Найти в Дзене
ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Духовное, Святоотеческое
подборка · 16 материалов
2 месяца назад
Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова). Богородица. Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах – Она царствует на небесах. Она, как Матерь Царя Небесного, объявлена Царицей небесной, Царицей и святых Ангелов, и святых человеков. Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать перед Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: молите Бога о нас; к одной Богоматери она употребляет слова: спаси нас. Божия Матерь есть величайшая заступница и помощница всех труждающихся о благоугождении Богу, всех посвятивших земную жизнь на служение Богу. Явившись некоему святому иноку, Она исцелила его от тяжкого недуга и назвала его принадлежащим Ее роду * Она – скорое утешение скорбящих и плачущих, Она – предстательница кающихся, Она – благонадежное пристанище для грешников, желающих обратиться к Богу, Она – теплейшая ходатайница за них перед Богом. Предстоя Божией Матери в глубоком благоговении к Ее величию, в священном недоумении и удивлении, в восторге веры и любви, чада Православной Церкви приносят Приснодеве всерадостное славословие. Прими, Владычице, эти младенческие гласы, это младенческое лепетание, усиливающееся по причине теплоты сердечной определить Твое величие и не могущее определить его по немощи разума, по немощи слова, по необъятности Твоего величия... Пресвятая Богородице, слава Тебе! Пресвятая Богородице, спасай нас! Святитель Игнатий (Брянчанинов). #Бог #Богородица #Ангелы #Святые #Свт_ИгнатийБрянчанинов #антология_духовного #омолитве #оцеркви #овере #духовныенаставления #духовное #Керенск #История_Керенска #Вадинск #церковь #монастырь
2 месяца назад
Симфония по творениям Святителя Феофана, затворника Вышенского. Гордость. Часть 2 5. Нетерпеливость, обидчивость, немирность, уступчивость мыслям смущающим – следствие гордости. Вы исповедаете свой грех, что нетерпелива, обидчива, немирна, уступчива мыслям смущающим? Это очень нехорошо. Все от гордости. Если бы было смирение, ничего такого не было бы. Так извольте стараться, уверив себя, что вы ничего не стоите, никакого внимания и почести, что вы стоите не таких еще оскорблений не словом только, но и делом. Когда уверите себя в этом и восчувствуете свое ничтожество, тогда все будет проходить для вас мирно. Относительно мыслей всяких держите такое правило: как только заметите, гоните прочь без всяких рассуждений и оставайтесь с мыслию об одном Господе Спасителе вездесущем и все видящем... Они и не будут смущать. Извольте сейчас же за это браться (1, с. 145). 6. Самость – корень грехов. Самость – корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается. Вот и самость. Может быть, и духу хулы дано так сильно безпокоить вас по той причине, что есть самость с излишком. Так начинайте зараз и ее бороть (1, с. 153). 7. Раздражительность – от гордости. Ваша раздражительность, иногда капризная, пройдет, как только навыкнете ходить в присутствии Божием, под всевидящим оком Божиим. Она от гордости. Смирение прогонит ее, а также сознание, что вокруг себя должно распространять благостыню (1, с. 248). 8. Предостережение от чувства праведности, вредящего молитве. Всего более надобно опасаться уклонения в праведность. Как только начнете уклоняться в нее, знайте, что криво шагать начали. Берите тогда себя за ноги и тащите немилосердно опять в грешность. Разумеется чувство праведности и чувство грешности. Господь того только принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, Он отвращается. Он и пришел грешников спасать, а не праведников. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (2, с. 102–103). 9. Как избежать самомнения. Что касается самомнения, то однажды навсегда примите за правило такие вопросы гнать без жалости, как только родятся. Это вражее порождение. Если остановитесь на вопросе сем, то враг тотчас же и решение даст: о, конечно, это... Ты ведь – молодец! Затем молодец подымется на ходули, начнет мечтать о себе, а других ни во что ставить. И благодать отойдет. Но враг все будет держать его на мысли, что она с ним. И сие есть: мниться имети, тогда как ничего нет. Святые отцы написали: «не мерять себя». А взять и решить тот вопрос значит приступить к измерению себя, насколько вырос. Так извольте от этого бегать как от огня (2, с. 179–180). 