Найти в Дзене
История русской мысли

История русской мысли

История общественной и политической мысли России, интеллектуалы и плоды их трудов.
подборка · 4 материала
253 читали · 8 месяцев назад
Декабрист Пестель планировал создать Израиль
Идея создания самостоятельного еврейского государства на территории Палестины была четко сформулирована в книге Теодора Герцля «Еврейское государство». Она была опубликована в Вене и Берлине в 1896 году. Конечно, сама мысль о еврейском государстве высказывалась и до этого, пусть и не в форме конкретной политической цели на ближайшую перспективу. И тут вот что любопытно: ещё в начале 1820-х годов идею создания собственного государства евреев высказал один из самых видных и радикальных декабристов ­– Павел Иванович Пестель...
«Устроение благодати»: народная программа для Павла I
Политическая мысль бурлила в умах не только русской знати, но и людей простого звания. «Перемен!» – требовали сердца живших в конце XVIII века. По крайней мере, некоторых из них. В 1797 году в тюрьме Соловецкого монастыря всплыла «письменная тетрадь», в содержании которой архимандрит Иона усмотрел «противность божиему и государственным узаконениям», которая клонит «к возмущению и ВОЛЬНОСТИ НАРОДНОЙ». Тетрадку отправили самому императору Павлу I, что было логично, ведь ее содержание было адресовано именно ему...
Запереть страну и обязать всех работать. «Столпы» Русского государства
Есть одно поучение, достойное того, чтоб короли всегда держали его в памяти: «правь людьми так, чтобы они не захотели перемен». Это цитата из сочинения «Политика»* славянского публициста, богослова и мыслителя XVII века Юрия Крижанича. Согласитесь, фраза звучит не хуже, чем поучения Конфуция или советы Макиавелли. У Крижанича было время отточить формулировки: в 1661 году русское правительство сослало его в Тобольск, где он провел пятнадцать – довольно плодотворных – лет. Там он написал несколько трудов, в том числе – в 1663–1666 годах – «Политику»...
Русский народ — стихия. Немного пересекаясь с историей ментальностей, не могу пройти мимо различных мнений русского народа о самом себе или, точнее, взглядов его отдельных представителей на русский народ в целом (люди же просто обожают обобщения). Для историка сам факт наличия того или иного мнения уже интересен, т.к. много говорит о его носителе. И в этом смысле (подчеркиваю — только в этом) обоснованность и правильность самого мнения вторичны. Вот, например, слова русского литератора и этнографа-любителя, автора книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» Аполлона Аполлоновича Коринфского. «К русскому народу, более чем к какому-либо другому, применимо название — стихия. Русская самобытная душа представляет собой столь самобытное и сложное явление, что надо быть коренным русским, родиться проникнутым до мозга костей духом народности человеком, чтобы составить более или менее ясное понятие о ней и сколько-нибудь определенно разобраться в народных взглядах и понятиях, верованиях, представлениях и чаяниях, — во всем живом внутреннем мире многомиллионной богатырской семьи... Богатство языка, — сильного своей живой образностью и неподражаемой простотою, меткого в определениях и яркого, как ярка русская государственная жизнь, — богатство русского слова не менее самого народа говорит о стихийности». Сохраняю это, прежде всего, для самого себя — на будущее. Лит.: Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: издание М.В. Клюкина, 1901. С. 101.