Найти в Дзене
Русские обряды

Русские обряды

Некоторые обряды и обычаи очень странные...
подборка · 10 материалов
5295 читали · 3 года назад
Как писатель Михаил Пришвин напугал всех странным «ползаньем» по аудитории. Оказалось, что это старинный обряд
Мало кто знает, что Михаил Пришвин увлекался этнографией. С 1906 года писатель много путешествовал по северной части России, изучая культуру и быт северян. В 1908 году ещё малоизвестный писатель М. М. Пришвин выступал на заседании Императорского русского географического общества в Петербурге со своим докладом о поездке по Заволжью. Внезапно он опустился на пол и начал ползать на животе, приговаривая: «Ползут, все ползут... Тут, там, везде. Мужчины, женщины, дети... все ползут...». Так писатель изобразил обряд «оползания» святынь, который увидел возле церкви на Ветлуге...
7308 читали · 3 года назад
Все знают обычай «посидеть на дорожку», а как насчёт «погладить дорогу»? В некоторых регионах России так назывался обычай прощания с тем, кто собрался в дальний путь. В словарях находим, что «погладить дорогу» — это выпить. Раньше не так часто кто-то уезжал из дома, поэтому дорога воспринималась как тяжёлый путь, который ассоциировали с путём души в загробный мир. Вернётся путник домой или нет — оставалось только гадать. Дорогу считали нечистым местом, рубежом между миром «живых» и «мёртвых», поэтому верили, что путник может столкнуться разной нечистью, которая попытается его перетянуть на свою сторону. Гибель человека в пути воспринималась как проделки нечистой силы, а не случайность. Перед отъездом обязательно нужно было хорошо поесть: раскладывали хлеб, сало, пирожки и выпивали за то, чтобы дорога прошла гладко, без происшествий (А. А. Потебня предположил, что этот обычай ещё и касается тех, кто остался дома, таким образом они веселили себя, облегчая разлуку с путником). Выражение «выпить на посошок» тоже связано с дорогой, потому что посох — главный атрибут путника. Последняя рюмка перед дорогой в некоторых говорах (влад., ульян., свердл.) называлась «подорожная», «подорожник», «подорожничек». А когда путник возвращался домой, ему наливали первую рюмку «с дорожки»: ведь пройти опасный путь между миром «живых» и «мёртвых» — это подвиг для тех времён. Позже обычай сохранился лишь в южных регионах, особенно у донских казаков.
13,7 тыс читали · 3 года назад
Слово «жуть» моложе, чем слова «страх» и «ужас». «По крестьянским поверьям, жуть нападает на людей перед большими несчастьями, например, перед покойником, перед пожаром, перед отдачею в сол­даты» — об этом писал Александр Иванович Левитов в 1860-х годах. В то же время слово было зафиксировано В. И. Далем. Слово «жуть» (жуда) родилось в юго-западных регионах России (Брянской, Калужской, Смоленской губернии). По мнению лингвиста Ю. И. Ороховацкого, «жутью» крестьяне называли своё беспомощное, смутное и смятенное перед событиями, которые не могли контролировать. Особенно это касалось мистики, ведь в регионах долгое время была сильна вера в различные поверья, нечисть, судьбу. Похожее слово встречается в балтийских языках: в литовском zudyti — «убивать, губить», в латышском zàudêt — «терять, пустить прахом», zūdît — «губить». Но Макс Фасмер считает, что слово «жуда» (жуть) вряд ли было заимствовано из балтийских языков. Возможно, что у перечисленных слов и русского «жуть» общий индоевропейский корень.
10,9 тыс читали · 3 года назад
Мужские «роды». Зачем на мужчин раньше насылали «робячьи муки»? Что это за дореволюционный обряд?
Оказывается, во многих регионах дореволюционной России существовали родильные ритуалы, которые касались не только женщин, но и мужчин. Ритуал назывался «кувада» или «робячьи муки» — это имитация мужчиной женской родовой боли. По мнению этнографа И. Я. Бахофена, таким образом мужчина подтверждал свои права на ребенка. Женщина превращалась в мать при родах, а мужчина становился отцом во время кувады. Механизм проведения обряда в разных регионах и культурах был разным, но похожим. В Верхокамье на мужчин насылали так называемые «робячьи муки»...
149 тыс читали · 3 года назад
«Сорока-белобока кашку варила» — это не просто стишок, а архаичный обряд со времён Руси. О какой «сороке» идёт речь?
Рассказываем, кто скрывается за фольклорно-мифологическим образом сороки из потешки. Сорока в народном понимании не самая добрая птица, раньше её соотносили с нечистью. На Руси считали, что в сорок превращаются ведьмы, которые в таком облике вредят людям и скоту. Поэтому на Руси ни в коем случае нельзя было употреблять сороку в пищу. В деревнях до сих пор сохранились некоторые приметы, связанные с сорокой: появилась во дворе — к несчастью, сидит под окном — к смерти. На самом деле не всегда сороку воспринимали только как демоническое существо...
6310 читали · 3 года назад
Что за «заломы» делали наши предки на полях во времена Руси (и позже): «в колосьях я заломы заламывала...»
Видели фотографии с загадочными кругами на полях? Уфологи и другие псевдонаучные деятели называют такие круги вторжением внеземных цивилизаций. А что если всё намного проще? На самом деле у восточных славян был похожий странный магический обряд — кручение заломов в поле. Возможно, кто-то из ныне живущих знает от своих предков о заломах и иногда выходит в поля почудить. Заломы (завитки или закрутки) — это скрученные колосья, завязанные узлом на поле. Заламывали чаще именно колосья, иногда овёс, лён...