10. От самомнения совершается впадение в грехи. Самомнение шло вместе с тщеславием. Вдвоем они родили леность. Леность говорит: что нам? Уж мы ведь что стали? Нам можно и вольку себе дать... И пошла волька... Весь этот путь у вас прописан: «Леность одолела так, что ни на что смотреть не хочется». Уж коли хватили выше облак, то какая нужда себя нудить? «Тщеславие – служить ли стану, молиться или читать поучения – одолевает». Как нам с вами не тщеславиться? Молитву умную знаем. И ну ходить павлином. О.М. ... – чибис... Извольте себя так прозвать. Чибис – какая-то птица, гордо выступающая, но паршивая, неуклюжая, безсильная и трусливая. Вот и величайте себя так. То мы с вами на диване развалились, как миллионер духовный (леность), то с колокольни на всех смотреть стали, как на мелюзгу грошовую (тщеславие с гордостью). А тут как только показался враг, мы в кусты... или и того хуже: на, бери... И пальцем не шевельнули. И извольте теперь видеть, какой вы богатырь духовный и богач! Затем и попустил Господь это падение, чтоб вы осязательно увидели, сколь ничтожны силы ваши и ваша твердость в добре. То, что было, надо считать настоящим падением (2, с. 183–184). Святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский. #Свт_Феофан_Затворник #антология_духовного #огрехе #страстииборьбасними #осмирении #взаимоотношениялюдей #опокаянии #облагодати #духовныенаставления #духовное
2 месяца назад
Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского. Богопочитание. Истинное познание Божие не может быть праздным и безплодным, но вносит истинное богопочитание. Сын отца своего знает и почитает, любит и слушает его; раб господина своего знает и боится его, повинуется и служит ему. Так, кто Бога знает, не может не почитать Его, не слушать, не повиноваться и не служить Ему, воли и повелений Его не исполнять. Об этом Бог через пророка говорит: сын чтит отца и раб – господина своего; если Я Отец, то где по чтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоговение предо Мною (Мал. 1, 6)? Славит же сын отца потому, что отцом своим почитает, и раб господина своего боится потому, что господином своим имеет его. Если отцу – человеку – от сына честь и господину – человеку – от раба страх воздается, потому что тот отца признает отцом своим, а этот господина господином своим признает, насколько больше Бог, Который над всеми Господь есть, достоин чести и страха, когда Его Господом и Отцом нашим признаем и почитаем. Видишь, что от познания Божия следует богопочитание. Скажи, пожалуйста, ты, который познанием Божиим хвалишься и не по истине почитаешь Его, как может быть, что ты захотел грешить, ведая, что Бог везде есть и всякое дело видит и правосуден; Который за грех и временно и вечно казнит и в самом деле греховном может тебя поразить? Перед царем земным, властью, господином и отцом своим не смеешь безчинствовать – перед Богом ли, великим и страшным, дерзаешь худое и противное Ему делать? Не может этого быть! Как не будешь Его от сердца благодарить и любить Его, зная, что Он есть Создатель, Искупитель, Отец, Питатель, Хранитель и Благодетель высочайший, больше Которого не может быть? Человека - благодетеля, который не своим, но Божиим добром снабжает тебя, любишь и благодаришь его, – Бога ли, от Которого бытие свое имеешь и каждый час и минуту получаешь благодеяния, без которых и жить не можешь, не будешь благодарить? Как от сердца не поверишь слову Его, когда познаешь, что Он истинен и солгать не может и слово Его истина есть? Человеку честному веришь, который солгать может, ибо всяк человек ложь (Пс. 115, 2): Богу ли, Который солгать не может и не хочет, не поверишь? Истинное почитание [Христа] не только в наружном, но и во внутреннем, не только в словах, исповедании и церемонии, но и в сердце, усердии, любви, благодарности и послушании состоит. Почтим, христиане, Христа Царя нашего. Он нас возлюбил недостойных – возлюбим и мы Его, достойного любви, Который есть утешение и радость Ангелов и святых душ. Почтил Он нас недостойных – почтим и мы Его, достойного всякого почитания, Которому со страхом и любовью поклоняются Ангелы и всякое колено. Поискал Он нас заблудших – поищем и мы Его верою и любовью. Не пощадил Он Себя ради нас – не пощадим и мы себя ради Него. Терпел Он все ради нас – потерпим и мы все ради Него, да с Ним и прославимся во Царствии Его. Святитель Тихон Задонский (Соколов). #Бог #Свт_Тихон_Задонский #духовноепросвещение #овере #омолитве #облагодати #взаимоотношениялюдей #Библия #псалтирь #огрехе #олюбви #одобродетели #отерпении #духовныенаставления #духовное #Керенск #История_Керенска #Вадинск #церковь #монастырь
