Несравненный скульптор, прекрасный рисовальщик и талантливый художник (хотя и не считавший живопись "своей" стезей), Микеланджело был и остается одним из самых именитых деятелей искусства всех времен. 🌅Распятие Святого Петра - фреска итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (ок. 1546–1550). Работа расположена в Капелле Паолина Апостольского дворца в Ватикане и считается последней фреской Микеланджело. Художник изобразил Святого Петра в момент возложения его римскими солдатами на крест. Микеланджело сосредоточил внимание на изображении боли и страдания. Реставрация фрески, завершенная в 2009 году, позволила обнаружить изображение, которое, как полагают, является автопортретом самого Микеланджело. Фигура мастера присутствует в верхнем левом углу фрески в красной тунике и синем тюрбане. Скульпторы эпохи Возрождения часто носили синие тюрбаны, чтобы пыль не попадала на волосы. Микеланджело решил сосредоточиться на гораздо более мрачном моменте в жизни святого. Святой Петр получил статус великомученика не только потому, что был «первым наместником Христа», но и потому, что, подобно Христу, был распят. Фреска «Распятие» расположена на восточной стене капеллы Павла, что весьма примечательно, потому что это место, где кардиналы всегда проводили выборы нового Папы. Фон фрески проработан минимально и являет собой почти условно обозначенный горный пейзаж. Вазари заявляет: «В этих сценах нет ни пейзажа, ни каких-либо деревьев, зданий или других элементов». Горы окрашены в слабый синий оттенок; земля, представленная на среднем и переднем планах, имеет бледно-желто-зеленый цвет, который в некоторых местах содержит большее количество охры. Самым впечатляющим элементом этой внушительной по размерам фрески является ее центральный композиционный элемент. В отличие от многих предшествующих представлений о мученичестве Петра, здесь изображено возложение Петра на крест - момент предшествующий непосредственно распятию. Угол, под которым Микеланджело расположил крест, оживляет композицию и придает ей интенсивный динамизм. Ярко выраженная диагональ подчеркивает круговое расположение фигур, за которым мимо воли следует вззгляд зрителя. Если читать картину слева направо, фигуры, поднимающиеся по ступеням в левом нижнем углу, направят взгляд вверх к группе всадников. От них взгляд переместится к группе людей, расположенных в правом верхнем углу, которые, в свою очередь, приведут его к одному концу распятия. 🌅Одна из двух последних значительных работ Микеланджело Буонарроти, выполненных в поздний, кризисный период его творчества. Фреска написана в период 1546—1550 годов по заказу папы Павла III. Другая фреска, расположенная на противоположной стене капеллы: «Обращение Савла» была написана ранее: между 1542 и 1545 годами Папскую капеллу начали строить в 1537 году. «Распятие Святого Петра», вторая из двух композиций капеллы, написанная на известный сюжет о мученической смерти святого апостола Петра. Предназначавшаяся для боковой стены небольшой, прямоугольной в плане капеллы, композиция должна была быть закончена к 1550 году. Микеланджело ко времени завершения работ в капелле было уже семьдесят пять лет. Он много болел. В 1549 году скончался папа Павел III. В том же году в капелле случился пожар, что привело к замедлению работ. Новый понтифик Григорий XIII, возможно, намеревался поручить завершение фрески не престарелому художнику, а Лоренцо Саббатини и Федерико Цуккаро, работавшими в капелле над изображениями других важных эпизодов из жизни святых Петра и Павла. Тем не менее, к 1550 году обе фрески были готовы. В Нидерландах в Харлеме, в музее Тейлера, на листе с архитектурными этюдами имеются зарисовки итальянским карандашом к фреске «Распятие апостола Петра». Кроме этого, в Неаполе, в музее Каподимонте, хранится повреждённый фрагмент картона Микеланджело, состоящий из девятнадцати листов, наклеенных на холст (263x156 см) и повреждённых в нескольких местах После окончания работ над фресками в капелле Паолина, Микеланджело почти полностью посвятил себя архитектуре.
2 недели назад