Найти тему
Наставления

Наставления

Статьи и проповеди о христианской жизни.
подборка · 17 материалов
5 прочтений · 10 месяцев назад
Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам. — Преподобный Никодим Святогорец #ПраздникиБогородицы #exarchateasia_quotes
7 прочтений · 1 год назад
Откуда в мире страдание? Только во Христе ты получаешь ответ на вопрос, почему одни люди страдают, а другие нет. Потому что меня, скажем, очень мучило: что происходит в мире? что за жеребьевка такая? это случайный выбор или действительно каждый страдающий в чем-то грешен? или его родители? Я знаю, что это не так, — по моему опыту, по житиям святых, даже по Евангелию, когда Христу встречается слепорожденный и ученики спрашивают: что подумать об этом слепом? Сказать, что он согрешил, нельзя — он слепым родился. Не за грехи ли родителей он страдает? И слышат в ответ: «Не согрешил ни он, ни родители его». Ну а что же тогда? Христианство на это отвечает так: Господь пришел на землю, чтобы разделить страдания людей, и христианские святые не отгораживались от чужого страдания, не стремились уйти от него, как Будда, и каждый здоровый человек тоже призван соучаствовать в этом страдании. Страдание есть следствие греха во всем человечестве, и если ты не болен, если ты не страдаешь, то не потому, что ты такой везунчик, а потому что Бог тебя призывает к соучастию в страдании других. Ты должен быть глазами для слепого, ушами для глухого, ногами для хромого, ты должен быть помощником инвалидам, людям, которые сами не могут двигаться, чтобы в этом единстве являлась любовь. И если ты это понимаешь, тогда вопрос, почему в мире есть страдания, перестает тебя волновать. Потому что если человека окружает любовь, он уже не так страдает. И больному ребенку, если у него есть родители, которые его любят, которые окружают его заботой, легче освоиться со своей инвалидностью. Часто человек, ухаживающий за больным, больше страдает, чем его подопечный. И если рассматривать человечество как единый организм, как предлагает христианство, если мы все — один всечеловек и во Христе имеем радость общения с Богом, мы можем преодолеть все наши скорби и трудности, можем получить прощение грехов, и тогда отходит на второй план, кто именно страдает — ты или другой. Нет этого мучительного вопроса: почему же так? почему кому-то одно, а кому-то другое? Мы боимся страданий. Как ребенок боится зубной боли. И это естественно. Когда Христос готовился к крестному страданию, он ужасался и просил, чтобы эта чаша его миновала. Если даже Богочеловек по своему человечеству страшился страданий, то что говорить о нас? Конечно, человеку естественно их бояться. Но принимать их все-таки нужно. И бояться их не настолько, чтобы пытаться избежать всеми способами. Потому что страдания есть знак неблагополучия, греха, неисправности этого мира. Знак того, что у нас, людей, не все хорошо. И они помогают обратиться к другому миру, обрести другую жизнь. Вечную. Не в том смысле, что, мол, здесь терпи — там тебе будет хорошо, а уже здесь на земле ты можешь почувствовать, прикоснуться к этому другому миру — миру любви, радости, покоя. И путь к этому, приобщение к этой радости — это и есть христианство. — Из интервью епископа Пантелеимона (Шатова) журналу “Эксперт”, 2014 #exarchateasia_quotes #мудрыеслова #ЕпископПантелеимон
9 прочтений · 1 год назад
Милосердие объединяет В евангельской притче о богаче и нищем Лазаре, который лежал у его ворот, богач был осужден не за то, что был богат, а за то, что Лазарю ничем не помог и даже крошки ему не дал со своего стола. И трудно богатому войти в Царство Небесное именно потому, что мы все призваны делиться с другими, мы все призваны жить для других, и просто жить для себя ты не можешь. Милосердие, помощь нуждающимся, забота о людях и могут сплотить, объединить общество. И это удивительно, что у людей, несмотря ни на что, есть такая тяга к добру. Просто нужно людям помочь, подсказать, как обрести устойчивость в мире, в котором мы с вами живем. Люди нецерковные, по моим наблюдениям, иногда скорее откликаются на беду. С другой стороны, среди церковных добровольцев — тех, кто остается в этом служении — не только в чрезвычайных ситуациях, а на годы, — больше, чем в светских волонтерских организациях. — Из интервью епископа Пантелеимона (Шатова) журналу “Эксперт”, 2014
6 прочтений · 1 год назад
