Найти в Дзене
Пушкинский музей

Пушкинский музей

Картины из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина
подборка · 16 материалов
«Голубые танцовщицы» Эдгара Дега
«Голубые танцовщицы» - квинтэссенция трудов и исследований Эдгара Дега в технике пасте́ли на тему балета, по мнению большинства критиков. Это полотно художник создает уже будучи страдающим от отслоения сетчатки. Постепенная потеря зрения становится причиной перехода от масла к пастельной технике. Она облегчает работу и позволяет меньше напрягать зрение. Преимущества пастели существенны для Дега, а тонкое чутье цвета позволяет ему создавать поистине чистые, свежие, гармоничные и живые полотна, которые приобретали удивительную воздушность благодаря мерцающим штрихам разноцветных мелков...
Альфред Сислей «Мороз в Лувесьенне» 1873 г. ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, Россия. Альфред Сислей, как олицетворение несправедливости! Сислей неоправданно невидим, как один из столпов импрессионизма, а ведь кого, как не его, можно назвать самым ярым приверженцем этого течения. Альфред познал горькую и бедную жизнь, но ничто не смогло изменить траекторию его мысли относительно живописи и того, какой ей быть под его кистью. Он был убежденным пейзажистом. «Мороз в Лувесьенне» приобрёл наш благодетель Иван Морозов и спасибо ему за это. Сислей пишет звенящий морозный день. Так тонко погодное впечатление мог передавать только он. Художник концентрирует на полотне все эксперименты с эффектом света и цвета. Импрессионизм - это изобразить мороз на картине, а Сислей подлинный импрессионист.
Пабло Пикассо «Старый еврей с мальчиком» 1903 г. ГМИИ имени А.С.Пушкина. Одной из самых «ярких» картин мрачного Голубого периода Пикассо считается «Старый еврей с мальчиком», которую художник написал находясь в Барселоне. Мастерство художника подтвердил Сергей Иванович Щукин, купив чуть позже полотно в Париже. Коллекционер не имел способности ошибаться в выборе шедевров. Сюжет полотна показывает нам бедность, слепоту, страдание и противостояние двух беззащитных существ целому миру. Внутренне состояние художника диктует содержание его живописи, а влияние Эль Греко явно выражено в удлиненных фигурах нищих. На полотне главенствуют оттенки берлинской лазури, заключающие в себе эмоциональную основу происходящего. Слепой истощенный старик в лохмотьях и маленький мальчик с отсутствующим взглядом оказались на обочине жизни. Но они есть друг у друга, а их взаимная любовь придает им силы. Таким образом Пикассо наделяет любовь безграничной силой, способной на многое.
Анри Эдмон Кросс «Вокруг моего дома» 1906г. ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва. Анри Эдмон Кросс в девичестве по батюшке Анри Эдмон Делакруа воспользовался для начала гугл-переводчиком словарем и перевел свою фамилию на английский, а позже и вовсе стал Кроссом, дабы не попасть в тень славы великого Эжена Делакруа, ведущего народ к Свободе. Анри - юрист по образованию, но пути художников не исповедимы, поэтому Эдмон стал неоимпрессионистом. Начало живописной карьеры было обозначено классическими пейзажами и пробой импрессионизма, а после знакомства с Синьяком - и пуантилизма. Кросс не стоял у истоков дивизионизма, поэтому ему было легко его преодолеть и освоить новое разделение крупных мазков. В картине «Вокруг моего дома» Анри преодолевает мимолетность момента равновесием между холодными и теплыми оттенками. Время полуденного зноя застывает в пространстве. В памяти легко всплывают ощущения обжигающего солнца на коже и яркого света, от которого слепит глаза.
Поль Синьяк «Сосна Берто. Сен-Тропе» 1909 г. ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва. В 1909 г. Поль Синьяк обитает в своем месте силы - в Сен-Тропе. Про его любовь к морю мы уже упоминали, но не морем единым. К теме огромного дерева с развесистой кроной неоимпрессионист также обращался не раз. «Сосна Берто» выходит у Синьяка неким слиянием импрессионизма и пуантилизма. Пуантилизм, как техника, вступал в конфронтацию с движением и особым освещением импрессионизма. Моменту необходимо застыть и остаться в вечности. Синьяку удается объединить несовместимое. Крупными разнонаправленными мазками художник добивается эффекта плывущих по небу облаков. Мазки в изображении главной героини, наоборот, имеют определенную направленность. Сосна искрит и сияет своей красотой, доминируя на полотне. Меняется и палитра художника. На смену пастельным тонам приходят сочные цвета. В этой яркости и контрасте можно увидеть влияние фовистов, которым Синьяк подставлял свое мудрое плечо в трудные моменты жизни.
Камиль Писсарро "Осеннее утро в Эраньи" 1897 г. ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва, Россия. В 1884 году Писсарро переезжает на север Франции в деревушку Эраньи, где проживет остаток своей жизни. В тихой, спокойной, сельской местности художник находит равновесие и работает над излюбленными пейзажами. Писсарро создает особое настроение на картине тем, как изображает высокое осеннее небо, желтеющую листву, мягкий солнечный свет, нежные тени и не забывает про главный атрибут своего творчества - крестьянина с лошадью. Высокое ореховое дерево, перед кирпичным домом, было в определенной степени достопримечательностью для художника, его он написал несколько десятков раз с разных ракурсов и в разное время года, исследуя эффекты света. Писсарро уже давно отошел от пуантилизма, но кроны деревьев еще вторят отголосками этой техники. Чистыми и яркими цветами художник умело передает запах осени, который невозможно не почувствовать, глядя на картину.