Найти в Дзене
Импрессионизм

Импрессионизм

Одно из ключевых течений в искусстве, зародившееся в последней трети XIX столетия во Франции и затем распространившееся по всему миру.
подборка · 37 материалов
Шедевры импрессионизма, которые мы можем увидеть в подлинниках. Друзья, всё, о чем я пишу для вас каждый день - истории о художниках, о бесценных произведениях живописи, о художественных течениях в искусстве - всё это не беллетристика и не канувшая в лету история. Всё это имеет реальное выражение в виде бесценных полотен, которые можно прийти и увидеть. Трудно поверить, но сотни картин французских импрессионистов, которые стали определяющими в их творчестве и являются признанными мировыми шедеврами, о которых пишут книги и снимают фильмы, находятся не во Франции, а у нас. И всё это, благодаря двум образованным, щедрым и умным московским коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову. Для понимания масштабов их вклада маленькая справка: коллекция, которую Рокфеллеры собирали более ста лет, в 2018 году продана на торгах Сhristie's за $830 млн. Стоимость коллекции Сергея Щукина в 2012 году была оценена в 8,5 млрд. долларов. Коллекция Ивана Морозова оценивается в 5 млрд. долларов. Хочется поставить памятники всем русским людям, которые привезли, спасли и сохранили для нас шедевры мирового искусства. Благодаря им мы имеем уникальную возможность пойти и посмотреть на подлинного Сезанна, Ван Гога, Моне, Ренуара, Дега, Пикассо и многих других гениальных художников. Когда что-то искреннее любишь, когда что-то по-настоящему вдохновляет, хочется соприкасаться с этим как можно чаще. Поверьте, никакая репродукция, никакая цифровая копия не сравнится с подлинником. Сходите, пожалуйста, когда будет возможность, - Москва, Волхонка 14, Санкт-Петербург – Дворцовая площадь, здание Генштаба, 4 этаж – всё там! Я приведу список картин, находящихся в экспозиции Пушкинского музея и Эрмитажа. Надеюсь, что эти названия вам знакомы. Уверяю, вы будете поражены. Пушкинский музей. Зал 10 Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже» Эдгар Дега «Танцовщица у фотографа» Эдгар Дега «Танцовщицы на репетиции» Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» Эдгар Дега «Проездка скаковых лошадей» Эдгар Дега «Вытирающаяся женщина» Эдуард Мане «Портрет Розиты Маури» Эдуард Мане «Кабачок» Эдуард Мане «Портрет Антонена Пруста» Эдуард Мане «Портрет Мэри Лоран с моськой» Мэри Кэссет «Мать и дитя» Зал 11 Пьер Огюст Ренуар «Букет хризантем и японский веер» Пьер Огюст Ренуар «Девушки в чёрном» Пьер Огюст Ренуар «Обнажённая» Пьер Огюст Ренуар «В саду под деревьями» Пьер Огюст Ренуар «Портрет мадам Шоке у окна» Пьер Огюст Ренуар «Купание на Сене» Пьер Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари» Зал 14 Клод Моне «Завтрак на траве» Клод Моне «Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание Парламента» Клод Моне «Стог сена около Живерни» Клод Моне «Городок Ветей» Альфред Сислей «Опушка леса в Фонтенбло» Клод Моне «Белые кувшинки» Альфред Сислей «Мороз в Лувесьенне» Камиль Писсаро «Вспаханная земля» Клод Моне «Сирень на солнце» Клод Моне «Бульвар капуцинок в Париже» Клод Моне «Скалы в Бель-Иль» Клод Моне «Скалы в Этрета» Зал 15 Поль Сезанн «Сцена в интерьере» Поль Сезанн «Дорога в Понтуазе» Поль Сезанн «Деревья в парке. Жа-де-Буффан» Поль Сезанн «Мужчина, курящий трубку» Поль Сезанн «Персики и груши» Поль Сезанн «Мост через Марну в Кретее (Берега Марны)» Поль Сезанн «Мост над прудом» Поль Сезанн «Акведук» Поль Сезанн «Цветы» Поль Сезанн «Пьеро и Арлекин» Поль Сезанн «Гора святой Виктории» Поль Сезанн «Равнина у горы святой Виктории» Поль Сезанн «Купание» Поль