Найти в Дзене
Средняя Азия

Средняя Азия

Краткие заметки про экспонаты музея из среднеазиатских коллекций
подборка · 8 материалов
Махси - узбекские сапожки
Сегодня мы бы хотели рассказать о традиционной обуви народов Средней Азии – махси (масхи). Махси – это сапоги, плотно прилегающие к ноге. Материалом для них чаще всего служила плотная овечья или козлиная кожа, реже – плотная бычья или коровья кожа. Такие сапоги не имели жёсткой подошвы и больше напоминают чулок. По длине махси были различные: самые короткие шились чуть выше щиколоток, а наиболее длинные достигали колен. Зимой, конечно, в такой обуви было прохладно, поэтому зимние варианты изнутри утепляли овечьей шерстью...
Запретная мода: табакокурение в Средней Азии
Табак начал проникать в этот регион из Турции и Ирана в конце XVIII – начале XIX вв. Курили табак обычно при помощи трубки и кальяна. Однако это стоило дорого, поэтому курение кальяна было распространено в среде состоятельных горожан. Большая часть населения употребляла жевательный табак или курила кальян большой компанией. В чайхане за небольшую плату можно было сделать несколько затяжек кальяна Существовала и определенная «иерархия курения». Например, паша (статусный государственный или военный...
Не один, а три! А сколько каблуков у ваших туфель?
Обувь – важнейшая функциональная часть костюма. В традиционной культуре вид обуви (высота, крой, украшения) и материалы изготовления зависели, в основном, от природно-географических особенностей места расселения народа. Так, в высокогорных районах Центральной Азии – на Памире, для удобства перемещения по крутым склонам в любую погоду носили «кафши чубин». Это деревянные неглубокие туфли (башмаки) с загнутыми вверх носами и на трёх ножках (шипах): две ближе к носку ступни и одна на пятке. Высота ножек составляла примерно 5–8 см...
Многоразовая тетрадь из Центральной Азии
Сегодня мы расскажем про тахту – доску для письма. Для начального школьного обучения детей в школах-«мактаб» в Центральной Азии использовали специальные дощечки для письма – тахты. Такая деревянная доска была длиной 35–40 см, в том числе 5–13 см – ручка, за которую держали тахту. Писать могли на каждой из сторон. Написанное можно было стереть и использовать дощечку заново. Тахта была самой первой и необходимой принадлежностью для изучения алфавита и правописания. Такая деревянная доска была и учебным пособием, и тетрадью...
Экзотические виды транспорта: кеме
Интересно, что лодки – один из древних видов транспорта у народов Средней Азии. И бурлаки были не только на Волге! В силу природно-географических условий судоходство в этом регионе было возможно на великих реках Центральной Азии – Амударье и Сырдарье. Так, у узбеков основным водным транспортом был каюк – плоскодонное беспалубное судно, оборудованное мачтой с парусом, веслами и шестами. Они различались по длине (до 25 метров) и грузоподъёмности (от 3 до 60 тонн). От размеров судна зависела и численность команды – от 4 до 16 человек...
Караван - удивительное явление Средней Азии
Сегодня мы поговорим о торговле со Средней Азией Этот регион издавна являлся перекрестком торговых путей. Купеческое дело не только увеличивало доходы государств, но и двигало международный культурный и технологический обмен. В XVIII-XIX вв. одним из главных торговых партнеров среднеазиатских ханств (Бухара, Коканд и Хива) была Россия. Так, в начале XIX века в Россию привозили шелк, хлопок и хлопчатобумажную ткань, бирюзу и ляпис-лазурь, мех и каракуль, сухофрукты, орехи и чай. А вывозили из России...