Найти в Дзене
Серебряный век. Отражения

Серебряный век. Отражения

Лучшие эссе автора на тему насельников Серебряного века - эпохи эстетической чувственности и расцвета во всех жанрах. Взгляд из века ХХI
подборка · 29 материалов
3 месяца назад
Футурист? Казанова? Комиссар? Композитор Артур Лурье и его «шведский грех»
Вместо эпиграфа Он «был замечательным артистом, он писал дивную музыку, был блестящ, умён, остроумен, полон шарма... но в какие бы ангельские ризы я его ни наряжала, человек он был... странный. В нём, так много говорившем о человечности, о добре и зле, о борьбе между злом и добром, о страдании и т. д., отсутствовало, по-моему, понятие об элементарной морали» (Ирина Грэм, биограф Артура Лурье). Есть люди, чья жизнь, будто извилистая пёстрая лента на фактурном ковре, сотканном эпохой Серебряного века...
6 месяцев назад
Елена Сергеевна Булгакова (урожд. Нюренберг, далее ее имя по фамилиям мужей в первом и втором браке: Неёлова, Шиловская). Лучше, конечно, просто Маргарита, чего уж там. Она никогда не привлекала меня как личность. Да, она была хороша собой. Изящество и воля. Безупречная прическа и шляпка с вуалью. Обожала меха и шубы, была кокетлива и капризна. А еще умна (или хитра и расчетлива?). Умела жить красиво во все ее времена. Дама не без практической жилки однозначно. Все ее мужчины (а сколько ж их, а сколько…) были людьми социально успешными. Один принадлежал к малому классу советской номенклатуры, с дворянской родословной. Были у нее и другие романы по жизни. Мужчины боролись за право быть ее «рабами». И все же она предпочла остаться в истории вдовой Михаила Булгакова. Где и когда она была настоящей? Возможно, мое представление об этой даме - всего лишь маска, которую та носила в жизни?.. Справедливости ради, она сделала многое, чтобы сохранить наследие большого писателя и его имя в советской и мировой литературе. Елена Сергеевна Булгакова - ее последнее имя. А вот цитата из ее дневника, весьма любопытная. И поучительная. «Миша (здесь Михаил Булгаков - М.Т.) как-то за утренним кофе говорил моим мальчикам (в браке с Евгением Шиловским, советским военачальником, Елена Сергеевна родила двоих сыновей Евгения (1921—1957) и Сергея (1926—1977 - М.Т.): «Дети, в жизни надо уметь рисковать… Вот, смотрите на маму вашу, она жила очень хорошо с вашим папой, но рискнула, пошла ко мне, бедняку, и вот поглядите, как сейчас нам хорошо…» И вдруг, Сергей, мой младший сын, помешивая ложечкой кофе, задумчиво сказал: «Подожди, мама ведь может рискнуть ещё раз». Миша выскочил из-за стола, красный, не зная, что ответить ему, мальчишке восьми лет. (Из дневника Елены Булгаковой (1893, Рига - 1970, Москва) Что ж. Устами младенца, как говорится. Впрочем, сам Михаил Булгаков тоже был небезупречен как семьянин. Люди… Просто люди. Они знали любовь… Это всегда оправдание? К слову, потомки именно того «прозорливого» мальчика - Сережи Шиловского-Булгакова - стали официальными наследниками творчества Михаила Булгакова, со всеми вытекающими (роялти, авторские права и тд). *** Фото: Михаил и Елена Булгаковы с сыном Елены Сергеевны Сергеем Шиловским, 1940 год. Фото: Михаил и Елена Булгаковы, 1936 год. *** Больше материалов о жизни неординарных людей (и парадоксах) в авторской подборке «Времена не выбирают. Судьбы людские». ** Избранные материалы автора о насельниках блистательного Серебряного века в подборке «Серебряный век. Отражения»
8 месяцев назад
«…правая бровь плёткой», или Осколки планеты по имени «Мы». Замятин (часть 4)
Окончание Часть IV. Он+Она+Они = МЫ Читать сначала, часть I. Он Читать, часть II. Она Читать, часть III. Он и они Глава IV. Синтеизм и «Мы». Эмиграция и МЫ Сколько верёвочке не виться, а заканчивать придется. Завершающая часть публикации о человеке и уникальном писателе – Замятине. Попытка полноты (из доступного). *** Сам Евгений Иванович Замятин символом своей литературной веры называл синтетизм - синтез стилей и жанров. Он утверждал, будущее литературы не с реализмом, а с новыми формами – символизмом и фантастикой: «Реализм – нереален...
9 месяцев назад
«…правая бровь плёткой», или Осколки планеты по имени «Мы». Замятин (часть 3)
Продолжение Часть III. Он и они Читать сначала, часть I. Он Читать, часть II. Она Глава III. Аресты, не заставившие себя ждать. Холомки. Поиски стиля Аресты Замятина в стране победившей девы его юности - Революции - не заставили себя ждать: «Кто тут шагает правой!?» После клейма-то «внутреннего эмигранта» от Льва Троцкого. Второй арест. Петроград, февраль 1919 года - во время спровоцированных левыми эсерами волнений в Петрограде. «Были арестованы и отвезены на Гороховую, 2: поэт Александр Блок с набережной Пряжки, писатель Алексей Ремизов, художник Петров-Водкин, историк М...
9 месяцев назад
«…правая бровь плёткой», или Осколки планеты по имени «Мы». Замятин (часть 2)
Продолжение Часть II. Она Читать сначала, часть 1. Он Глава II. Жена, подруга, муза. «Праздник - только с нею…» - нумер I-330 Итак, Людмила Николаевна Усова, товарищ по ячейке РСДРП(б) на Выборгской стороне, жена будущая. Убежденная социал-демократка. Они встретились в ноябре 1905 года на конспиративной квартире большевиков. Начало. Многие библиографы соглашаются, роман «Мы» - во многом автобиографический. Прообразом главной героини I-330, прекрасной гибкой бунтарки, стала супруга Евгения Ивановича - Людмила...
9 месяцев назад
«…правая бровь плёткой», или Осколки планеты по имени «Мы». Замятин (часть 1)
Часть I. Он Ему нет памятников в России. Нет мемориальных досок на местах, где он жил в Петербурге-Ленинграде. Нет граффити «народной памяти» в его дворах (я проверяла).  Забыт писатель? Не издается? Почему так густо исследуют его сегодня специалисты и так мало читают «рядовые читатели»? Думаю, сказались десятилетия умолчания этой фигуры. Даже былые товарищи Замятина Е.И. по литературному цеху, сдавая свое дневниковое наследие в государственные и специализированные архивы, старались вымарать из них имя этого человека...