Сезанн «Автопортрет» Зал 16 Поль Синьяк «Сосна» Поль Синьяк «Песчаный берег» Винсент Ван Гог «Пейзаж в Овере после дождя» Винсент Ван Гог «Прогулка заключенных» Винсент Ван Гог «Портрет доктора Рея» Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле» Винсент Ван Гог «Море в Сент-Мари» Поль Гоген «Кафе в Арле» Поль Гоген «Фрукты» Зал 17 Поль Гоген «Таитяне в комнате» Поль Гоген «Жена короля» Поль Гоген «Брод. Бегство» Поль Гоген «Сбор плодов» Поль Гоген «А ты ревнуешь?» Поль Гоген «Цветы Франции» Поль Гоген «Матамое (Смерть). Пейзаж с павлинами» Поль Гоген «Великий Будда» Поль Гоген «Натюрморт с попугаями» Поль Гоген «Пейзаж (Лошадь на дороге)» Поль Гоген «Её звали Вайраумати» Поль Гоген «Автопортрет» Продолжение в комментарии
Как французский импрессионизм оказался в России. Знаменитые коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова. Вчера после долгого перерыва я побывала в Пушкинском музее, точнее в Галерее Западноевропейского искусства XIX-XX, и в очередной раз была потрясена богатством коллекции, принадлежащий к числу самых знаменитых в мире. Музей обладает исключительным собранием живописи мастеров французского импрессионизма и постимпрессионизма, которая была собрана всего за 12-15 лет представителями двух крупнейших фамилий русских промышленников и меценатов – Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым. Именно им мы обязаны счастьем наслаждаться шедеврами мирового искусства. Их имена золотыми буквами должны быть вписаны в историю культуры нашей страны. История российского коллекционирования открылась на рубеже столетий. В то время, когда во Франции еще велись дискуссии о признании живописи импрессионистов и постимпрессионистов, московские купцы начали покупать картины современных мастеров в парижских галереях. Считается, что первым произведением в этой коллекции стал маленький этюд Клода Моне под названием “Сирень на солнце”. С этой работы начинается интерес Сергея Ивановича Щукина к искусству французских импрессионистов. Он первым открыл московской публике их творчество. Энергичный и страстный человек, Щукин буквально заболел новым французским искусством. С самого начала он отличался безошибочным чутьем и верностью глаза – большинство приобретенных им работ представляют собой шедевры мирового уровня. С каждым новым увлечением дом Щукина в Большом Знаменском переулке наполнялся первоклассными произведениями, превращаясь в настоящий музей. Щукин обладал не только прекрасным образованием, замечательным вкусом, но и великолепной интуицией. Начав коллекционировать французское искусство, он всегда безошибочно определял те произведения и тех художников, которые станут ключевыми фигурами этого направления. Сразу выделив из плеяды импрессионистов Клода Моне, Щукин собирал его полотна до тех пор, пока не исчерпал для себя основные этапы формирования этого направления в искусстве. На смену интереса к импрессионистам пришел бурный период увлечения живописью Гогена, эти картины представляют наибольшую ценность постимпрессионистической части коллекции Щукина. Посетители, которым посчастливилось побывать в его доме в Большом Знаменском переулке, говорили, что стену с картинами Гогена можно было сравнить с блистающим золотым иконостасом. В Европе больше нет равной по качеству коллекции таитянских работ Гогена. На рубеже 1900–1910-х годов Щукин стал серьезным заказчиком и покровителем сразу двух крупнейших мастеров ХХ столетия – Анри Матисса и Пабло Пикассо. Особняк в Большом Знаменском превратился в место паломничества любителей современного искусства и художников русского авангарда, в формировании которых щукинская галерея сыграла