Найти в Дзене
АВИАЦИЯ КАК ОНА ЕСТЬ

АВИАЦИЯ КАК ОНА ЕСТЬ

Всё, что здесь написано - не из учебников и не из популярных телепередач. Поскольку автор летал. Все истории из жизни.
подборка · 4 материала
ЖЕНЩИНА НА БОРТУ
Летала в нашей учебной эскадрильи одна женщина-инструктор – назову её Венерой Павловной. Возраст – немного за сорок, юморная, без комплексов пользовалась обсценной лексикой (но не злоупотребляла). С годами она несколько располнела, поэтому ни один ППК (противоперегрузочный костюм) на неё не налезал. Будучи прекрасно натренированной за долгие годы работы инструктором, она спокойно обходилась без него. Бывало, летом, когда тяга двигателя на жаре изрядно падает, тянет курсант ручку управления на петле, корячится, кряхтит, напрягает все мышцы, ППК накачивает в себя воздух, помогая бедолаге, перегрузка...
Закон парных случаев
ЗАКОН ПАРНЫХ СЛУЧАЕВ    Первый год обучения. Летаем под Карагандой на Л-29. Мне предстоит полёт в зону и перевод на другое упражнение, поэтому в заднюю кабину садится проверяющий – наш кэз (командир звена).    Запустил двигатель, загерметизировался. Поднимаю руку – знак технику: готов вырулить. Тот смотрит куда-то в хвост самолёта, и глаза его, округлившиеся до невероятных размеров, явственно ползут на лоб. В следующее мгновение он переводит этот сумасшедший взгляд на меня и судорожным движением скрещивает поднятые над головой руки – вырубай движок!    Небольшое пояснение. Запуск самолётов происходит на ЦЗ – центральной заправке...
ЭКСПЕРИМЕНТ НА ВЫЖИВАНИЕ
Чехословацкие учебно-тренировочные самолёты Л-29, на которых мы летали в первый год обучения, оснащались не очень сильным двигателем. В силу чего весь сложный пилотаж приходилось выполнять на больших перегрузках, особенно летом, в жару. Иначе аэроплан просто всё время срывался бы в штопор. Пришедшие на смену этой машине Л-39 имели движки ровно вдвое мощнее, поэтому курсантам на петле или боевом развороте уже не приходилось расплющиваться в кресле, растекаясь этакой полужидкой лепёшкой. О перегрузке. Обозначается она буквой g, её испытывает любой человек, находящийся на земле. Постоянная перегрузка равна 1, мы к ней привыкли и попросту не замечаем её...
Был ли отказ двигателя?
Дело было в 1979 г. в К-ЧУАЦ (Кинель-Черкасский учебный авиационный центр) ДОСААФ. Курсант (пусть будет Толик) в паре с инструктором полетели на двух МиГ-17 отрабатывать групповую слётанность. Здесь важное отступление. Я тогда тоже был курсантом и летал. Но при этом меня и ещё одного курсача, как имеющих водительские права, закрепили за медицинским уазиком-"буханкой". В плановую таблицу нас ставили так, чтобы летали по очереди: кто-то один из нас обязан был сидеть в уазике, чтобы "в случае чего" сажать доктора и мчаться к месту аварии. Ну, понятно, если это "чего" случилось на аэродроме, а не где-нибудь за сотню вёрст...