Интерактивная экскурсия по Заполярью Атомный Ледокол Ленин Сегодня в Мурманске, уникальном городе-миллионнике за Полярным кругом, существует единственный объект культурного наследия федерального значения России – атомный ледокол «Ленин». Этот статус судно получило в октябре 2018 года, к тому времени уже девять лет являясь музеем на воде. Три десятилетия этот ледокол провел в арктических морях, проводя суда по Северному морскому пути, высаживая полярников на льдины и оказывая помощь всем, кто в ней нуждался. Первый в мире Постановление о строительстве атомного ледокола «Ленин» советское правительство приняло 20 ноября 1953 года, а уже 5 декабря 1957 года спустили на воду в Ленинграде. При длине в 124 метра и ширине в 27,6 метра ледокол «Ленин», имевший главную энергетическую установку мощностью 44 000 л.с., мог преодолевать лед толщиной до 170 см. Экипаж состоял из 210 человек. За три десятка лет работы в Арктике ледокол участвовал в 26 навигациях, прошел 654 400 морских миль (то есть шестнадцать раз обогнул Землю по экватору!), в том числе 560 600 миль – во льдах, и провел за собой 3741 судно. Работая на Северном морском пути, «Ленин» не раз принимал высоких гостей, среди которых были, например, Фидель Кастро, король Норвегии Харальд V и создатель американского атомного подводного флота адмирал Хаймен Риковер. Первоначально ледокол «Ленин» оснастили ядерной энергетической установкой типа ОК-150. Фактически ее эксплуатация все время велась в опытном режиме, что не раз приводило к нештатным ситуациям и даже утечкам. К тому же паротурбинная установка оказалась переусложненной и не слишком ремонтопригодной. После очередного инцидента «сердце» корабля решили заменить на более новый реактор типа ОК-900, который ставился на другие атомные ледоколы. Сложность вызвала проблема выгрузки реакторного отсека, поскольку разбирать его – означало нарушить герметичность и облучить персонал. В итоге его в буквальном смысле слова выронили из ледокола над местом захоронения в заливе Цивольки архипелага Новая Земля. Для этого в днище ледокола за два дня вырезали кусок периметром около 60 метров, а потом специальными зарядами подорвали переборки, чтобы реакторный отсек оторвался от них и упал в воду. После этой уникальной операции «Ленин» отбуксировали в Северодвинск, где на судоремонтном заводе «Звездочка» приварили новый участок днища, а потом установили и новый реактор. Кстати, после его установки экипаж удалось сократить почти на треть — до 151 человека! Как спасали «Ленина» В 1989 году первый в мире атомный ледокол «Ленин» вывели из эксплуатации. Его реактор мог прослужить еще не один десяток лет, но корпус и переборки уже, как говорят моряки, устали. Они и так прослужили на пять лет дольше предусмотренного срока в четверть века. Судьба ледокола могла быть самой печальной: в начале 1990-х содержание гиганта стало непосильным финансовым бременем Мурманского морского пароходства. Спасли уникальный ледокол в буквальном смысле слова всем миром. С призывами сохранить его для истории к правительству обращались «атомный» академик Александр Александров, капитан ледокола Герой Социалистического Труда Борис Соколов, работники Адмиралтейского завода, представители научных и культурных кругов, просто неравнодушные россияне. В 2000 году возник Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин», который скоординировал все эти усилия, увенчавшиеся в конце концов решением превратить судно в музей. Девять лет спустя ледокол привели к Морскому вокзалу Мурманска, где он и сегодня встречает посетителей, давая уникальную возможность осмотреть интерьеры первенца отечественного атомного флота и узнать его историю. источник: histrf.ru/...nin
2 года назад