Недавно я была свидетелем начала запуска речи у Дениски (1,5 года). Дочка несколько месяцев назад прекратила кормить мальчика грудью и заметила, что с тех пор он стал меньше говорить, даже на своем, "тарабарском", языке. Я предположила, что он стал меньше чувствовать связь с мамой, начал испытывать длительный стресс, и это проявилось в меньшей речевой активности. А поскольку у него еще есть трехлетняя сестричка, маме волей -неволей пришлось уделять ему меньше внимания. Еще и в связи с тем, что они вдвоем стали вместе играть. И ссориться. И наводить свой порядок в квартире. В общем, все сложилось в кучу. Если раньше он говорил часто: "Дай", "мама", "привет", еще какие-то слова, то сейчас - "замолчал". И она решила применить индивидуальный подход, "новую" тактику. Именно в то время, когда Лиза уходила в садик или в гости к другой бабушке, Катюша специально активно общалась с Дениской. Предлагала ему сделать выбор, когда кормила или одевала, задавала ему много вопросов, типа: "Ты хочешь гулять?", когда он показывал на дверь. Или "Ты хочешь пить?". Задавала очень много вопросов и спустя некоторое время говорила как бы его ответы. И он постепенно начал отвечать на них: "Да". Потом стал называть предметы на своем языке, и она только догадывалась, что "тАта" означает трактор, а "татА" означает Наташа. Он стал произносить, как мяукает кошка, как каркает ворона, как гудит мотор машины, а раньше только показывал, как лает собака. И вот недавно я вынимала посуду из посудомойки, он подбежал ко мне помогать и стал подавать ложки и вилки со словом "На!". Чисто и отчетливо. Я удивилась и обрадовалась. И даже похлопала ему. А он, довольный, подавал мне приборы и с удовольствием говорил "На". А я отвечала: "Давай"... Т.е., получается, что в бытовой суете, с двумя маленькими детьми, можно не заметить, что ребенок больше молчит, чем говорит. Это несвойственно детям — молчать. И нужно подумать, что можно предпринять для толчка, для активации речевого развития. У дочери получилось так...
1 год назад