Найти в Дзене
Материалы краеведческого характера по  истории Брянщины

Материалы краеведческого характера по истории Брянщины

Подборка краеведческого материала по истории Брянского края с древнейших времен до наших дней, свидетельства участников событий, их воспоминания.
подборка · 27 материалов
СССР глазами очевидца. Недавно я опубликовал пост, в котором рассказал,  как изменялась цена на бензин в СССР в  60-90-годы. Этот пост вызвал интерес читателей. И я решил продолжить его, показать стоимость различных товаров в СССР. Жилье в СССР предоставлялось бесплатно, не существовало ипотечного рабства. Те, кто не хотел стоять в очереди на бесплатное жилье могли вступить в жилищный  кооператив и построить себе жилье на условиях почти  беспроцентного государственного кредита или построить собственный дом. В 1984 году  в РСФСР было построено и передано  бесплатно россиянам более 1,1 млн. квартир. За девять дней в РСФСР вводилось в строй столько жилья, сколько было необходимо для города со стотысячным населением. 69% юношей и девушек, окончивших в том же году школу, получили возможность продолжить бесплатное обучение на дневных отделениях ВУЗов и средних специальных учебных заведениях. При небольшой заработной плате (средняя зарплата рабочих и служащих составляла 195,5 руб., а минимальная зарплата, которая не облагалась налогом, составляла 70 рублей) устанавливаемые государством цены позволяли большинству россиян не чувствовать себя малоимущими. Так, наручные часы в 1985 году стоили в среднем 26 рублей, фотоаппарат -70, велосипед-90, магнитофон -310, мотоцикл- 926, легковой автомобиль 7840 рублей. Особенно дешевы в государственной торговой сети  продовольственные товары. Цена килограмма  хлеба составляла 20-40 копеек, картошки-14, мяса -1 рубль 81 копейка, масла-3 рубля 42 копейки. Литр пива стоил 50 копеек, порция мороженого 20-48 копеек. На питание в семье рабочих и служащих расходовалось немногим более четверти совокупного дохода семьи.
Коса-литовка для инвалида. Скашивая ботву картофеля на своем участке, я вспомнил случай из начала 50-х в СССР. После Великой Отечественной войны в стране было много инвалидов, получивших ранения на фронте. У нас в селе не вернулось с фронтов Великой Отечественной свыше 300 человек. Вернулись два фронтовика, потерявших ногу, одному из них сделали операцию в немецком госпитале, в плену, удалили ногу до колена. Ходил он на "деревянной" ноге. В соседний поселок один фронтовик вернулся без правой руки, которую удалили почти до плеча. Все инвалиды получали небольшую пенсию по инвалидности и были вынуждены работать в колхозе, один из них счетоводом, другой сторожем, объездчиком. Однажды к отцу, который работал начальником отделения связи, тоже фронтовику, обратился Татаринцев Николай, тот кто потерял правую руку. Разговорились. Татаринцев рассказал, что приспособился все делать левой рукой, но не может только косить косой-литовкой, так как она приспособлена под правую руку. Отец предложил ему написать на завод, где производили косы-литовки, и попросить,чтобы изготовили косу под левую руку. Написали. Через некоторое время пришла посылка с завода: просьбу инвалида "уважили", как говорили на селе, изготовили косу-литовку под левую руку, и прислали бесплатно. Думаю, чтобы выполнить просьбу инвалида, на заводе были вынуждены изготовить специальную форму для пресса, для того чтобы изготовить косу под левую руку. Косил инвалид для своего подсобного хозяйства одной левой рукой. Верхний конец деревянного приспособления, на которое крепилась коса, Николай привязывал к сыромятному ремешку, который одевал на шею. Вот такая история мне вспомнилась о косе - литовке. Не знаю только, какой завод пошел навстречу просьбе инвалида, да почему косу называют "литовкой". Может кто подскажет, где в Брянской области изготавливали косы?
