Найти в Дзене
Хитровости

Хитровости

Людские тонкости христианского обихода
подборка · 48 материалов
О КРАСОТЕ И СОЗЕРЦАНИИ
Фасадом двора у крестьянского большака были ворота, а облик избы формировали наличники. Оформлялось всё это строго индивидуально - одинаковые ворота и наличники не повторялись, а орнамент никогда не был случайным и нёс определённый сакральный смысл. Сейчас большинство современных жителей сельской местности вместо традиционных ворот предпочитают профнастил. А сайдинг на фасадах домов повсеместно вытесняет наличники. На этом экономят... В первой главе Библии про сотворение мира есть такая строка: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма...
БЫТ КРЕСТЬЯН: КАК КОНОКРАДЫ ТВОРИЛИ СВОЁ ЛИХОЕ ДЕЛО
“Чей конь - того и деньги”, - мерекали* на Руси, и ясно дело: особливо разумели то конокрады. Кумекали они, что худой тот вор, кто окрест себя огребает. Стало быть, комоней* утуривали* всё боле бродячьи цыганы. А барышник, кто промышлял куплей и продажей покраденых лошадей, творил своё лихое действо на свой хитрый пошиб*. Такому барышнику цыганы приводили комоней, угнанных издалече. А на замен получали от него тех, кого прибрали по соседству. Частехонько конокрады бедокурят на базарах да ярманках...
БЫТ КРЕСТЬЯН: КАК МУЖИК БЕЛИЛ ГРИБЫ НА БАЗАРЕ И ПРОДАВАЛ ИХ КАК БЕЛЫЕ
На Руси баили: плут обувшись в рот влезет. А коли влезет, то уж пеняй на себя, что так широко рот открыл. “Ежели у тебя растратили что, то, значит, ты сам виноват. Не доверяй кому не след, тут и винить некого”, - так говаривали дошлые* мужички с ростовской стороны Ярославской губернии. Сноровистый малый завсегда заприметит среди обочных* того, кто не прочь по чужим закромам погулять. Поелику тут и жалобиться негоже. Бывальцы* доверяют только свойскому и благонадейному человеку, то бишь обман посредь односельцев случается испоредка* и ежели что - кончается бранью, не боле...
2 года назад
БЫТ КРЕСТЬЯН: КАК КРЕСТЬЯНЕ ПРИНИМАЛИ ТРАПЕЗУ
Как говаривала седая посельщина, щи да каша – пища наша, посоли их, поперчи - будут добрые харчи. Токмо трапеза для наших предков почиталась таинством, оттого за столом в красном куту* под святыми образами домочадцы держали себя как в церкви. А снедь в избе во всякую пору была разной. Весной, в ожидании новин, стол небогат, а в осень апосля жатвы можно и пировать. Главное - помнить о запасах до чередного урожая. На Ярославщине, в Ростовском стороне, в обыднях* главным яством был хлеб, а засим - картопля да капуста...
2 года назад
БЫТ КРЕСТЬЯН: ЗНАНИЕ О МИРЕ
На Ростовской стороне Ярославской губернии братцы-молодцы живали, как сказывали: “Мы сеем всё то, что севали наши деды-прадеды. А те были не глупше нас, грешных, да вестимо* ещё и пребогаче.” Яровые содили в глиноватую почву, а картофей в песчищу*. Взгорячённую клюсю* изразу* не поили. Новорождённую телятку в зиму в холодном хлеву не оставляли - и все иншее* нехитрое знатьё обихода хранили в строгости да не забывали. “А в том, что деется на земле да на небе, - говорили они, - ведать не можем. Всё сие - от Бога, и сокрыто оно Богом от наших грешных очей...