Найти в Дзене
Нормативно-правовое регулирование по налогам

Нормативно-правовое регулирование по налогам

Подборка НПА, проектов, постановлений правительства, писем Минфина и ФНС. Обсуждаем изменения, разбираемся в аспектах налогового законодательства.
подборка · 8 материалов
148 читали · 2 месяца назад
172-ФЗ. Сигнал бизнесу: более тщательная проверка контрагентов
ФЗ от 24.06.2025 № 172-ФЗ вносит изменения в УК РФ, направленые на установление уголовной ответственности за незаконную государственную регистрацию физических лиц в качестве ИП  через подставных лиц и за незаконное использование документов для таких действий. Ранее уголовная ответственность была предусмотрена только для аналогичных действий с юридическими лицами. Ключевые нововведения: - Расширение составов преступлений: Вводится уголовная ответственность за государственную регистрацию физического...
189 читали · 2 месяца назад
Позитивное изменение для бизнеса дает 158-ФЗ: заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа можно подать в течение трех лет не со дня уплаты, а со дня, когда судебный акт, акт должностного лица или исполнительный документ, послужившие основанием для платежа, были отменены, изменены или признаны недействительными (Статья 1, пункт 3, дополняющий статью 40.1 Бюджетного кодекса РФ пунктом 2.1.) Представьте, по результатам налоговой проверки был акт с доначислением. Чтобы избежать штрафа и блокировки счета, вы решаете сначала заплатить, а потом уже спорить. Сразу после этого вы идете в суд. Суды — дело долгое: первая инстанция, потом апелляция… На все это уходит, скажем, три с половиной года. Наконец, вы выигрываете! Суд выносит решение: «Налоговая была неправа. Компания ничего не должна была платить». Вы радостно бежите забирать свои рубли, а вам отвечают: «Извините, опоздали. У вас было только три года, чтобы попросить деньги назад, и этот срок считался со дня, когда вы их заплатили. Пока вы судились, срок истек. Так что, хоть вы и правы, денег мы не вернем». Получалась абсурдная и несправедливая ситуация: вы выиграли спор, но остались без денег, потому что слишком долго доказывали. Теперь наши три года на возврат начинаются с того момента, как суд вынес решение, риск опоздать исчезает. Для компаний, работающих с бюджетными средствами (госконтракты, субсидии, гранты) есть ещё изменение по этому же 158-ФЗ но уже с 1 января 2026: Федеральное казначейство вводит новую форму контроля — казначейский мониторинг. Казначейство будет проверять участников системы казначейских платежей и тех, кому они перечисляют деньги (юридических лиц, ИП, физических лиц-производителей), по ряду стоп-факторов. (Статья 1, пункт 20, излагающий статью 242.13-1 Бюджетного кодекса РФ в новой редакции).
224 читали · 2 месяца назад
В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (на основании ПП РФ от 16.11.2021 N 1946) изменилась официальная позиция по вопросу исчисления НДФЛ с выплат, рассчитанных на основании среднего заработка (например, отпускных или командировочных). ФНС, основываясь на разъяснениях Минфина, отменила свое предыдущее письмо от 28.01.2025 № БС-4-11/739@ и ввела новый порядок. Ключевое изменение заключается в том, что выплаты, рассчитанные из среднего заработка, более не подпадают под действие пункта 6.2 статьи 210 Налогового кодекса РФ. - Старая позиция (письмо ФНС от 28.01.2025 № БС-4-11/739@, теперь не применяется): Часть выплаты по среднему заработку, которая приходилась на ранее учтенные северные надбавки и коэффициенты, должна была облагаться НДФЛ в рамках специальной налоговой базы, предусмотренной для таких надбавок. Это требовало от бухгалтерии разделять, например, сумму отпускных на две части для целей налогообложения. - Новая позиция (основана на письмах Минфина от 10.04.2025 и 17.06.2025): Средний заработок, согласно ТК, не является оплатой труда (вознаграждением за труд) в чистом виде, а представляет собой гарантию или компенсацию. На саму сумму среднего заработка районные коэффициенты и процентные надбавки не начисляются. Следовательно, вся сумма таких выплат (отпускные, командировочные и т.д.) должна облагаться НДФЛ в составе основной налоговой базы и не подпадает под действие пункта 6.2 статьи 210 НК РФ. Бухгалтерам больше не нужно будет производить расчеты для выделения доли северных выплат из среднего заработка, что снижает риск ошибок и потенциальных споров с налоговыми органами. Для работников это означает большую прозрачность в расчете налога, хотя в некоторых случаях (при доходах свыше 5 млн рублей в год) может незначительно изменить итоговую сумму налога из-за разного порядка применения прогрессивной ставки к разным налоговым базам. Минфин и ФНС ясно дали понять: - Заработная плата (оплата труда) – это вознаграждение за фактически выполненную работу. К ней применяются районные коэффициенты и надбавки, и именно эта часть (коэффициент + надбавка) формирует специальную налоговую базу по п. 6.2 ст. 210 НК РФ. - Выплата на основе среднего заработка (отпускные, командировочные) – это социальная гарантия на период, когда работник не выполняет трудовые функции. Она рассчитывается с учетом прошлых надбавок, но сама по себе не является надбавкой. На нее новые коэффициенты не начисляются. Таким образом, установлена простая и понятная логика: если выплата не является непосредственно районным коэффициентом или северной надбавкой, начисленной за текущий период, она не попадает в специальную налоговую базу. Это устраняет серую зону, в которой бухгалтерам приходилось самостоятельно извлекать расчетную долю надбавок из среднего заработка, и делает весь процесс исчисления налога полностью предсказуемым и единообразным для всех.
