Найти в Дзене
Райнер Вернер Фассбиндер

Райнер Вернер Фассбиндер

Пытаюсь понять величие и гениальность этого режиссера.
подборка · 37 материалов
Фассбиндер! РВФ! RWF! Наконец-то я закончил просмотр-знакомство с кинокартинами этого немецкого режиссёра! Пока не забылось, надо записать свои впечатления. 1. Хорошее снотворное! Первые картины до 1971 года в частности - потрясающий эффект! 2. Статичная камера, своеобразное повествование. Думаю, что это от безденежья, особенно на первых порах. Но в этом что-то есть. Даже когда РВФ стал популярным и находил финансирование для своих работ, даже тогда нет-нет да и ввернёт эпизодик со статикой. 3. После 1972 года качественный рост картинки. Субъективно. Переход от "Уайти" (Whity, 1971) к "Восемь часов еще не день" (Acht Stunden sind kein Tag, 1972) такой контраст - я оценил. Да, потом были ленты дрянного качества, но что-то важное уже случилось. 4. Самый интересные фильмы РВФ, на мой взгляд: "Почему рехнулся господин Р?" (Warum läuft Herr R. Amok, 1970), "Бременская свобода" (Bremer Freiheit: Frau Geesche Gottfried - Ein bürgerliches Trauerspiel, 1972), "Восемь часов еще не день" (Acht Stunden sind kein Tag, 1972), "Мир на проводе" (Welt am Draht, 1973), "Лола" (Lola, 1981). 5. Очень неплохой сериал "Восемь часов еще не день" (Acht Stunden sind kein Tag, 1972), рабочий класс показан очень смущенным, неловко борющимся за свои права. Верно ли РВФ отразил эти качества? Или это его иллюзии? Говорят, что ему не дали снять последнюю серию - вот там-то и должна быть вся "правда жизни". Но это просто разговоры. 6. Интересное движение актёров в кадре, словно танец. Обратил внимание как камера перемещается и как актёры плавно переходят в другие места, оставаясь в фокусе, иногда даже отражаясь в зеркалах. 7. Интересный подбор музыки (Kraftwerk, классика (особенно гобой), современная на тот момент попса). Музыку писал Пер Рабен, но РВФ мог запросто вставить трек Дженис Джоплин или что-нибудь подобное. 8. Непонятные политические взгляды РВФ. Толи он коммунист, толи социалист, толи антикоммунист? По смыслу его фильмов мне он показался социалистом. По крайней мере сочувствующим социалистическим идеалам. Но кто-то в советской прессе называл его антикоммунистом. И я пока не понимаю за что. 9. «Модник». Вы только посмотрите на любое фото РВФ. Кто его одевал? Какими доводам он следовал, когда открывал двери своего гардероба? 10. Часто мелькает в камео в своих фильмах. Очень часто играл камео в своих фильмах. Типа великого и ужасного Альфреда Хичкока или нашего Эльдара Рязанова. 11. После 1974 года частый мотив изгоя в обществе. Героев фильмов обманывают, подставляют, обкрадывают и даже убивают. Настроение мрачнеет и мрачнеет. 12. Также появляется образ скотобойни. Особенно в фильме "В год тринадцати лун" (In einem Jahr mit 13 Monden, 1978) её слишком много. 13. Очень мало текстов на русском языке про РВФ. В основном личные переживания авторов вместо внятного анализа творчества. Буквально пару статей в сети и одну маленькую книжку с коротким описанием каждого фильма. Надо поискать документалки... 14. Посмотрел почти все фильмы РВФ, кроме "This Night" (1966) и "Театр в трансе" (Theater in Trance, 1981). О, да! 15. Отдаю должное работоспособности Фассбиндера - 44 фильма за 16 лет - это очень прилично. Мало кто может сравниться с такой работоспособностью! 16. Отличный женский кастинг. Ханна Шигулла, Ирм Херманн, Лилит Унгерер, Ингрид Кавен, Барбара Валентин (одно время подруга Фредди Меркьюри), Маргит Карстенсен, Барбара Зукова, Андреа Ферреоль, Элизабет Триссенар, Бригитта Мира (смешная бабуля), Розель Цех - всех этих актрис я не знал и не видел. Непривычные (после Голливуда) лица и типажи. Очень даже неплохие тёти. 17. Часто непонятный для меня контекст повествования. В частности исторические картины типа сериала "Берлин, Александерплац" (Berlin Alexanderplatz, 1980) и полонметражка-документальный "Германия осенью" (Deutschland im Herbst, 1978). Нужно быть погружённым в историю Германии, чтобы примерно понимать всю глубину драмы, которую всегда подаёт РВФ. Такие фильмы проходят мимо меня. 18. РВФ вполне соответствует современной повесточке: гомосексуал, наркоман, феминист, антирасист, возможно социалист, изгой. Почему он сегодня не популярен?!
