Найти в Дзене
От первого лица

От первого лица

Знакомство с выдающимися художниками Жостово
подборка · 2 материала
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА: ЗНАКОМСТВО С ВЫДАЮЩИМИСЯ ХУДОЖНИКАМИ «ЖОСТОВО» Вторая встреча посвящена знакомству с художником фабрики «Жостово», членом Союза Художников, заслуженным художником РФ Татьяной Николаевной Шолоховой. Ее погружение в искусство началось с кружка по ИЗО и продолжилось в художественной школе в подмосковном Дмитрове. Важную роль в ее творческой судьбе сыграла учительница по рисованию, которая в свое время закончила Федоскинское училище. Именно она посоветовала талантливой ученице рассмотреть русскую народную роспись для последующего художественного развития. После подготовительных курсов юная Таня сдала вступительные экзамены и с огромной радостью узнала, что конкурс пройден и она зачислена в ряды будущих художников. Она вспоминает как, затаив дыхание, рассматривала фотографии на центральном стенде в фойе училища: тут и федоскинская миниатюра, и ростовская финифть и многие другие интересные отделения. Среди них обращали на себя внимания «картины на металле» из «Жостово», от которых невозможно было оторвать взгляд. Именно на это направление и пал выбор начинающего мастера. Преподаватели, которые обучали азам мастерства, казались волшебниками, так захватывающе они рассказывали о любимом деле своей жизни и так открыто делились секретами мастерства. При поступлении на фабрику стажер-практикант обнаружила себя бок о бок с маститыми корифеями. Сегодня она вспоминает о них с большой благодарностью, ведь многие потомственные, фамильные династии живописцев «Жостово» бережно хранили традиции внутри семьи и передавали их лишь из поколения в поколение. Татьяне, в отличии от многих начинающих в ту пору молодых художников, не могли помочь более опытные родственники, ведь она стала первой художницей в своей семье. Однако ее старшие коллеги по художественному цеху, которые буквально фонтанировали идеями каждый день своей работы, не только не оставили новичка без поддержки, но и щедро делились с ней своими креативными находками и секретами филигранной техники. Их творческий почерк и подход к делу нашли отражение и в ее поисках себя, и в росписи, и в обретении своего собственного, узнаваемого профессионалами и коллекционерами, стиля. А поучиться было чему: норму в 15–20 небольших подносов в день выполнять оказалось непросто. Скоропись, легкость движения кисти, простота и пышность композиции — все это потребовало множество часов практики, усидчивости и силы воли. Целеустремленная и собранная, юная Татьяна среди начинающих с ходу заработала самый высший, 5-й разряд, благодаря трудолюбию и вдохновению. Желание учиться и любовь к росписи стали главной движущей силой для Татьяны Николаевны в ее работе. Даже в ожидании малыша, на позднем сроке беременности, она увлеченно выбирала новые сюжеты для росписи и новые форматы. И шутками отвечала на переживания супруга, который волновался, что беременная жена вдыхает на работе скипидар, говоря, что «готова работать в противогазе». Заметив в книжном магазине на Тверской книгу о китайской народной росписи под названием «Цветы и Птицы», успешная уже художница не пожалела потратить на нее всю свою зарплату, которая в 90-е годы равнялась 100 рублям. Беспрестанное обучение, создание уникального сюжета для каждого подноса, когда каждая деталь композиции и рисунка отвечает общему замыслу и вносит свой вклад в «повествование», сделали Татьяну Николаевну образом для подражания для начинающих художников фабрики. Но помимо техники и мастерства росписи, художница отмечает важность особенной магии: речь идет о вдохновении и радости при создании подноса. Как отмечает Татьяна Николаевна, подносы, которые наделены теплыми и радостными эмоциями своего создателя, мгновенно находят поклонников и буквально сметаются с полок. «Люди чувствуют нашу энергию, - уверяет она, поэтому каждому подносы я стремлюсь передать свое хорошее настроение и восхищение русским народным искусством, которое, испытав на себе многочисленные культурные влияния разных народов и эпох, смогло сохранить уникальность и самобытность».
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА: ЗНАКОМСТВО С ВЫДАЮЩИМИСЯ ХУДОЖНИКАМИ «ЖОСТОВО». Фабрика декоративной росписи в Жостово ведет свою историю с 1825 года. Местные мастера годами совершенствовали технологию изготовления кованых подносов и росписи по металлу, уникальной и долговечной. При фабрике работает знаменитый музей подносов — кстати, единственный в мире! Здесь представлены работы, начиная с XIX века, до времен СССР и современных. Вариации удивляют: от инкрустированных перламутром подносов еще царских времен до патриотичных советских. Каждый поднос – произведение искусства, с потрясающей цветовой гаммой и невероятной техникой росписи. При этом о самих художниках, завоевавших своими работами популярность во всем мире, известно крайне мало. Мы заполним этот пробел и познакомим вас с выдающимися художниками фабрики. Начнем с потомственного мастера из художественной династии Беляевых, передающей традиции «Жостово» из поколения в поколение – Зои Федоровны Моисеевой. Зоя Федоровна родилась в деревне Жостово в семье художников Беляевых, всю свою жизнь посвятивших работе на фабрике. Воспитываясь в творческой атмосфере, центром которой была фабрика, после окончания школы она твердо знала, что будет учиться рисовать: детство было наполнено играми с красками и кистями, наблюдением за работой родных. У каждого из братьев дедушки Зои Федоровны были художественные мастерские, двоюродные сестры были художницами. Ее дедушка владел секретами варки лака для металлических подносов и также передал этот навык своим потомкам. Все они, а также мама и папа Зои Федоровны работали на фабрике «Жостово». В 1967 году она поступила в знаменитое на весь мир Федоскино – институт лаковой миниатюрной живописи. Зоя Федоровна прошла обучение у известного художника Плахова, который обучал свой курс из 15 человек рисовать «из-под руки». В процессе учебы стало очевидно, что таланта мало, необходимы часы практики и железная дисциплина, чтобы разгадать тайны легендарного букета. После окончания обучения и поступления на фабрику работать приходилось буквально до ночи, после института она часами отрабатывала технику – тот самый легкий, тающий мазок, без которого традиционного жостовского рисунка не получится. Зоя Федоровна с гордостью рассказывает о том, что застала мастеров «старой школы», которые возвышенным отношением к работе вдохновляли начинающих художников. Невероятная двухвековая история промысла, созданная целыми поколениями талантливых людей, позволила завоевать признание и любовь по всему миру: грандиозные цветочные композиции, расцветающие на знаменитых жостовских подносах, можно найти в собраниях коллекционеров по всему миру и, непременно, почти в каждом доме по всей России.