важную роль. 36 первоклассных полотен Матисса, без которых его искусство невозможно рассматривать, и 53 полотна Пикассо - это было колоссальное собрание, ни один музей в мире не обладает подобной коллекцией. Сергей Иванович никогда не слушал ничьих советов, и, хотя он не был замкнут и обсуждал проблемы искусства со знатоками, но последнее слово всегда оставлял за собой. Он мог оценить работы того или иного мастера, даже сам до конца их не понимая, потому что обладал даром предвидения. Если бы не он, то кубизма Пикассо в нашей стране не было бы. В уникальном собрании Сергея Щукина было 256 картин. Из них 16 полотен Гогена, 13 — Моне, 8 — Сезанна, а также работы Дега, Ренуара, Ван Гога, Дерена, Руссо. На приобретение произведений искусства Щукин тратил почти все дивиденды акционерной компании. Но коллекционирование не было для него вложением капитала — его страсть к искусству была бескорыстной, это был искренний поклонник французской живописи. Коллекция Щукина всегда была открыта для посещения. Заботясь о судьбе своего уникального собрания, Щукин еще до революции принял решение передать его в дар Москве. Судьба знаменитых коллекций, продолжение
14 друзей Ренуара. Завтрак гребцов. Изобразительная история о том, как группа молодых парижан собирается позавтракать в симпатичном ресторанчике на берегу реки. Легкий привлекательный сюжет - вкусная еда, беседа с друзьями, флирт с прелестными женщинами и хорошая погода. Нельзя не заметить влияния на фотографии, как нового отдельного вида искусства, на создание этой картины. Она похожа на грандиозный импрессионистический моментальный снимок, который по настроению не предполагает никакой другой реакции, кроме радостного восхищения. Эта картина об энергичном оптимизме, присущем молодости в моменты дружбы и влюбленности. Для завтрака в ресторане “Ля Фурнез”, что стоит на берегу Сены в одном из предместий Парижа, Ренуар собрал 14 своих друзей (художник по очереди приглашал их в ресторан, чтобы те позировали ему). “Собрание развалившихся лентяев” – так охарактеризовали картину недоброжелательные критики. Юная девушка с собачкой на переднем плане - белошвейка Алина Шариго, которая спустя 10 лет станет женой художника, к тому моменту у них уже будут дети. Они проживут вместе 33 года. Изображенный за ней мужчина - Альфонс Фурнез, сын владельца ресторана, который отвечал за прокат лодок. Девушка, облокотившаяся на перила балкона - очаровательная дочь хозяина Альфонсина, будущая “Девушка с веером”. На заднем фоне в цилиндре сидит Шарль Эфрусси, банкир, историк и коллекционер искусства. Он разговаривает с поэтом Жюлем Лафоргом. Справа изображены приятели Ренуара Эжен Пьер Лестринг, работник Министерства внутренних дел, и Поль Лот, журналист, который флиртует с известной актрисой Жанной Самари. Верхом на стуле в майке гребца изображен богатый меценат и художник Гюстав Кайботт. Он беседует с известной актрисой и натурщицей Анжель Лего и итальянским журналистом Маджиоло. Мужчина, сидящий в котелке и что-то рассказывающий мисс Фурнез - бывший мэр колониального Сайгона барон Рауль Барбье, который был душой любой компании. Прямо в центре картины со стаканом в руке чуть отстраненная Эллен Андре, французская актриса, запомнилась больше всего, как модель для художников-импрессионистов, она позировала Эдгару Дега в картинах “Слива” и “Абсент”. Картина “Завтрак гребцов” - одна из самых знаменитых и значительных работ Ренуара. Великолепная многофигурная жанровая сцена, а заодно и прекрасный натюрморт, исполнены с необычайной легкостью. Многочисленные репродукции, реконструкции и даже пародии говорят о непреходящей популярности этой картины.