337 читали · 2 месяца назад
Налоговый аспект цифрового рубля: что нужно знать малому бизнесу
2027 год. Бухгалтер открывает платформу цифрового рубля, чтобы перевести зарплату сотрудникам. Парой кликов сформированы платежи, средства мгновенно зачисляются на цифровые кошельки работников. В истории операций замечает автоматическое списание — это налоговая служба без лишних уведомлений взыскала недоимку по налогам прямо со счета цифрового рубля, поскольку на банковских счетах средств оказалось недостаточно. Сценарий, который больше бы подошёл сериалу в духе "чёрного зеркала", стал для бизнеса реальнее и ближе...
201 читали · 3 месяца назад
Продолжает вступать в силу нормативная база по определению кодов ОКВЭД. В дополнение к Федеральному закону от 28.12.2024 N 529-ФЗ появилось Постановление Правительства РФ от 27.05.2025 N 728 и Постановление Правительства РФ от 23.05.2025 N 717. Кроме того, власти планируют реформировать саму систему кодов ОКВЭД – идет подготовка к переходу на ОКВЭД 3 Единственным источником данных о коде со временем станет ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Будут коды заявительного и отчетного типа. Первый вид – это те коды, которые юрлица и ИП заявят при регистрации. Отчетные коды – рассчитывает Росстат на основании отчетности, полученной от юрлиц и ИП. Оба типа кодов будут отражаться в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), но в отчетном коде дополнительно будет указываться его процентная доля. Первично юрлица должны будут отчитаться в Росстат для формирования сведений о кодах ОКВЭД отчетного типа не позднее 1 апреля 2027. Те, кто в очередном году не попадет в список респондентов, представляющих статотчетность, должны будут, начиная с 2027 года, ежегодно проверять сведения об ОКВЭД в ЕГРЮЛ и в случае изменения данных – подать соответствующие сведения в Росстат. ИП должны будут впервые отчитаться в Росстат не позднее 1 апреля 2028 года и далее, при необходимости, ежегодно проверять данные в ЕГРИП с 2028 года. Росстат впервые представит сведения о процентных долях ОКВЭД (отчетные коды) в 2026 году (для тех, кто отчитывается в орган статистики). Юрлица и ИП проверяют свои данные (не реже 1 раза в год) или при изменении > 20 п.п. структуры видов деятельности и подают Росстату уточнённую статистику. А Росстат пересчитывает «отчётный» код по уточнённым данным и передаёт ФНС → ФНС обновляет ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Основной и дополнительный коды отчетного типа, а также процентные доли, будут определяться на основании следующих данных: · первичные статистические данные, предоставленные юрлицами и ИП в ходе ежегодного статистического наблюдения или в инициативном порядке по результатам проведения самостоятельного обследования · административные данные, предоставленные органами государственной власти и (или) хозяйствующими субъектами для уточнения предоставленных ими первичных статистических данных Отчетные коды будут определяться по итогам года по следующим показателям: · для коммерческих организаций – оборот товаров (работ, услуг) по видам экономической деятельности · для финансовых, страховых организаций и НКО – средняя численность работников, которая имеет наибольший удельный вес (для основного кода отчетного типа), а для дополнительного кода отчетного типа – средняя численность работников по видам экономической деятельности · для ИП – общий объем выручки от производства (реализации) товаров (работ, услуг), с учетом НДС Кроме проверок ФСС, ФНС имеет право обратиться к этим данными и у Росстата запросив фактические процентные доли и проверить, правильно ли предприятие применяет ту или иную льготу, запросить пояснения. Даже если «официальная» выписка ЕГРЮЛ/ЕГРИП для всех с «отчетным» кодом окончательно появится только в апреле 2028, фактическую информацию о «отчетном» коде ФНС сможет получить раньше по некоторым налогоплательщиком и риск штрафов или утра­ты льгот не откладывается до 2028, а может наступить в момент, когда ФНС выявит несоответствие и сошлются на фактический «отчётный» код. Штрафы предусмотрены и административным законодательством (ст. 14.25 КоАП – за недостоверные сведения о кодах). Пока остается открытым вопрос что делать налогоплательщику если в ЕГРЮЛ/ЕГРИП у организации (ИП) в разделе «виды деятельности» указаны коды, которые не совпадают с рассчитанным «отчётным» кодом, при этом отображается верный заявительный ОКВЭД. Видимо налогоплательщик должен будет подать в Росстат уточнённую стат отчётность по видам деятельности за прошлый год и если расхождение кода оказалось ошибкой статистики, Росстат пересчитает отчётный код, тогда заявленный и отчётный коды синхронизируются.
