Найти в Дзене
«Баядерка»

«Баядерка»

Разбор классического балета М. Петипа
подборка · 10 материалов
107 читали · 2 года назад
О декорациях и финале московской «Баядерки» Горского в начале ХХ века
Обсуждение с комментаторами вопроса «почему выпал четвертый акт балета?» поспособствовало желанию еще цитировать, и итогом стал вот этот небольшой материал для интересующихся вопросом, приглашаю к обсуждению. Вопрос: «А по техническим ли причинам выпал 4-й акт «Баядерки» Горского?». Это ведь была первая коллизия отброшенного финала. В 2014 г. в Москве были опубликованы рукописи, назовем его так, малоизвестного балетоведа Георгия Алексеевича Римского-Корсакова (1891 – 1971). Ну, видно же, когда он жил – и когда они опубликованы...
223 читали · 2 года назад
Когда, где и почему пропал четвертый акт балета «Баядерка»?
Это весьма интересный и большой вопрос! Расскажу коротко, и отошлю к научным статьям, где, по желанию, можно прочесть подробнее. Идеей финала был гнев богов: в наказание за убийство баядерки от удара молнии рушились стены, погребая под камнями всех. В апофеозе тень баядерки склонялась над своим возлюбленным. Подробно здесь: Итак, первый вопрос: когда пропал? Ответом будет: смотря где! На любопытный факт обратила внимание московский автор, балетовед А.П. Груцынова: Финал балета был убран не в 20-х гг...
610 читали · 2 года назад
Четвертый акт балета «Баядерка»: что там было?
Вы конечно знаете, что в балете М. Петипа «Баядерка» был 4-й акт, который пропал вместе с декорациями и сюжетом. Я берусь освещать для вас этот вопрос, и раз так, то его правильней разбить, считаю, на три отдельных вопроса: Что было в четвертом акте? Кто и как его восстанавливал, и нужно ли это? Когда и почему он пропал? (а вот это будет в следующей статье). Предшествующее: 1-й акт ч. 1 и ч. 2, 2-й акт ч. 1 и ч. 2, 3-й акт. Что в нем было В 4-м акте была следующая сюжетная линия. Свадьба Солора и Гамзатти...
668 читали · 2 года назад
Царство теней мастера Петипа
«Словно облака клубились у горных вершин...» Но невозможно перейти сразу к «Теням», потому что акт начинается не с них. 3-й акт балета «Баядерка» состоит из двух картин, первая из которых – небольшая. Часть 1, часть 2, часть 3. Комната Солора Вы помните ее содержание: Солор безутешен. Его мучает раскаяние. Магедавея, пытаясь отвлечь юношу от тяжелых дум, зовёт заклинателя змей. Под звуки флейты Солор забывается сном. (Сайт Мариинского театра). Тут все понятно. Много ли мне остается добавить? Первое: что при Петипа в этой сцене была и Гамзатти...
487 читали · 2 года назад
Секреты «танца со змеей»
Шикарный дивертисмент 2-го акта, блестящая кода его, аплодисменты… И на сцену выходит Она. Несчастная баядерка «при исполнении служебных обязанностей», в то время как сердце ее разрывается он горя – любимый нарушил клятву верности, вот он сидит, а рядом с ним – его невеста, дочь раджи. Начало разбора было здесь и тут. Продолжаю. «В эту паузу врывалась музыкальная тема баядерки. Нехитрый жалобный напев внезапно приобретал значительность почти трагическую, потому что место было найдено безошибочно...
416 читали · 2 года назад
В балете Петипа «Баядерка» в дивертисменте 2-го акта есть танец-сценка под названием Ману, или танец с кувшином. Балетмейстеру удавались такие танцы-сценки, их несколько и в более поздней «Спящей красавице». Девушка идет с кувшином на голове, держа его рукой (руками). К ней подходит девочка, а потом раз – и вторая. Они просят напиться. Она отшучивается, уворачивается и напиться не дает. Они настаивают. Иногда кувшин ненадолго на ее голове без рук. Наконец девушка снимает кувшин с головы и опрокидывает его – вот и сценке конец, кто смотрел и хлопал – молодец! А можно побыть еще большим молодцом, если поотгадывать загадки. У меня их две. 1)   Прикалывает ли солистка как-то кувшин к голове? 2)   Почти из философии – кувшин полон или пуст? Я по-прежнему разбираю «Баядерку» по разным текстовым источникам, но вот про Ману не находила почти ничего. Так что ответа на первый вопрос я не знаю (я ж любитель), а что касается второго… Я всегда понимала финал так: что кувшин полон, и в конце, опрокидывая кувшин, она эту воду выливает – а не достанется вам, девчонки, ничего! Я же не жду от балетного театра настоящей воды на сцене, разве ж можно. Мне достаточно показать, и я додумаю. А как-то я читала беседы с Галиной Улановой (С. Давлекамовой), и вдруг Уланова вспоминает, как она еще в училище танцевала одну из двух девочек, и, описывая сценку, подводит итог так: «А потом опрокидывает кувшин, и оказывается – он пустой». Вот я и ло… не то подумала. Уланова для меня, конечно, авторитет, но по-прежнему считаю, что сцена читается не однозначно. И, конечно, вас хочу спросить: кувшин полон или пуст? Ну, и как он держится? Фотографии из Мариинского и Большого театров.