Благородный рыцарь. Фредерик Базиль. Он был ровесником Ренуара и Моне, один из троицы неразлучных друзей. Они подружились в мастерской Шарля Глейра в Париже. Из их компании только Базиль не страдал от безденежья. Его отец, богатый винодел, обеспечил сыну хорошее содержание, даже несмотря на то, что тот не оправдал родительских надежд, бросил обучение медицине и выбрал для себя живопись. Фредерик великодушно делился с друзьями хлебом, кровом и деньгами. Он первым снял свою мастерскую на улице Фюрстенберг, 6. Моне, Ренуар, Сислей в разные годы пользовались его гостеприимством. Примечательно, что Базиль поначалу ужасно не понравился Ренуару, которому был противен аристократизм Фредерика. Ренуар счел его выскочкой, которому «лакей разнашивает туфли». Но, присмотревшись друг к другу, они стали близкими друзьями. Базиль играл лидирующую роль в содружестве импрессионистов на этапе его становления. Его мастерская стала центром общения не только художников, но и близких им литераторов. Именно Фредерику принадлежит идея общей выставки начинающих художников. К сожалению, ему не удалось ее увидеть. В недавнем рассказе о четырех друзьях я показала вам картину “Мастерская на улице Кондамин, 9”. Она стала последней крупной работой Базиля. Картина была написана на пороге грядущего национального бедствия - Франко-прусской войны, которая резко изменила привычную жизнь художников. Ренуар был зачислен в кирасиры и отправился в Бордо. Эдгар Дега был отправлен служить в артиллерию. Клод Моне, уже отслуживший в Алжире два года, уехал с семьей в Гавр, Поль Сезанн отправился в Марсель. Эдуард Мане вступил в Национальную гвардию. Фредерик Базиль 10 августа 1870 года записался добровольцем в полк зуавов и спустя три месяца погиб в бою от пули немецкого снайпера. Ему было всего 28 лет.  Картина “ Мастерская на улице Конламин, 9” имеет не только художественную ценность, она является документом эпохи, на котором изображены люди, изменившие мировую живопись. Причем в тот момент они еще не знали о той роли, которую им доведется сыграть. Как все его друзья художники, которых в будущем назовут импрессионистами, Базиль много работал на пленэре. Он часто писал потрясающую природу в окрестностях родного Монпелье. Уважительное отношение семьи к его таланту сыграли важную роль в развитии творческих способностей художника. Одна из самых известных картин Базиля – полотно «Семья художника». Десять родственников расположились в свободных позах на ярко освещённой террасе в саду загородного поместья. Нужен большой талант, чтобы ухитриться на одном холсте разместить сразу десять портретов самых близких ему людей. Базилю первому удалось решить проблему вписывания человеческой фигуры в пейзаж так, чтобы она стала не мелким элементом, а полновесной основой композиции. Задача органично связать фигуру с пейзажем отнюдь не проста. Дело в том, что реальный свет распределяется неравномерно, в результате чего картина начинает распадаться на отдельные, не связанные между собой цветовые зоны. Многое зависит от дистанции, точки зрения и характера фона. Можно сказать, что Базиль создал жанр портрета в пейзаже, его работами восхищались современники. Ни Моне, ни Ренуар не любили (а, может, не умели писать) далеких пейзажных перспектив, предпочитая работать в близкой дистанции. Вдохновляясь работами и опытом Базиля, следом за ним этому подходу научилась Берта Моризо, ей тоже удалось преодолеть светотональные, цветовые и пластические трудности. Мои любимые работы Базиля - “Вид на деревню Кастельно-ле-лес” и "Розовое платье". Фотографы меня поймут. Сейчас бы сказали, что у Базиля было ярко выраженное фотографическое видение. Есть мнение, что, если бы жизнь Фредерика Базиля трагически не прервалась так рано, он мог бы сделать для живописи даже больше, чем Моне и Ренуар. Таланта ему было не занимать. Истории же о бескорыстной помощи Базиля своим друзьям-художникам можно рассказывать бесконечно. Например, о том, как он купил у Моне картину «Женщины в саду», при этом сам назначил цену в 2500 франков. Продолжение в первом комментарии.