266 читали · 3 месяца назад
Постановление Правительства РФ от 24.04.2025 № 540 утверждает новое "Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", вступает в силу с 1 сентября 2025 года. 1. Какие выплаты учитываются при расчете среднего заработка (п. 2 Положения): • Учитываются все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда у работодателя, независимо от их источников. Перечень достаточно широк: зарплата по окладам и тарифам, сдельная оплата, проценты от выручки, зарплата в неденежной форме, гонорары, надбавки за мастерство, выслугу лет, работу с гостайной, за совмещение, районные коэффициенты, доплаты за вредность, ночную работу, сверхурочные, премии и вознаграждения и т.д. 2 Какие выплаты НЕ учитываются (п. 3 Положения): • Выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.). Это стандартный подход. 3. Расчетный период (п. 4 Положения): • Стандартные 12 календарных месяцев, предшествующих периоду сохранения среднего заработка. 4. Исключаемые из расчетного периода время и суммы (п. 5 Положения): • Периоды, когда за работником сохранялся средний заработок (кроме перерывов для кормления ребенка), больничные, пособия по беременности и родам, простои по вине работодателя или по независящим причинам, дополнительные выходные по уходу за детьми-инвалидами и другие случаи освобождения от работы с сохранением/без сохранения зарплаты. 5. Особые случаи определения расчетного периода (п. 6-8 Положения): • Если в расчетном периоде не было заработка/отработанных дней, берется предшествующий период, равный расчетному. • Если и до этого не было – берется заработок за фактически отработанные дни в месяце наступления события. • Если и этого нет – исходя из оклада (тарифной ставки). 6. Порядок расчета среднего дневного и среднего часового заработка (п. 9-13 Положения): • Для отпусков в календарных днях и компенсаций за неиспользованный отпуск: Сумма зарплаты за расчетный период делится на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3). При не полностью отработанных месяцах применяется пропорциональный расчет с использованием коэффициента 29,3. • Для других случаев (кроме отпусков и суммированного учета): Сумма зарплаты за отработанные дни в расчетном периоде делится на количество фактически отработанных дней. • Для суммированного учета рабочего времени (кроме отпусков): Используется средний часовой заработок. • Для расчета выходного пособия: Средний дневной (или часовой) заработок умножается на среднее количество рабочих дней (или часов) в месяце в году. 7. Учет премий (п. 15 Положения): • Детализирован порядок учета различных видов премий: ежемесячных, за период более месяца, годовых. • Премии учитываются пропорционально отработанному времени в расчетном периоде, если этот период отработан не полностью или из него исключалось время (за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде). 8. Повышение окладов (индексация среднего заработка) (п. 16-17 Положения): • Сохраняется и детализируется порядок повышения среднего заработка, если в организации (филиале и т.д.) повышались тарифные ставки, оклады, денежное вознаграждение. Коэффициенты повышения применяются к выплатам, учитываемым при расчете. Указано, какие выплаты индексируются, а какие нет (например, выплаты в абсолютных размерах не повышаются). 9. Гарантия МРОТ (п. 18 Положения): • Средний месячный заработок работника, отработавшего полную норму времени и выполнившего нормы труда, не может быть менее федерального МРОТ. 10. Совместители (п. 19 Положения): • Средний заработок определяется в общем порядке (т.е. по каждому месту работы отдельно). 11. Особые правила для руководителей гос/муниципальных учреждений (п. 20 Положения): • Установлен специальный порядок расчета среднемесячной заработной платы для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров гос/муниципальных фондов, учреждений, предприятий и для остальных работников этих организаций. Этот расчет используется для контроля за предельным уровнем соотношения их