Ковры Нити, из которых ткали безворсовые шерстяные ковры, окрашивали натуральными красителями. Традиционными цветами для Дагестана синий и красный. 1-й получали из молотого минерала индиголита, а второй — из марены красильной — сорняковой горной травы. Центрами ковроткачества в Южном Дагестане славились Табасаран, Ахты, Микрах, Курах, Хучни и другие аулы. В Хивском районе осталось два ковровых цеха, и еще ткут в Табасаранском районе. Технология не изменилась со времен Средневековья, ткут, как в эпоху правителей Ирана начала XIV века. Весной и осенью овцы прощаются с кудряшками. Шерсть стричь – мужское занятие. Женщины же с помощью веретен превращают шерсть в пряжу. Основу узора табасаранских ковров составлял геометрический орнамент, символические силуэты животного и растительного мира. Ковры использовали в доме на полы, из ковровой ткани также делали сундуки, где хранили вещи. Девочки учились промыслу за станком вместе с мамами с пяти-шести лет и уже к 16 годам умеют создавать ковры самостоятельно.
О женщинах в Дагестане
Собираю информацию про культуру быт и традиции.
подборка · 6 материалов
Женский мир в искусстве Дагестана. Амулетница Защитить от злых духов нужно было не только голову, но и грудь. Амулетницы шили сами или принимали в подарок у семьи жениха. На них пришивали монеты, наперстки, миниатюрные ножички, кольца, нитки бус. «Гейкалы» - амулеты получившие распространение в мусульманском мире. Это своеобразная изящная коробочка, внутри лист с аятом — стихом из Корана, написанным сельским муллой, или иглу — женский оберег. На нее наносился черневой орнамент, часто с использованием мотива звезды в центре и надписями на арабском языке. Амулетницы-трубочки встречаются в Южном Дагестане у татов и отличаются большим размером,граненной формой. Орнамент состоит, как правило, из крупных повторяющихся лилиевидных цветков, нанесенных простой контурной гравировкой.
Женский мир в искусстве Дагестана. Чохто Женский дагестанский головной убор – это чохто, защищало женские волосы, на праздники сверху накалывались височные кольца и другие серебряные украшения, накидывался платок. Чохто шили из кусочков яркой ткани и кожи с карманами, в которых хранились мелочи вроде гребней и ножей. В каждом селе головные уборы отличались, андийское, набивалось шерстью до рогообразной формы. Рога в традиционном обществе символизировали плодородие и богатство. В Согратле было чашеобразное чохто, на которое нашивались предметы личной гигиены вроде зубной щетки из конского волоса и костяной ухочистки. Чохто просуществовало тысячи лет в неизменном виде. Советская власть отменила древние уборы одним махом. Декрет запрещал надевать платки, и как страшно и стыдно было выйти на улицу простоволосой. Девушки ходили с покрытой головой с ранних лет — потому, что это было практично. Волосы редко заплетали, поэтому без головного убора они мешали при домашней работе и быстрее пачкались.
Лунницы Солнце и луна - брачная пара в языческих представлениях, поэтому святила на амулетах охраняют владельца символа. Лунница — исключительно женский оберег, так как луна считается женским спутником связанным с культом плодородия. Лунница – украшения из серебра, реже золота в виде полумесяца, предотвращает болезни, помогает с беременностью, уменьшает боль при родовых схватках. Золото в нагорном Дагестане считали металлом потусторонних сил, серебро защитником человека. Серебра чем больше было — тем лучше. Андийки носили височные серебряные лунницы — украшения в форме полумесяца. На внешнюю сторону кузнец наносил традиционный растительный орнамент. С внутренней стороны по заказу владелицы изображали набор символов, которые с древних времен ассоциировались с женщиной: ножницы, кувшин, чесалка для шерсти, гребень для волос, птицы и солярные символы.
Маргъал В дом мужа девушку вели в одних селеньях днем с песнями и танцами. В других ночью окольными тропами. В состоянии перехода невеста без защитна перед злыми духамидухами, могла стать проводником для шайтанов, а значит — опасностью для общины. Чтобы обезопасить невесту на девушку надевали плотное головное покрывало. Ругуджинки использовали специальное налобное украшение из ткани, усыпанное серебряными подвесками — маргъал. Маргалъ закрывал лицо ниже уровня глаз, ведь мертвому, пусть и в сакральном смысле, не нужно зрение. В доме будущего мужа невесту кормила свекровь медом и произносила заклички, что всë в этом доме для новобрачной, что будет лучше, чем у родителей, что ее будут холить и лелеять. Головное покрывало в большинстве этносов снимали с невесты только на следующий день, когда заканчивался период перехода. Это делала либо старшая женщина в семье, либо сильный мужчина, которому злые духи были не страшны. И только после этого девушка становилась полноправным членом новой семьи.
В традиционном Дагестане мужчина представал защитником и воином, а женщина — хранительницей очага. Прекрасную половину окружал мир с приметами, обрядами, символами и традициями. О праздниках и буднях, работе и творчестве рассказывают предметы быта из прошлого. Суеверия связанные с амбаром, куда входили чаще женщины, так как там стояли лари, вещи и запасы помещались в стенках амбара размером с треть жилой дом комнаты и низким маленьким входом. Например, аварские женщины верили, что в опорном столбе — балке дома — обитает существо, похожее на домового, которое защищает дом и запасы. По преданию, люди видели духа в виде белой змеи. В деревянном ларе размером положенного шкафа на бок хранили вещи или продукты. Использовали ящики закрытые декоративными орнаментированными панелями, женщины складывали рукоделие, вышивки, постельное белье. Иногда там же хранили драгоценности, передаваемые в семье по наследству. Украшения девушка надевала один раз в жизни — в день свадьбы. На ларе даже спали: размеры крышки соответствовали спальному месту. Такой ларь, как правило, стоял отдельно в жилом помещении.