Мастерская на воде. Ботик Моне. С тех пор, как Клод Моне, очарованный великолепием местной природы, поселился на правом берегу Сены в пригороде Парижа Аржантее, на ближайшие семь лет основными темами его работ стали река, мосты, парусные лодки и чудесные пейзажи в окрестностях этого живописного места. Вскоре после переезда художник купил старую рыбацкую лодку. "Особенно удачно продав одну картину, я получил за нее сразу всю сумму, достаточную для покупки лодки. На ней я соорудил нечто вроде дощатого шалаша, места в котором хватало как раз для того, чтобы поставить мольберт". Как истинный поэт рек и морей, Моне не мог не иметь мастерской на воде, поскольку с нее открываются совершенно иные перспективы и непривычные ракурсы, которые обогащают визуальный опыт новыми эффектами и дают возможности создавать необычные композиции. Моне, конечно, в этом плане был не оригинален, идею плавучей мастерской он позаимствовал у другого художника - Добиньи, который оборудовал мастерскую на воде еще за 15 лет до Моне, благодаря чему имел счастливую возможность спокойно работать на пленэре. Для нового подхода к работе у Моне были и веские экономические причины. В те годы увлечение парусными лодками стало доступным и популярным вариантом проведения досуга для буржуазии. Моне часто изображал сцены катания, создавая привлекательные для среднего класса сюжеты. Использование в работе на пленэре холстов меньшего размера также способствовало более доступной цене и, как следствие, успешной продаваемости картин. Путешествия по окрестностям Аржантея в плавучей студии стали одним из самых любимых занятий Моне. Однажды он даже проплыл по Сене до Руана. В часы уединения можно было забыть обо всем, наблюдая эффекты света, наслаждаясь тишиной и сопричастностью с таинственным миром природы. Художник часто брал с собой жену Камиллу и нового приятеля Гюстава Кайботта. Кайботт хорошо разбирался в кораблестроении, был страстным садоводом, как и Моне, и в свободное время с удовольствием занимался живописью. Это он помог Клоду оборудовать лодку-мастерскую.  После трагической гибели Фредерика Базиля, Кайботт, имеющий с ним сходство и по социальному положению, и по характеру, и обладающий таким же ясным умом, кристальной честностью и благородством, многие годы поддерживал импрессионистов, покупая их картины и помогая средствами. Плавучая мастерская Моне осталась в истории живописи в нескольких известных картинах. Пожалуй, самая знаменитая из них принадлежит кисти Эдуарда Мане. В то лето Клод Моне и Эдуар Мане жили рядом, Моне в Аржантее, Мане в Женвилье, чтобы встретиться, им достаточно было переплыть Сену. Мане был не прочь разобраться как следует в импрессионистской манере письма и способах работы. Он ставил свой мольберт рядом с мольбертом Моне и пробовал писать воду на его манер. Мане играл в импрессионизм и написал друга в его плавучей мастерской, точно так, как это сделал бы сам Клод (за исключением того, что все-таки использовал в работе черную краску для галстука). Так появилась картина "Моне и госпожа Моне в лодке". Кстати, госпожой Моне Камилла Донсье стала только за несколько дней до смерти – священник, который пришел к умирающей женщине, сразу и обвенчал их с Клодом. К этому времени у них уже было двое сыновей и 13 сложных, часто голодных и холодных, лет вместе. Так что в момент написания картины она все еще была Камиллой Донсье. Но друзья, конечно, считали Камиллу и Клода настоящей семьей. Сам Моне тоже не раз писал свою мастерскую на воде. Обратите внимание на вторую картину в галерее, она необычна тем, что художник изобразил самого себя за работой в своей лодке-студии. Эта сцена выходит за пределы импрессионистического стиля, поскольку она написана не полностью с точки зрения наблюдателя, здесь нарушен характерный стилеобразующий признак импрессионизма. Возможно, Моне стало тесно в рамках одного художественного направления. 1. Эдуард Мане. Моне и мадам Моне в лодке, 1874 2. Лодка-студия, 1876 3. Лодка-студия, 1874 4. Мост в Аржантее, 1874 5. Лодочники в Аржантее, 1874