И снова о "галошах"
Проблема обуви всегда была очень важной для деревни и решалась она просто. С майских, теплых дней и до похолодания в сентябре все ходили босиком. В холодное время обувью служили лапти. Они были двух видов: лапти - плетеная обувь из коры молодой липы, которую заготавливали летом. Кору каждого деревца скручивали в рулон и высушивали. Когда появлялась необходимость в обуви, лыко, как называли кору, замачивали в воде, кора становилась гибкой, ее разрезали ни одинаковые по ширине полоски и из них плели лапти. Для плетения на определенный размер был деревянный шаблон, который назывался «копыл». Вокруг копыла и сплетались лапти, сначала подошва, а затем и верх...
132 читали · 2 года назад
Последние 32 года мы видим непрерывный рост цен на бензин. А как обстояло в СССР с ценами на бензин? Попытаюсь ответить на этот вопрос исходя из своего жизненного опыта. Отец приобрел свой первый мотоцикл - К-175 в далеком 1947 году. Как было с ценами на бензин до 1958 года расскажу по своим детским впечатлениям. Отец ездил на заправку в г. Мглин и мне 5-6 летнему пацану было очень интересно прокатиться на мотоцикле, если его можно было так назвать. Очень жесткое, металлическое заднее сидение-багажник, не было ни каких амотризаторов и пружин. Но все было ни почем! Лишь бы прокатиться! Отец заливал на заправке бак бензина- 10 литров за 6 рублей при своей зарплате 300 дореформенных (1961 г.) рублей. Это я хорошо помню. В 6-7 классе я учился на К-175 ездить уже сам. Второй мотоцикл - ИЖ - 56 отец купил в 1958 году. Это уже был настоящий мотоцикл, с гидравлическими амортизаторами, пружинами и резиновыми сидениями. (Между прочим, ИЖ -56 до сих пор жив, бегает, после ремонтов и обновления.) С отцом я опять ездил на заправку уже в 1961 году. Отец заливал бак 12 литр за 56 копеек с помощью чехословацкого автомата, который готовил смесь бензина и масла. Цены на бензин фактически были стабильны все 70-е годы. АИ-76 стоил 7 копеек литр, а АИ-92 в 1976 году, когда я купил свой первый автомобиль "Москвич -2140" стоил 10 копеек за литр вплоть до 1982-1984 года. После этого цены на АИ - 92 поднялись сначала до 20 копеек, а затем до 40 копеек за литр и так было фактически до распада СССР. После этого началась свистопляска цен с нулями до деноминация 1997 года. В 2000 году АИ 76 стоил 7 рублей за литр, а Аи-92 и того дороже. Давно уже не АИ-76 , а цены на АИ-92 достигли 53 рублей за литр. Вот такая получилась у меня история с ценами на бензин за 32 года.
Павел Дыбенко 1922-1938 г.
После Кронштадта Павел продолжить обучение в Академии отказался. Решил заканчивать учебу заочно. Реввоенсовет направил его на должность начальника Западно-Черноморского сектора обороны и командира 51 Краснознаменной Перекопской дивизии. Дела ему пришлось принимать у В.К.Блюхера в Одессе. Дивизия была знаменитая, как и ее командующий . Она героически в 1920 году в лоб штурмовала Турецкий вал на Перекопском перешейке Крыма. Блюхер уехал на Дальний Восток, а Дыбенко приступил к исполнению своих обязанностей...
Павел Дыбенко в годы гражданской войны
В морском комиссариате налаживалась новая жизнь. Еще перед отъездом из Гельсинфорса Дыбенко послал телеграмму капитану первого ранга Модесту Васильевичу Иванову: « Центробалт выдвинул Вашу кандидатуру в Верховную комиссию коллегиального морского министерства…». А еще через день, 29 октября, в каюту капитану крейсера «Россия принесли другую телеграмму: «Модесту Иванову. Капитану первого ранга. Гельсинфорс. Просим немедленно приехать в Петроград. Смольный. Председатель Совета народных комиссаров Ульянов (Ленин)»...