2 месяца назад
Симфония по творениям Святителя Григория Богослова. Симфония по творениям Святителя Григория Богослова. Ведение. Великодушие. Ведение. Мы как бы строим что-то огромное малым орудием, когда человеческою мудростью уловляем ведение сущего, когда к предметам сверхчувственным приступаем со своими чувствами, которые заставляют нас кружиться и обманываться, и не можем неприкосновенным умом подойти сколько-нибудь ближе к истине. Духом живите, духом ходите, им привлекайте ведение. Совершеннейшее из всего существующего есть ведение Бога. Это-то ведение частью да храним, частью да приобретаем, пока живем на земле, а частью да сберегаем для себя в тамошних сокровищницах, чтобы в награду за труды принять всецелое познание Святой Троицы. Человеку в жизни наибольшая слава – ведение, но и оно вредит употребляющему его во зло. В меня Бог вложил великое ведение полезного и вредного. Умозаключения мало ведут к ведению Бога, ибо всякому понятию есть другое противоположное. Великодушие. Славный Александр побежденному Пору *, который мужественно стоял за свою державу, даровал не только жизнь, но вскоре и царство Индов. Этим, а не другим чем-либо, хотел он доказать свое великодушие. А не превзойти кого-либо в великодушии для него – Александра – было постыднее, нежели уступить в силе оружия. При нужде – время великодушию. Лучше быть великодушным и тем, что терпим, показать народу пример великодушия, ибо простой народ не столько убеждается словом, сколько делом – этим безмолвным увещанием. Важным почитаю наказать тех, которые нас обидели; говорю: важным, потому что и это полезно к исправлению других, но гораздо выше и божественнее этого – терпеливо перенести обиду. Первое заграждает уста пороку, а второе убеждает стать добрыми, что гораздо лучше и совершеннее, чем не быть только злыми. Представим себе, что нам предлежит великое упражнение в человеколюбии, и простим сделанное против нас, чтобы самим сподобиться прощения, и к благости присовокупим благость. Ревнителем назван Финеес за то, что пронзил мечем мадиамитянку вместе с любодеем, и отнял поношение от сынов Израилевых. Но еще более похвален за то, что молился за падший народ. Поэтому и мы станем молиться и умилостивим, да прекратится язва, по написанному, и вменится нам это в праведность (см. Пс. 105, 30–31). #Бог #Святые #Свт_Григорий_Богослов #антология_духовного #овере #огрехе #одобродетели #отерпении #опрощении #взаимоотношениялюдей #омолитве #Библия #псалтирь #духовныенаставления #духовное #Вадинск #История_Керенска #церковь #монастырь
3 месяца назад
Симфония по творениям Святителя Василия Великого. Воля Божия. Не должно собственной своей воли предпочитать воле Господней, но при всяком деле надобно искать, какая есть воля Божия, и исполнять ее. Какая душа направлена по воле Божией? Та, которая приняла предложение Господа, сказавшего: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). Ибо кто прежде не исполнит повеления отвергнуться себя и взять крест, тот потом сам в себе много находит препятствий к последованию за Христом. Поскольку апостол иногда говорит: не будьте нерассудительны (Еф. 5:17), а иногда: не мечтайте о себе (Рим. 12:16), то можно ли тому, кто несмыслен, не мечтать о себе? Kаждое повеление имеет собственный свой предел. Ибо к словам: не будьте нерассудительны, присовокупляет: но познавайте, что есть воля Божия, – и к словам: не мечтайте о себе, присовокуплено: бойся Господа и удаляйся от зла (Притч. 3:7). Поэтому несмыслен тот, кто не разумеет воли Господней, а мечтает о себе всякий, кто водится собственными своими рассуждениями и не ходит по вере в глаголах Божиих. Поэтому, кто хочет не быть несмысленным и мечтать о себе, тот должен уразуметь волю Господню верой в Него и в страхе Божием подражать апостолу, который говорит: ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2Кор. 10:4, 5) Святитель Василий Великий. #Бог #Святые_Апостолы #Свт_Василий_Великий #антология_духовного #овере #одобродетели #Крест_крещение #Библия #оскорбяхиискушениях #огрехе #страстииборьбасними #духовныенаставления #духовное #Вадинск #История_Керенска #церковь #монастырь