История четырех друзей. Отец Клода Моне держал бакалейную лавку в Гавре и снабжал продовольствием французский флот. Он был уверен, что сын, когда вырастет и выучится, возьмет на себя управление семейным бизнесом. Но в коллеже Клод с грехом пополам освоил четыре арифметических действия и получил слабое представление о грамотности. Зато он быстро нащупал дело, которым можно заниматься в свое удовольствие – жители Гавра покупали у 15-летнего художника карикатуры по 20 франков (спустя 15 – 20 лет Моне будет счастлив продавать свои работы по 50 франков). От заказов просто не было отбоя, Моне стал местной знаменитостью. В19 лет он уехал в Париж на собственные деньги, заработанные рисованием карикатур. Лишенный отцовского содержания, Клод считал себя вправе принимать решения самостоятельно и выбрал для обучения художественную мастерскую Глейра. Отец Альфреда Сислея происходил из старинного лондонского купеческого рода. Дед Альфреда возил из Франции в Англию различные товары, благодаря чему семья осела в Париже. В 18 лет Альфред отправился в Лондон изучать коммерческое дело, и там познакомился с творчеством английских мастеров живописи. Изображения английской природы настолько поразили молодого человека, что по возвращении в Париж он заявил отцу, что мечтает быть художником и намерен учиться живописи, а не коммерции. Это решение крайне разочаровало отца, но он не стал противиться и назначил сыну достойное денежное содержание. Правда, позже, узнав о недостойной состоятельного рода связи Альфреда с натурщицей и о том, что у них родился сын, отец лишил сына финансовой поддержки. Огюст Ренуар родился в Лиможе, в семье портного. Еще ребенком его отдали на обучение в мастерскую росписи по фарфору. Правда, карьера живописца по фарфору продолжалась недолго – с изобретением машины для нанесения печатного узора ручной труд оказался не нужным. Некоторое время Ренуар занимался росписью штор и декоративных холстов, а затем решил поступать в парижскую мастерскую Глейра, чтобы учиться “настоящей живописи”. Занятие “высоким искусством” означало для него не только новый творческий, но и новый социальный уровень. Фредерик Базиль родился в благополучной обеспеченной семье винодела из Монпелье и получил хорошее образование. За всю жизнь он не узнал, что такое нужда. Отец мечтал о том, что сын выучится и станет врачом. В 18 лет Базиль поступил на медицинский факультет, хотя понимал, что призвание его отнюдь не в области медицины, ведь больше всего он любил походы в художественные музеи. Родители отправили Фредерика в Париж продолжать обучение медицине. Чтобы их не расстраивать, Базиль действительно поступил в медицинскую школу, но параллельно записался в живописную мастерскую Шарля Глейра. Семья щедро снабжала его средствами, чтобы сын, не отвлекаясь на заботы о хлебе насущном, спокойно учился. Через пару лет Фредерик провалил экзамены в медицинской академии, пришлось признаться родителям, что он давно и всерьез занят совсем другим делом. Те не пришли в восторг, но смирились с его выбором и не лишили содержания. Так в 1862 году в парижской мастерской Шарля Глейра встретились Клод Моне, Огюст Ренуар, Фредерик Базиль и Альфред Сислей. Никто из этой четверки тогда не подозревал, что встретит в мастерской настоящих друзей на всю жизнь. Им было по двадцать, они понимали друг друга с полуслова, думали и мечтали о одном. Очень скоро эта неразлучная компания встряхнет нафталиновый мир академической живописи и оставит яркий след в мировом изобразительном искусстве. В галерее картина Базиля “ Мастерская на улице Кондамин, 9”, на которой изображены все четверо друзей. Высокая фигура с палитрой в руках - сам Базиль. Напротив него в шляпе и с тростью Эдуард Мане, которого Базиль считал своим учителем, рядом Клод Моне. По легенде, осмотрев эту картину, Эдуар Мане взял кисть и добавил несколько штрихов к изображению самого Базиля, придав фигуре больше сходства с прототипом. Слева по лестнице поднимается Эмиль Золя. Остановившись, он беседует с сидящим внизу Ренуаром. На фортепиано играет друг Базиля – музыкант Эдмон Метр. Эта картина - документ эпохи.