно могёт Николай Владимирович пощекотать зрителя! Тут и зычное иэээээээх, и бульба- бульба-бульба с черпаками, а уж про шаровары вообще промолчу- ощущение, будто они танцевали отдельно! -А как по латыни будет горелка? -А нет такого слова в латыни -Ну, и пошла она тогда в жопу, та латынь! И- по новой! Гей, гей,гей!!! Танцуют все! Но,делу время- потехе час ... Не может Тарас без Сечи... Вот и сынов своих туда подбивает, и войско отправить хочет. Бабы- воють. Опять мужики из дома бегуть... Не становитесь вы гречкосеями и бабалюбами, казак не на то, чтобы возиться с бабами... "Коли человек влюбится, он все равно что подошва, которую возьми размочи в воде, согни и она согнется." Но не удалось избежать этого Андрию. Очень лирическая тема его и Панночки. Красивая, женственная, с характером женщина влюбляет в себя героя. Потеряли пацана,больше не наберёт ../ не удержалась,простите)/ Первый акт просто разгул души и тела- веселуха в полном разгаре. У каждого казака- свой характер, своя пластика, да и все актеры- абсолютно разные типажи, но какова единая картина! Нескончаемый шабаш, пир во время чумы!) Остап более пластичен, но эта пластика не прыжка пантеры, а резвой удали и четкости рисунка, попадания в такт.Как пуля. Андрий- спокойный,лиричный, мягкий, мамин сын. / не путать с сынком!/ А как по-женски красив монолог матери! Ох, чувствую, у всех мам в зале глаза набухли, засвербило, затосковало... После антракта- путешествуем в Запорожскую сечь. А что там? Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей. Гульба по новой! Гуляй, рванина! Гуляй, мужик, пропивай, что есть! И вновь это все с удалью, песнями да плясками. А какие были проводы! /Можно мне эти треки отдельным файлом куда- нибудь?/) Да, песня про Николая и икона Николая чудотворца на сцене- ох, не спроста ...) Паноптикум под балалайку- напевно, красиво, феерично! А тем временем, под шумок, Андрий перешёл на сторону шляхтичей. И ни тем удивлен был Остап,что сын выбрал себе другую Отчизну, а тем,что он назвал своей Отчизной женщину. Крепко задумался Бульба . Вспомнил он , что велика власть слабой женщины, что многих сильных погубила она. "Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты.» После всего этого начинается полный трэш и Мордор. А ещё музыка такая проникающая, надрывная, что хоть волком вой. И вроде- да как так то? И в тоже время- и правильно, чтобы другим не повадно было. ...Я тебя породил, я тебя и убью... Но второго то, со вторым то... Вези,жид, вези как знаешь,как умеешь,как можешь! Только вези! — Батько! где ты! слышишь ли ты всё это? — Слышу! Я уже смутно помню последние минуты спектакля, всё как в тумане, всхлипы со всех сторон, музыка нутро рвёт, казаки стулья на сцене в пирамиду- стену ставят... Игра со светом ... Полная картина всего. Действительно полная. И цитаты оригинального текста. Браво, Маэстро! Масштабное действо, перформанс более чем удался! После такого блюда всё грозит перееданием, но котикам можно)