"Берлин, Александерплац" (Berlin Alexanderplatz, 1980) Наконец-то! Досмотрел. Было непросто. КиноПоиск пишет, что это мини-сериал. Ничего себе "мини"! На просмотр ушла вечность! Художник-постановщик и художник по свету хороши. Оператор использует интересные фильтры и примочки - герои порой сверкают глазами чрезвычайно выразительно. Музыка не произвела впечатления. Сама история довольно странная для меня. Поступки героев порой вызывали у меня немые вопросы. Возможно, надо было прочитать оригинальную книгу и родиться в Германии. Без образа скотобойни опять не обошлось. Не так навязчиво, как, например, в кино "В год тринадцати лун" (In einem Jahr mit 13 Monden, 1978), но достаточно, чтобы понять важность этого образа для РВФ. Не обошлось без каминг-аута одного из героев. В целом, такой ход многое объяснил в поведении Рейнхольда. Но это объяснение было в последних сериях и показалось вынужденной мерой сценариста. Женский кастинг интересный. Некоторые тёти вызывали вопрос: "И это подруга главного героя?!". Сериал точно для поклонников таланта Фассбиндера!
"Тоска Вероники Фосс" (Die Sehnsucht der Veronika Voss, 1982) После цветовой и световой феерии «Кереля» здесь черно-белый минимализм. Но также картинка мощная (думаю, это реставрация добавила мощи). Хотя свет очень мне понравился - всё такое яркое и переливающиеся. Ох, и любит же РВФ копаться в человеческих слабостях. Все герои с какой-то червоточинкой в характере. Но так даже лучше - герои обретают объём и жизненность. И возникает это чувство обреченности. Тут РВФ хорош! Всех персонажей поглощает безразличие и обыденность. Даже когда пишешь это, становится грустно.
"Керель" (Querelle - Ein Pakt mit dem Teufel, 1982) По свету это даже местами круче самого Николаса Виндинга Рефна. Какие соотношения цветов! Какие кадры! Оператор - ты мощен! По сюжету многого не понял. Первоисточник не читал. Говорят, что Керель психопат. По фильму этого не понял. Мотивы всевозможных злодеяний героя для меня остались загадкой. Не углядел. Простите. Кастинг интересный. Жанну Моро не ожидал увидеть. Франко Неро знаю по "Джанго" (Django, 1966), а тут он другой вообще. Порадовал полицейский своим нарядом в клубе.
"Лола" (Lola, 1981) Картинку почистили, отмыли. И стало очень хорошо. Свет очень интересный. Сочетание цветов оригинальное, - таких я ещё не видел. Какая-то красная тревожная подсветка у всех. Очень своеобразно. Сюжет опять с грустной концовкой. Будущее погрязло в обывательских мечтах и желаниях. Беспросветно. Кастинг в этот раз довольно разнообразный. Наряду со знакомыми лицами много новеньких. Например, Барбара Зукова, отлично справилась с ролью. И лицо такое знакомое - я точно встречал в жизни похожих женщин. Приличный саундтрек. Можно даже отдельно послушать, если отыщется. Армин Мюллер-Шталь ещё сыграет в фильме "Тринадцатый этаж" (The Thirteenth Floor, 1999) - вольном ремейке фильма РВФ "Мир на проводе" (Welt am Draht, 1973). Интересные связи обнаруживаются.
"Лили Марлен" (Lili Marleen, 1981) Весьма и весьма неплохой фильм. Опять с грустной концовкой, но смотреть можно. Отличные интерьеры, костюмы, кадр. Свеет ещё классный. Шигулла прекрасна во всех отношениях. Интересные диалоги. Быстро немцы оправились после войны. Новые дома, новые одежды, новые забавы. Кастинг хороший - много уже привычных лиц. РВФ засветился в камео.