Найти в Дзене
Норильск

Норильск

Про город и производство
подборка · 21 материал
10,3 тыс читали · 2 года назад
Открыл дял себя вечную мерзлоту
Снимали в Заполярном госуниверситете. Да, в Норильске есть универ🙃. Общались с геокриологом - человеком, который изучает многолетнемерзлые грунты. После съемок пошел в поиск, чтобы побольше узнать про мерзлоту. Оказалось весьма интересная тема. Во-первых - толщина мерзлоты достигает 1370 метров. Ни 10, ни 100, а 1370м! Это в Якутии. Второе - распределение мерзлоты не линейное, типа по одной широте. Если посмотреть карту мерзлых грунтов России (а у нас это 65% территории) видно, как сдвинуты области холода в районе Восточной Сибири...
123 читали · 2 года назад
#Норильск Как работают «Белые воротнички» До этого показывал как трудятся в рудниках, карьере, фабрике. Но есть и другая сторона - те, кто работают в чистых и светлых современных офисах. Добыть и переработать - основа, но чтобы производство работало в плановом режиме, нужно чтобы одни вовремя приехали, другие уехали, сырье доставлено, сопутствующие грузы отгружены/перегружены и т.д. это все надо спланировать, синхронизировать и отследить. При таких размахах, как в Норильске, логистика - невероятно важная часть производства. Многие процессы сейчас, конечно, максимально автоматизированны, это сильно упрощает задачи. Но не делает их менее значимыми. На фото логистический центр, куда стекается информация со всех уголков Норильского промышленного района и Дудинки: какая фура куда поехала, какой вагон на каком пути разгружается, куда следует то или иное оборудование. Тут, конечно, совсем другая атмосфера, это не шахта: тепло, светло, тихо. В общем, Норильск и работа в нем может быть очень разной. @tokarevs #Токарев_Норильск
108 читали · 2 года назад
#Норильск #Токарев_Норильск По размерам норильские рудники самые большие подземные выработки в России. Ежедневно под землей работают сотни людей, множество транспорта. И все это надо как-то отследить. Ранее писал про картографирование подземных путей, а теперь, как эти карты используют на практике. Если посмотреть из диспетчерской, то видно движение всех объектов, находящихся под землей. Но на глубину не пробивают спутники и сотовая связь там не ловит, поэтому всю цифровую инфраструктуру надо прокладывать специально. В рудниках Норильска протянуты сотни километров оптоволокна и сотни точек доступа. Это позволяет не только отслеживать людей и технику, но и разговаривать с поверхностью по мобильнику. Мелочь, но сильно упрощает многие процессы. Кстати, датчики у работников встроены в фонарики, "фара" на лбу не только освещает дорогу, но и сигнализирует водителям, когда в зону их действия попадает человек. Еще на "Скалистом" показали, как работает система удаленного управления техникой, когда буровой управляют с поверхности. Здесь планируют разрабатывать выработки на глубине больше двух километров. А температура там +40-50 градусов, поэтому тестируют автономные системы работы. Вот, когда в повседневной жизни пользуюсь, телефоном, интернетом, картами даже не задумываюсь, как это все устроено, работает и ладно. А когда знакомлюсь с функционированием закрытых не типовых систем, какие моменты надо учесть при разработке и развертывании, чтобы не было сбоев, чтобы все работало в сложных условиях, удивляюсь башковитости инженеров :) @tokarevs
#Норильск Карьер «Медвежий ручей» и большие машинки Сложно не впечатлиться, когда рядом проезжает самосвал весом 130 тонн и высотой в двухэтажный дом. Такие махины работают на карьере и возят руду. Несмотря на свои размеры, машины очень шустрые — под капотом двигатель мощностью свыше тысячи лошадиных сил. Экскаваторы весят еще больше — 250-380 тонн. Понять размеры техники можно, когда в кадре появляется Камаз, который сам по себе не маленький. Кажется, что в карьере все проще, чем под землей, однако зимой условия работы тоже непростые: метели, мороз, сложные спуски-подъемы, которые требуют от водителей повышенного внимания, ведь груженный самосвал весит больше 200 тонн! Ветер и снег вообще сильно усложняют работу. Снегоуборочной технике простаивать не приходится. После каждой пурги надо оперативно очищать десятки километров транспортных путей, чтобы работы продолжалась в плановом режиме. Для удобства весь карьер усыпан камерами, и диспетчер может следить где какую дорогу замело, куда какую технику надо отправить, как скорректировать движение транспорта и т.д. Именно по причине снега в первый день мы не смогли попасть на выработку - посмотрели в диспетчерской, что происходит на карьере и перенесли съемки, пока метель не утихла, а дороги не разгребли от снега. Кстати, до 1983 г. руду из карьера "Медвежий ручей" вывозили поезда. Пишут, что протяженность всех ж/д путей составляла ~120км. Но потом перешли на дизельные самосвалы. @tokarevs #Токарев_Норильск
201 читали · 2 года назад
Продолжаю показывать фото с Норильска. Талнахская обогатительная фабрика. Вот тут писал, как добывают руду под землей и на поверхности, а что происходит с ней дальше? После добычи из руды надо как-то отделить частицы меди и никеля от пустой породы. Это называется обогащением и происходит в два этапа: на первом руду измельчают в пыль, на втором смешивают с реагентами, которые связывают частицы разных металлов. Выглядит это так. По транспортным лентам руду подают в большие дробилки. Барабаны со стальными шарами внутри разбивают её до микроскопических размеров. Шары весят 8-10 кг, а в дробилке их около 20 тысяч штук. Шансов не измельчиться просто нет. После дробилки руда попадает в цех флотации. Здесь в больших емкостях с реагентами и сжатым воздухом происходит разделение: частицы меди поднимаются на верх в виде пены, а содержащие никель оседают на дно. Дальше нужно их собрать и отправить на  металлургический завод. Уж простите меня за такое упрощение процесса, зато понятно не технарю 😁. Объемы переработки громадны — десятки тысяч тонн в сутки и миллионы в год. Самое интересное, что весь этот процесс идет в автоматическом режиме. В смену заступает всего 10 операторов, которые контролируют процесс, сидя в диспетчерской.  Для справки: строительство Талнахской обогатительной фабрики началось в декабре 1972 г. В десятых годах нашего века ее модернизировали. Сейчас она перерабатывает медно-никелевые руды рудников «Октябрьский», «Таймырский», «Скалистый». @tokarevs #Токарев_Норильск #Норильск
Это снова рудник «Октябрьский» в Талнахе. На фото горные инженеры (маркшейдеры) сканируют свежую выработку - создают её 3д-модель с помощью лазерного сканера. В силу своей деятельности я не сталкивался с лидарами, а оказалось очень интересная штука. Вот такой маленький сканер может за минуты сделать точную трехмерную модель пространства выработки. Повесил его на рюкзак, прошел по руднику и все готово. В аналоговую эпоху маркшейдеры чертили бумажные карты. Часами собирали данные с помощью ручных оптических приборов, а потом еще на поверхности все полученное обсчитывали. Не знаю точно сколько времени и сил это занимало, но предполагаю, что очень много. В век технологий все стало сильно проще, быстрее и нагляднее. После таких работ весь рудник можно повертеть на мониторе и посмотреть на него под любым углом. Согласитесь, удобнее, чем с бумажной схемой работать. Трехмерное сканирование не только облегчает работу по картографии тоннелей, его главная цель - рассчитать движение горной выработки: в каком направлении, под какими углами, на какие расстояния и с каким сечением её вести, а это напрямую влияет на эффективность работы. Еще таким образом создают 3д-карты, которые используют для диспетчеризации - отслеживания техники и людей под землей. На заре цифровизации производства "Октябрьский" первым в Норильске получил свой электронный двойник. Сейчас такие модели есть у всех рудников в Норильске. @tokarevs #Токарев_Норильск #Норильск