Найти в Дзене
Мухаммад ал-Йараги

Мухаммад ал-Йараги

Идеолог народно-освободительного движения в Дагестане Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838).
подборка · 38 материалов
Публикация доступна с подпиской
Халис Лезги!Халис Лезги!
3 месяца назад
Письмо Шамиля лезгинским суфийским шайхам — ‘Али ал-’Аскари и Наср Аллах-эфенди [1852]
8-го джумада ал-ахира 1268 г. х./29-го марта 1852 г. по милади — От [имама] Шамиля возлюбленным братьям ал-хаджж ‘Али ал-’Аскари, ‘Али-Мухаммаду и ал-хаджж Наср Аллаху. Перевод: «От повелителя правоверных Шамиля любимейшим братьям ал-хаджж ‘Али ал-’Аскари, ‘Али-Мухаммаду и ал-хаджж Наср Аллаху — мир вам. А затем. К нам пришли «лучшие люди» Чиркея, прося нас [отдать] не терпящий возражений приказ об основании поселения на одной из их гор...
10 месяцев назад
«Укрощение некоторых вольных дагестанских обществ и поимка ал-Хаджжи Шафи-бека» [1827]
«Однако нельзя сказать, чтобы усилия Нуха [Нух-хан, известно, что у него был сын по имени Мухаммад-хан — прим. А.А.] и Заала [также «Заам» — Ерсинский бек, приходился сыном покойного ‘Абд Аллах-бека б. кади Рустам ал-Йарси, ‘Абд Аллах-бек ал-Йарси был женат на дочери Кубинского хана Фатх-‘Али-хана ал-Кубали — прим. А.А.] остались бесследны в тех местах, на которые они их направили после неудачного похождения в Табасарани. Успеху их в этих пунктах они обязаны частью довольно удачному, предусмотренному...
10 месяцев назад
Сугур-бек ар-Ругжи — имам мечети в селе Винни Йараг [1830]
Сугур-бек ар-Ругжи ал-Андалави [ум. после 1830] — дагестанский богослов выходец из села сел. Ругуджа Андалалского общества [ныне Гунибского района современного Дагестана]. Имам мечети в селе Винни Йараг [в 1830 году]. Когда Мухаммад ал-Йараги покидал своё родное село Верхнее Йараг [лезг. Вини Ярагъар] Кюринского округа Дагестанской области [ныне заброшенное старинное лезгинское селение, занимавшее стратегически важное положение; на территории Магарамкентского района, к юго-западу от сел. Целягюн] в 1830 году, он в качестве имама местной мечети оставил Сугур-бека ар-Ругжи...
1 год назад
Новые данные к биографии и деятельности Шафи-бека ас-Самухи [1820-е годы]
В 1826 году в антироссийском движении в Джаре приняли участие некоторые дагестанские и чеченские тарикатисты [муриды] — Бейбулат, сподвижник известного муллы Мухаммада Майртупского; несколько позднее, в 1827 г. в Джарах побывал и «другой видный тарикатист» ал-Хаджжи Шафи-бек ас-Самухи, известный также как«Шамулай». Однако из источников невидно, чтобы муридизм уже в этот период пустил глубокие корни в Джарской области. О его влиянии не упоминают русские официальные Акты, не пытались использовать идеологию муридизма в своих целях и персы...
1 год назад
К вопросу о географической локализации носителей нисбы «ас-Самухи»
В исторических документах XIX века фигурируют несколько исторических персонажев с нисбами «ас-Самухи» [в русских источниках нисба приведена в её русифицированной форме как «Самухский»], такие «Самухские на’ибы» как ал-Хаджжи Шафи-бек [в оригинале русского источника «Аджи-Шефи-бек»] и Ширин-бек Самухские [в оригинале русского источника «Ширинъ-бек», также «Шеримъ-бек», «Ширимъ-бек Самухский», «Самухский агалар Ширин-ага»]. Первый известен как активный сторонник Кавказской войны и последователь лезгинского...