Почему в школе не учат писать сочинение? Чаще всего в директе я читаю сообщения о том, что в школе ребёнка совсем не учат писать сочинение. С такой проблемой обычно обращаются родители учеников 6-9 классов, и виноват в ней, конечно, учитель русского языка и литературы. Давайте разберёмся, откуда всё-таки растут ноги. Начнём с самого важного вопроса: какими навыками обладает ученик, который пишет хорошие сочинения? 1. У него развита фантазия. Когда формируется это умение? Увы, не в 6-м или в 9-м классе, и даже не в начальной школе. Фантазировать ребёнок начинает в дошкольном возрасте. И если мы дадим ему планшет с игрой или включим телевизор с мультиками, то о какой фантазии будет идти речь? Ответ очевиден. Гаджеты не только не развивают фантазию, они тормозят любое развитие. Что делать? - Достаём книги и читаем. Но не просто читаем, а задаём ребёнку вопросы о том, правильно ли поступают герои, придумываем, как эти герои выглядят, рисуем их жилище, их домашних питомцев, разглядываем иллюстрации в книге и обсуждаем их, просим придумать продолжение истории, описанной в книге, и т.п. - Во время прогулки на улице разговариваем с ребёнком: обсуждаем вид интересного здания, спрашиваем, на что похожи облака, описываем осенние деревья и просим объяснить, почему жёлтые листья можно назвать золотыми. В поисках подобных заданий вам поможет собственная фантазия. 2. У ребёнка большой словарный запас, и он может чётко выразить все свои мысли. Как этого добиться? Возвращаемся к предыдущему пункту: выключаем телевизор и открываем книгу, помня о том, что важно не просто прочитать сказку, а обсудить её, обратив внимание на все встречающиеся в ней непонятные слова. Эту работу мы продолжаем в школе на уроке чтения и уроке литературы. Если школьник не читает, не пересказывает и не анализирует прочитанное (а такая проблема чаще всего сопровождает ребят, не умеющих «сочинять»), то готовимся к низким отметкам за сочинение. 3. Рассуждения ученика логичны: каждая последующая мысль связана с предыдущей. Если вы обнаружили, что ребёнок в своём сочинении перескакивает с одной мысли на другую, то нужно заниматься развитием логики. Сочиняйте с ним сказки, пересказывайте прочитанное, просите перед сном поделиться мыслями о прошедшем дне. Обращайте внимание на последовательность изложения его мыслей: одно предложение прикрепляется к другому словно вагончики, между которыми должен быть крючок. Эту работу, конечно, нужно тоже начинать в раннем детстве. 4. Ребёнок знает структуру сочинения и понимает, что и в какой последовательности он должен в нём написать. А вот здесь начинается зона ответственности учителя. Этому могут научить только в школе. Если перед ребёнком поставили чёткую и понятную цель, отработали план сочинения и научили составлять его самостоятельно, то всё у него должно получиться. 5. Ребёнок пишет грамотно. Этот пункт можно назвать побочным, потому что не он определяет то, умеет ли школьник писать сочинение. Но от этого пункта может зависеть отметка. Поэтому, прежде чем утверждать, что ваше чадо не умеет писать сочинение, посмотрите его работы и убедитесь, что отметка снижена именно за содержание написанного, а не за его грамотность. Если в тексте много ошибок, то мы в первую очередь переключаем внимание на работу по их устранению - занимаемся орфографией, пунктуацией и грамматикой. Продолжение в комментариях❗❗❗
479 читали · 2 года назад