Праздник Преображения Господня на приходе святой Матроны Московской в Давао (Филиппины) 🌿 “Свт. Григорий Палама пишет, что преобразились на самом деле апостолы, ведь Господь всегда обладает нетварным светом, а на горе Фавор апостолам стало возможно его увидеть "якоже можаху". Интересно, что духовный образ действий часто прямо противоположен мирскому. Один из ярких примеров приведён Самим Христом в Евангелии: "Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом..." (Мф. 20:25-27) Точно также и духовное познание отлично от мирского. Экспериментатор в естественных науках постоянно меняет окружающий мир, чтобы его познавать. Раньше, например, скидывали мячики с башен, чтобы изучать гравитацию, сейчас сталкивают протоны, чтобы постараться понять элементарные частицы (которые на самом деле не частицы). При этом в результате эксперимента исходный материал часто уничтожается. Очевидно, что Бога нельзя познать таким образом. Его нельзя изменить, нельзя поймать в микроскоп или ещё как. Да даже другого человека нельзя так познать. Не будешь же проводить эксперименты с дружбой или с любовью. Так как же познать Бога? "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят." (Мф. 5:8) То есть, чтобы увидеть Бога, нужно не мир вокруг менять, а себя! Нужно преобразиться, очистить себя от греха и неправды. Нужно сделать себя "якоже можаху" достойным Бога. И тогда можно не только увидеть Его свет, но и сказать как Пётр "хорошо нам здесь быть"”. — Из блога иеромонаха Корнилия (Молева), Филиппины
3 прочтения · 1 год назад
Рецепт Амвросия Оптинского
Как современному человеку сохранить тепло души и сочувствие к ближним? Размышляет протоиерей Александр Овчаренко. После прочтения вопроса, честно, я задумался, ведь многое можно написать, многое можно процитировать. Сразу почему-то приходит ассоциация: тепла становится меньше, когда мы удаляемся от источника тепла. Чем дальше от Бога, тем «холоднее». Помните классический пример аввы Дорофея про окружность с центром и точками на окружности? Расстояние между точками уменьшается с приближением их к центру, и наоборот...
5 прочтений · 1 год назад
Как христианину преодолеть черствость 🌿 Почему сегодня в мире мало сострадания и как христианину вырваться из плена равнодушия? Отвечает священник Валерий Духанин 📝 В современном обществе нет теплоты и отзывчивости, потому что каждый повернут на себя. Это как если посадить множество людей в одном месте, но при этом каждый будет держать в руках зеркало и любоваться своим отражением. Такие люди вроде бы рядом друг с другом, но каждый занят только собой. Вот почему нет отзывчивости: мы всё хотим только себе, а другой человек – средство к личной выгоде, если же не так, то он сразу становится врагом. Современная жизнь дает больше поводов к эгоизму. Комфорт, всевозможные удобства при полной отгороженности от других. Раньше чувствовали плечо друг друга. Если рядом не было людей, то понимали, что нет тех, кто придет на помощь. А теперь человеку надо, чтобы его никто не тревожил. В итоге – внутренняя пустота и ранимость по самым мельчайшим поводам. Раньше в семьях стойко несли даже потерю детей, многие умирали, а теперь если ты потерял мобильный телефон или остался без интернета, то уже не находишь себе места. Изнеженность привела к тому, что мы горюем по пустякам о себе и стали бесчувственны к ближним. Чтобы преодолеть в себе черствость, важно выходить за пределы своего эгоизма. Мне сразу вспоминается случай из жизни карагандинского старца схиигумена Евфимия (Тимакова). Его семью раскулачивали и хотели забрать маму, а отец уже умер. Когда Евфимий, тогда еще молодой Иван, услышал об этом, у него разболелась голова, ноги подкашивались, на него напал жуткий страх. Но все же вместе с братьями они решили маму не выдавать, и представители НКВД сказали ему: «Раз ты спрятал маму, то вот и поедешь в ссылку вместо нее». В этот момент он испытал невероятную радость в душе, голова перестала болеть, в ссылку он отправился бодрым и радостным и пережил всё, что там ни случалось. Вот так человек вышел за пределы своего эгоизма, жертвенно раскрыл свое сердце, и оно наполнилось радостью, Господь дал ему силы, укрепил благодатью. Поэтому для христианина единственный путь к отзывчивости – вырваться из скорлупы самолюбия. Когда человек замкнут в себе, он несчастен, нет внутреннего простора. Вырвавшись из эгоизма наружу, душа испытывает свободу и радость. И значит, мы должны каждый раз делать что-то для других, преодолевать себя, жертвовать своим временем, силами, средствами. Даже когда не хочется помочь ближнему, необходимо буквально заставить себя, выполнить это, пусть и без внутреннего участия. Как говорили святые отцы: чтобы внутри была любовь, надо делать дела любви. И когда ты совершаешь дела любви, то к этому будут привлекаться и твой ум, и твое сердце, со временем оно откликнется и станет способным к отзывчивости, что крайне необходимо для спасения души каждого христианина.