А сапоги ГВОЗДЯМИ ПОДБИВАТЬ НЕЛЬЗЯ! Год назад я публиковала пост о том, как наш царь Петр I запретил строить из камня по всей России, за исключением Санкт-Петербурга; как оказалось, для того, чтобы оставшиеся без работы каменных дел мастера ехали теперь искать работу в новой столице. А сегодня годовщина еще одного царского указа. 12 сентября 1715 года Петр I запретил жителям новопостроенной столицы... подбивать сапоги и башмаки скобами и гвоздями: "Великий Государь указал в Санкт-Петербурге публиковать свой Великого Государя указ, чтоб с сего времени впредь скобами и гвоздями, чем сапоги мужские и женские подбивали, никто не торговал и у себя их не имел; также и никто, какого б чину кто ни был, с таким подбоем сапогов и башмаков не носил; а если у кого с таким подбоем явятся сапоги или башмаки, и те жестоко будут штрафованы, а купецкие люди, которые такие скобы и гвозди держать будут, сосланы будут на каторгу; а имение их взято будет на Его Великого Государя". А чем же их тогда подбивать-то?.. Вопрос, конечно, чисто риторический. Поставим другой вопрос: ЗАЧЕМ Петр I издал такой странный указ? Объяснение есть. Сразу после основания Санкт-Петербурга молодой царь заботится о его облике. Мы знаем, что Петр лично утверждал закладку каждой новой улицы. Сначала то были лишь просеки и рытвины да канавы по краям для отвода воды. Никаких мостовых на них не было, но по мере благоустройства города улицы стали мостить деревянными плахами. Так что указ 12 сентября царь издал исключительно в целях экономии: набойки-то из металла ведут к износу деревянных мостовых. Рационально? Увы, не совсем: лошади, на которых ездили, были сплошь подкованы, да и колеса на телегах металлический обод имели. Что же скорее разобьет деревянную мостовую - обод, подкова или подбитый каблук? Опять-таки вопрос риторический. Но поскольку от лошадей и телег отказаться было нельзя (основной транспорт), а на людей надавить можно, Петр I так и сделал. А как же солдаты? Они же не могут без сапог? - а солдаты теперь по шведскому / прусскому образцу были обуты в башмаки с пряжками. Сапоги с раструбами оставались, но использовались только для парадной формы. Доводить указ "о подковах" до жителей начали днем позже, 13 сентября 1715 года. 310 лет тому назад. В 1714 году Петр дополнил указ еще одним запретом - на торговлю сапогами. Позже, когда улицы стали мостить камнем, Петр I всякому въезжавшему в город в менил в обязанность везти с собой дикий камень: 30 штук - для корабля, 3 - для подводы. Эта мера помогла замостить в Санкт-Петербурге довольно-таки много улиц. Не быстро дело шло, конечно, многие улицы еще долго оставались деревянными. Поэтому после 1718 года каждый домохозяин должен был устроить напротив своего дома деревянную мостовую и поддерживать ее в порядке. А в 1722 году Петр I издал еще один указ, об уплате подати за ношение сапог (и бород), но это уже другая история. Затейник был царь Петр, вот уж затейник! Читайте статьи цикла История Санкт-Петербурга: что было в Невском устье ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА и другие статьи о петровской эпохе, о Санкт-Петербурге, смотрите видео: Петр I: неоднозначная личность? Какова судьба ДОНСКОГО ФЛОТА Петра I? Трагедия в Полоцке в 1705 году Хорошее о Петре I показано в советском фильме <статья с фильмом> Кто впервые назвал Петербург "окном в Европу"? Так кто же все-таки перенес столицу России из Москвы в Санкт-Петербург?
2 дня назад