Найти в Дзене
Терминология храмостроительства

Терминология храмостроительства

Термины, планы, разрезы
подборка · 5 материалов
9 месяцев назад
🌟 Иконостас: воскресный ликбез 🌟 Продолжаем изучать элементы культурного кода в храмах и сегодня поговорим о строении иконостаса. Иконостас — перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части храма. Современный классический пятиярусный иконостас сформировался на Руси в XV-XVI веках. 📜 Ряды иконостаса: 1️⃣ Праотеческий В этом чине изображаются ветхозаветные праведники, жившие до Моисея, через которого Бог даровал Закон. Здесь могут быть иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама, Исаака, Иакова, Ноя, Мелхиседека и других. Центральная икона ряда — ветхозаветная Троица, соответствующая ветхозаветным представлениям о Боге. 2️⃣ Пророческий Здесь расположены иконы ветхозаветных пророков, свидетельствовавших о Христе: цари Давид и Соломон, пророки Илия, Захария, Даниил, Иезекииль и другие. В центре — икона Богородицы «Знамение» как символ исполнения всех пророчеств. 3️⃣ Праздничный Иконы двунадесятых и великих праздников — основных событий жизни Христа и Богородицы. Иконы располагаются в порядке их следования в церковном году, начиная с 1 сентября по старому стилю, либо в хронологическом порядке. Первой (слева) и в хронологическом, и в богослужебном порядке идет образ Рождества Богородицы, далее следуют (по хронологии): Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресвятой Богородицы (эта икона при любой последовательности будет крайней справа). Часто в праздничный ряд включают Крестовоздвижение, Покров и другие праздники. 4️⃣ Деисус Главный ряд иконостаса. Основная тема: второе пришествие Христа во славе и моление святых за человечество («деисус» — моление). В центре чина — Спаситель на престоле. Справа и слева иконы молящихся Христу: слева — Богородица, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Предтеча, архангел Гавриил и апостол Павел. Далее следуют иконы святителей, мучеников и преподобных, либо — 12 апостолов. Праздничный чин и Деисус могут меняться местами. 5️⃣ Завершение Икона Распятия или Крест — символ искупительной жертвы Спасителя. 6️⃣ Местный 🖼 Местночтимая икона 🚪 Дьяконские двери Чаще всего на них изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидьяконов Стефана и Лаврентия. 🖼 Икона Богородицы Если престол храма освящен в честь какой-то богородичной иконы или события из жизни Богородицы, то именно эта икона будет находиться здесь. 🚪 Царские врата символизируют вход в Царство Божие. На створках врат изображают Благовещение (символ начала Нового Завета) и либо четырех евангелистов, либо святителей — составителей Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого. 🖼 Тайная вечеря Центральное место в богослужении занимает Евхаристия, совершаемая по образу Тайной вечери. 🖼 Спаситель с Евангелием Если престол храма освящен в честь события из жизни Спасителя, то именно эта икона будет находиться здесь. 🖼 Храмовая икона изображает святого или праздник, в честь которого освящен храм. На основе материалов с сайта Фома #обычаи @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
9 месяцев назад
🕌 Подлинность материалов в церковном искусстве 🕌 В церковном искусстве (в том числе в архитектуре) всегда очень точно отражается духовное состояние его творцов. И поэтому важно поставить вопрос, который уже раньше возник и духовно разрешен в также возрождающемся искусстве православного иконописания: о материалах, которые можно применять в церковном искусстве. Л.А. Успенский в своей статье "О материалах в церковном искусстве" (ЖМП, 1988, №11, с.20-21), посвященной иконописи, справедливо пишет: "Также как и подлинность образа связана с Таинством Евхаристии, так необходимо связана с ним и подлинность всякого вещества, входящего в культ. Твоя от Твоих Тебе приносяще... Эти слова взяты из молитвы Давида над материалами, собранными им для постройки Храма: Твоя бо суть вся и от Твоих дахом Тебе (1 Пар. 29, 14). .. Сотворенная и искупленная Богом материая вовлекается человеком в служение Богу. Поэтому и в иконе вопрос вещества - не только вопрос прочности и доброкачественности, но в первую очередь, вопрос подлинности. ... "Все, посвящаяемое Богу, должно быть естественно и без искусственности", - говорит святой Григорий Богослов. ... Граница между допустимым и недопустимым в литургическом употреблении вещества проходит там, где вещество это теряет подлинность, представляет видимость чего-то другого". Храм со Святым Престолом, место "особого присутствия Божия", где совершается Таинство Евхаристии, столь же необходим для него, как и святые иконы. Поэтому все, что сказано о материалах для икон, справедливо и относительно материалов храмоздательства. Железобетон, облизованный кирпичем, имитирует кирпичную кладку и поэтому не менее лжив, чем пластмасса - "проявление эмансипации современного человека от природы, от творения Божия, от всех дел Его, призванных Его хвалить". К тому же, современным строителям хорошо известно, что внутри железобетонных сооружений искажается магнитное поле, что бетон нарушает естественный влагообмен. Микроклимат в бетонных постройках нездоровый, что говорит о том, что это материал безблагодатный, а значит непригодный для строительства Храма. Но насколько можно быть категоричным в данных вопросах? Сегодня, при изготовлении крестов и церковных украшений, используется латунь, обработанная давлением (ЛА85–0.5). Главы храмов мастера золотят нитрит-титаном, а в иконописи в качестве заменителя золота используют акриловую темперу типа «Олимпик». Сплавы меди с цинком, алюминием, никелем, марганцем, платиной и другими металлами применяются для имитации сусального золота и при напылении. В качестве субститута дорогостоящего металла популярна кремнистая латунь. Если по статистическим данным в современной России каждый день открывают двери для прихожан три возрожденных или вновь построенных храма, то понятно, что на их убранство при самых благоприятных обстоятельствах золота хватить не может. И тогда неизменно возникает проблема, сходная с проблемой репродукций: молиться в храме под куполом, вызолоченным прочным нитрит-титаном, или все-таки под старым и обшарпанным? В связи с техническим прогрессом появления новых материалов в церковной ограде избежать трудно. Они вторгались и будут туда вторгаться. Нам же предстоит каждый раз, трезво рассудив, «в разум истины приити» и оценить возможность или, напротив, абсолютную невозможность их пребывания в православных храмах. Не зря же VII Вселенский Собор для всей полноты Церкви в «Определении…» перечисляет: «…Будут ли они сделаны из красок, или (мозаических) плиточек, или из какого либо другого вещества»! Иначе зачем перечисление? И если кто-либо вынужденно прибегает к использованию заменителей, то такие меры должны считаться не компромиссными, а временными. Самая большая опасность подделок состоит в том, что они исподволь расслабляют веру, вносят элемент несерьезности, театральной бутафории в ту область, где должны быть только благоговение и страх Божий. По материалам Альманаха "К Свету", №17 "Символика русского храмоздательства" и pravoslavie.ru #храмы @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
10 месяцев назад
Воскресный пост про базовые термины, описывающие крестово-купольный тип храма. Основные термины для шатрового храма мы приводили ранее. #храмы
10 месяцев назад
📝На разрезе отлично видно, что внутренний объем шатра по сути никак не используется. Объем церкви закрыт сверху "небом" и "черной кровлей". Это значит, что вся конструкция рассчитана на внешний эффект. Храм-знак как он есть.
10 месяцев назад
🔍Небольшой воскресный ликбез по строению шатрового храма с основными терминами. Ставьте лайки или комментируйте, если такие посты интересны в будущем