3 месяца назад
Симфония по творениям Святителя Иоанна Златоуста. Гнев. Часть 3 Гнев – это огонь, это сильный пламень, требующий [горючего] вещества; не давай пищи огню, и скоро прекратишь зло. Гнев не имеет силы сам по себе, если кто-либо другой не будет поддерживать его. Ничто не может оправдать тебя. Тот одержим неистовством и не знает, что делает; а если ты, взирая на него, впадаешь в то же и не умудряешься его примером, то можешь ли получить прощение? Если бы кто, находясь на пиршестве, увидел другого в преддверии в пьяном и безобразном виде, а потом и сам впал в то же, не будет ли это непростительно тем более, что он упился после того? Так и здесь. Не будем думать, будто можно сказать в оправдание: не я начал; это служит к нашему же обвинению, что мы, видя его, не умудрились; это подобно тому, как если бы кто сказал: убил не я первый. Потому-то ты и достоин наказания, что, видя и пример, не удержал себя. Если бы ты видел, как пьяный блюет, мучится, терзается, выпучивает глаза, наполняет стол нечистотою, и все убегают от него, а потом сам впал в то же, то не тем ли более ты был бы отвратителен? Таков и гневающийся. Он напрягает жилы более блюющего, распаляет глаза, терзается внутренностями, изрыгает слова гораздо сквернее той пищи, говорит все как бы непереваренное и ничего дельного, – потому что гнев препятствует, – и как там часто избыток мокрот, раздражая желудок, совершенно истощает его, так и здесь избыток жара, возмущая душу, не позволяет скрывать того, о чем лучше бы молчать, и гневающийся говорит все, что следует и чего не следует, посрамляя не слушающих, но самого себя. И как мы убегаем от блюющих, так и от гневающихся. Что мы делаем тогда? Посыплем пепел на их блевотину, тихонько подзовем псов, чтобы они съели изблеванное. Знаю, что вы слушаете с отвращением; но мне хочется, чтобы вы чувствовали то же, когда видите и то состояние, а не услаждались им. Гневливый нечистее пса, возвращающегося на свою блевотину (см. 2Пет. 2:22): если бы он, изблевав однажды, перестал, то не был бы подобен ему; если же опять изблевывает то же, то очевидно, что он пожрал изблеванное. Но что сквернее этого? Что нечистее уст, пожирающих такую пищу? Притом первое есть дело природы, а последнее – нет; или, лучше, и то, и другое противно природе. Как? Так: гневаться всуе (см. Мф. 5:22) несвойственно природе, но противно ей; потому он и не говорит ничего, как человек, но иное, как зверь, иное, как беснующийся. Как телесная болезнь противна природе, так и это. А то, что это противно природе, [видно из того], что, если он долго останется в таком состоянии, то мало-помалу погибнет; а оставаясь долго в том, что свойственно природе, не погибнет. Я желал бы лучше разделять трапезу с человеком, питающимся грязью, нежели с произносящим такие слова. Не видите ли, как свиньи пожирают кал? Так и эти. Что в самом деле срамнее слов, которые произносят гневливые? Они как бы стараются не сказать ничего здравого, ничего чистого, но что только есть постыдного, что только есть безобразного, то и стараются сказать и сделать; и что всего хуже, посрамляя более самих себя, думают, будто посрамляют других; а что они посрамляют самих себя, видно из вышесказанного. Когда или служанка зажигает светильник, или повар разводит огонь, то строго им внушается, чтобы делали это не на ветру, не близ деревянных вещей и не в темноте, а когда наступает ночь, то мы тушим огонь, опасаясь, чтобы во время нашего сна, когда некому смотреть за ним, он как нибудь не разгорелся и не сжег всех. Точно также будем поступать и с гневом: пусть он не сопровождает все наши помыслы, но хранится в глубине души, чтобы не возбуждал его ветер от слов противника, но чтобы это возбуждение он получал от нас, а мы умели бы возбуждать его умеренно и безопасно. Когда он возбуждается извне, то не знает меры и может пожечь все; он часто может возбуждаться и во время нашего сна и пожечь все. Будем же воспламенять его в нас только для того, чтобы он светил... #Свт_Иоанн_Златоуст #антология_духовного #огрехе #взаимоотношениялюдей #страстииборьбасними #духовныенаставления #духовное #Вадинск #История_Керенска