Найти в Дзене
Про молодежь-холостёжь

Про молодежь-холостёжь

Как живала, что поделывала, как гуляла и милошилась друг с дружкой наша посельская молодёжь-холостёжь.
подборка · 8 материалов
125 читали · 3 года назад
БЫТ КРЕСТЬЯН: КАК МОЛОДЫЕ ВЫБИРАЛИ СЕБЕ ПАРУ
“Без жены дом – содом”, - говаривали дедушки на старой посельщине да научивали холостёжь*: красна девка не телом, а делом, и выбирать жену надобно не в хороводе, а в огороде. Одначе младость что до парня, что до девки - завсегда праздник, под венец шли всё боле по взаимственному сердешному притяганию. Хотя частёхонько приглядывались друг к дружке и по хозяйскому разумению. Уж почти как все, вестимо*, по немощи падки до богачества. Другое дело: богатую взять – станет попрекать. А всё одно - егда...
3 года назад
БЫТ КРЕСТЬЯН: МАЙСКИЙ НОЧНОЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
«Пришел бы Никола, а тепло будет!», - сказывали на Руси про день Николы Вешнего (22 мая по-новому). Искони Русь посельская особливо почитает святителя Николая Чудотворца. В кажинной* деревеньке на светлорусских просторах сыщется свойская быль, егда Угодник Божий чудесно привечал души грешные-одинокие. Всеместно люди добрые поведают сказ, как святой Никола внимал молитве беспритворной и спешил с щедрой помогой и в делах духоносных, и в хозяйских. Оттого во всяком храме на Земле Русской сыщется образ святителя Николая, доброго чудотворца...
640 читали · 3 года назад
БЫТ КРЕСТЬЯН: В КАКОМ ВОЗРАСТЕ МОЛОДЫЕ ЖЕНИЛИСЬ
На Руси говаривали: “Женись не торопись: хорошо - наживешься, а худо - наплачешься”. Одначе что бы там не гутарили, а на Калужской стороне под Медынью молодец по старому обиходу невестушку приглядывал к свойным 18 годкам. Инда* мог и допрежь* того под венец идти, ежели священноначалие на то благословение жаловало. А девка невестой звалась с 16 годков. С сих пор мамонька уж отделяла дочу от младших детей и обряжала её краше прежнего, да с охоткой пущала свою выданку на хороводы да игрища с парнями...
3 года назад
БЫТ КРЕСТЬЯН: КАКИЕ ПРАВА ИМЕЛИ ДОЧЕРИ НА НАСЛЕДСТВО
“Сестра при брате не вотчинница”, - сказывали на седой Руси посельской. Так уж повелось у прадедов наших, что по смерти отца-батюшки дотки* его не получали в наследок* ни избы, ни двора, ни придворка, ни злачника*, ни выти* какой. Да и каково это - отдать девке часть двора или клин земли на убыток в приданое, ежели та на выданьи. Получала она токмо утварь какую або животину с завета отчего да с позволенья и согласности братцев. Вестимо*, живали невесты при семьях с братцами до самого до замужья. Отцы-большаки на старой посельщине наследных завечаний* извека* не писывали...
3 года назад
КОГО В ДЕРЕВНЕ НЕ ПУСКАЛИ НА БЕСЕДЫ-ВЕЧЕРНИЦЫ
Сядем рядком, да поговорим ладком, коли есть что сказать. А уж у молодёжи-холостёжи завсегда сыщется о чём покалякать друг с дружкой да приветно посарафаниться*. Для того и собирались женишки да невестушки намеченные и откупали на зиму у бобылек-вековух* избу широкую для бесед-вечерниц. На Костромской стороне в Варнавинском уезде Медведовской волости беседки учиняли красны девицы со дня Введения во Храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря по-новому) до самого Великого поста. Мужики в той волости - сплошь все отхожие плотники да портные...
3 года назад
ЧТО ТАКОЕ ДЕРЕВЕНСКИЕ “БЕСЕДЫ”, И ВО СКОЛЬКО ОНИ ОБХОДИЛИСЬ
Беседа завсегда найдёт соседа, а уж коли умной беседе быть, то и ума можно прикупить. Обаче* молодёжь-холостёжь не розмысла* ради учиняла сходбища на заклоне* дня, а всё боле чтобы помиловзорничать* друг пред дружкой. Сии поседки-вечерницы* наша старина посельская так и величала -“беседы”, “беседки”, “беседушки”. Костромская братия с Варнавинского уезда Медведовской волости сказывала, что на беседки в их краях захаживают толечко* в свою благоугодную пору - с 21 ноября (4 декабря по-новому), праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы...