Найти в Дзене
Архитектура

Архитектура

Старинные строения
подборка · 25 материалов
5 месяцев назад
Смотрители северных маяков
Арктика не самое подходящее место для проживания человека. Но северные воды богаты морскими ресурсами и по ним проходят торговые пути связывающие Север России с Европой и Азией. Испокон веков на берегах Баренцева и Белого морей жили люди питающиеся от моря. С 18 века активность в этих водах только увеличивалась, что подвигло российское правительство выделить средства для установки маяков в неспокойных морских местах. Первые световые маяки появились в Архангельской губернии, которая простиралась от Кольского полуострова до Печорского края, в середине 19 столетия...
6 месяцев назад
Поморские маяки Архангельской губернии
Испокон веков основным видом деятельности поморов были морские промыслы. Жизнь поморов была связана с морем, которое кормило их. Для ориентирования на воде северные моряки использовали приметные скалы, заливы, устанавливали шесты, а также возводили деревянные башни, Поклонные кресты и часовни. Последние часто воздвигали на месте гибели отважных мореходов. Белое море очень коварное, особенно в осенний период. Были годы, когда десятки поморских судов погибало в этот время вместе с экипажами от туманов, ветров и льдин...
118 читали · 1 год назад
ЛАБАЗ. Лабаз это хозяйственная постройка предназначенная для хранения припасов или используемая в качестве склада. При этом, термин относиться к разному типу строений. Наиболее распространённым было значение лабаза как мучной или крупяной лавки. Также этим словом обозначались лесные амбары на сваях или охотничьи помосты на деревьях. В этих значениях лабаз (лоба́з, ла́вас, ло́бо́з) записан и у В. Даля: "Лавас олон. сарай, навес, балаган, амбар; пелевня, половня, сарай для мелкого корма; навес в лесу, для складки запасов, при лесованьи; такой же амбаришка на сваях или козлах пермяц., камч. для убереженья припасов от зверей; в сиб. произносится лабаз". Предполагают, что слово происходит от коми - lоbоs "хижина, шалаш". Однако, в словаре Макса Фасмера допускается версия о славянских корнях, для сравнения: ср. русск. лабази́на "хворостина, палка", укр. лабу́з "стебли сорной травы". В таком ракурсе выходит, что слово lаbаz "охотничий помост" из коми языка является заимствованное из русского. Также считают, что славянское слово "лавас" (лабаз) могло возникнуть из "лава" - лавка, скамья, доска для сидения охотника на дереве. Охотничий лабаз олицетворяет собой образ сказочной избушки на курьих ножках. Такая конструкция имеет практическое значение. Расположения амбара на сваях позволяло охотникам уберечь свои съестные припасы и добычу от диких зверей, прежде всего от медведя и росомахи. Такой небольшой сруб, в три-пять рядов бревен под наклонной крышей из жердей, мог устанавливаться на одной, двух, трёх или четырёх сваях. В качестве свай могли использовать спиленные стволы деревьев. Конструкция примитивная, но имелись и особенности. Так например, в некоторых лабазах вместо дверки использовали отверстие в полу сруба. Этот люк закрывался половой доской, которую легко можно было убрать в сторону. Такая простая конструкция не позволяла довольно сообразительным росомахам попасть в амбарчик. Лабазы строились без единого гвоздя, всё крепилось при помощи особых вырубленных пазов и собственного веса. Единой технологии строительства этого простейшего строения не было. Каждый охотник применял тот способ, который был ему более удобен. В лабазе хранились припасы на время охоты, т.е. периода проживания охотников в промыслово-охотничьем стане, а также шкуры добытых животных. До 20 века лабазы были неотъемлемой частью промыслово-охотничьего стана, состоявшего из избушки, лабаза и лавы (особо срубленная из бревен конструкция стола с лавками). К середине двадцатого столетия охота перестала быть промыслом, что изменило уклад и охотничьих станов. Первыми, за не надобностью, исчезли лабазы. Охотники больше не жили артелями длительный период в лесу, а для добычи любителям-охотникам не требовался отдельный склад. Почти исчезли и лавы. Теперь в лесу можно встретить в основном охотничьи и рыбацкие избушки со столом и обычной лавкой, которые могут стоять как в избе, так и под навесом снаружи. А вот увидеть лесной лабаз теперь является большой редкостью, разве что в музее. Фото: 1. Охотничий лабаз для пушнины в музее «Хохловка» (Пермский край) Н. Максимович/ wikipedia.оrg (СС BY 3.0) Фото из книги А.В. Ополовникова "Русское деревянное зодчество" 1983: 2-3. Лабаз в промыслово-охотничьем стане в уроч. Христианварка(Карельская АССР) 4. Лабаз промыслово-охотничьего стана на Лешозере (Карельская АССР) 5. Охотничий лабаз на реке Кате. Иркутская область 6. Лабаз и избушка охотничьего зимовья (стан). Иркутская область
Северорусские промысловые избы
Большинство крестьян Русского Севера занимались морскими и лесными промыслами. Эта была вынужденная мера, так как скудная северная земля не могла полностью обеспечить северян всем необходимым. Во многих случаях занятие рыбным или охотничьим промыслами требовало проживания промысловиков вдали от дома в течение длительного времени. Для таких случаев на морском берегу, у лесных ручьев, речек и озер ставили небольшие домики, которые именовались: промысловая изба, охотничья изба, лесной домик, а комплекс жилых и хозяйственных строений - промысловый или охотничий стан...
2 года назад
Дверь избы. Входной проём русской избы, именуемый дверью, олицетворялся у наших предков с границей домашнего мира с внешним миром, который наполнен опасностью. Вход во внутренний мир старались защитить. Существовали как церковные, так и народные способы. Так на праздник Крещения Господня дверь (как и всю избу) окропляли святой водой, а в Старастную седмицу перед Пасхой дымом от церковной свечи рисовали крест на дверных косяках. Кроме этого использовали и другие способы - подкову, нож или обломок косы, которые затыкали за косяк. Дверь крестьянского жилища является выражением мировоззрения русского народа и его практического опыта. Изначально, когда изба больше походила на простой невысокий сруб, входная дверь открывалась внутрь помещения. Вероятно это было следствием попытки обезопасить себя от обильного снега в зимний период, который мог завалить за ночь дверь и затруднив выход хозяев из дому. Но со временем изба развилась в большое строение, где под одной крышей могли находиться зимняя и летняя изба (клеть), сени, горница, хозяйственный двор и повить. В такой избе дверь уже выходила в сени, а из них можно было выйти на крыльцо. При такой конструкции, по старинной традиции, дверь на крыльце, даже если крыльцо было высокое и под навесом, открывалась внутрь строения, а дверь из жилого помещения открывалась наружу - в сени. На Севере в сельской местности такая традиция сохранялась до конца 20 века. Появление заводских металлических дверей и правила противопожарной безопасности полностью отменили такое явление, теперь новые дома строят уже по иным правилам. Сами двери изготовлялись из двух или трех прочных широких плах. Двери русской избы были широкими, но низкими. Примерный размер был около 140 х 100 см. Встречались и полностью квадратные двери, их устанавливали в зимнюю избу. Такая маленькая высота позволяла сохранять тепло в доме, а также надо иметь ввиду, что в курной избе (печь без дымовой трубы) дымовое окно, через которое выходил дым, прорубалось над дверью. Избы по-чёрному более древние и их традиции перешли и в избы по-белому. Хотя существует мифическое мнение, которое объясняет такие размеры дверного проёма как желание хозяев заставить гостей при входе склонять голову, делать уважительный поклон. Но такое утверждение вероятно далеко от реальной сути. Дверь устанавливалась в дверную колоду. Для этого из двух плах делали вертикальные косяки с продольными пазоми. В верху помещалось бревно - вершняк, а вниз укладывали ещё одно - порог, в них тоже прорубали пазы. Дверь навешивали разными способами, в зависимости от возможностей хозяев. Можно было посадить на железные или деревянные пальцы - пятки, которые входили в гнёзда - подпятники высверленные в верхнем и нижнем брёвнах. Можно было соединить дверь с колодой при помощи двух железных втулок и штырей, а могли и применять железные петли. При такой конструкции дверь была очень крепкой. Однако крестьянская традиция предписывала закрывать дверь только ночью. По сельскому этикету гость мог сам заходить в избу без разрешения предварительно постучав в окно. Если хозяева были против то они выбегали из избы и встречали гостя в сенях. На Севере на входных дверях почти не использовали замков. Уходя по делам, хозяева приставляли палку к дверям, которая сообщала всем, что дома никого нет. Эта традиция ещё кое-где сохраняется и по ныне. Правда порой бывало, что хозяева ставили палку на дверь, а сами заходили в дом через хозяйственный двор и спокойно занимались домашними делами не переживая, что их потревожат. Так палка иногда могла стаять в дверях днями на пролёт. Ныне старинные традиции утратили свою силу. Даже если и строят деревянные дома по технологии русских изб, в плане установки дверей строители отходят от правил. На это влияют новые правила строительства, стремление хозяев дома к комфорту и более зажиточное состояние. Ведь зачастую бедное крестьянское существование и заставляло заботиться об экономии тепла, не боятся воров, быть открытым и гостеприимным для своих односельчан. К этому подталкивала сама жизнь, а для нас теперь это только традиции предков.
183 читали · 2 года назад
Крыльцо русской избы. Слово «крыльцо» или «крылец» согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля является производным от слова «крыло». Крыльцо — «маленькое крыло». Это наружный вход в дом в виде деревянной площадки со ступеньками. На Севере крыльцо пристраивали к срубу избы и делали его с навесом, который защищал от снега и дождя. В зависимости от расположения дверного проёма, оно могло иметь как пару ступенек, так и больше десятка (крытая лестница), это в случае нахождения двери достаточно высоко. Кроме практического назначения, крыльцо имело и декоративную функцию. Крестьяне старались украсить своё жилище и вход в избу не мог остаться без внимания. В большинстве случаев хозяева избы украшали крыльцо используя приемы декоративной  резьбы на навесе (крыше крыльца), перилах или столбах. В больших северных домах (дом-двор) могло быть несколько крылец. Одно вело на первый этаже, где располагалась жилая изба, другое на второй - там могли находиться летняя изба или светёлка, а третье на повить/поветь - хозяйственная часть второго этажа над хлевом. В случае наличия крыльца на повить, его строили большим, из брёвен, без навеса, с возможностью заезда запряженной телеги с сеном или иным грузом. Крыльцо было не просто входом в избу, а таким же используемым пространством как и иные части дома. Поэтому на Севере его старались сделать большим и удобным. Ведь на крыльце отдыхали после тяжелого трудового дня, выполняли домашнюю работу, если позволяла погода. Например: перебирали ягоды, чистили грибы, пряли, строгали и т.д. Для детей крыльцо было местом игр в дождливый или жаркий день, а для взрослых это было местом для танцев во время семейных праздников. Ещё одной особенностью было то, что крыльцо традиционной избы было открытым. Это позволяло "гулять" по нему ветерку и заодно ветер "сносил" навязчивых комаров.