Квартиры без ванной и туалета/Казармы/Спальни/Струнино/Соколовская мануфактура/Асаф Баранов/ПО ОДНОМУ МЕСТУ
Дореволюционные фабрики
В России 19 века была развита текстильная промышленность. Фабриканты отстраивали очень красивые краснокирпичные фабрики. Многие из них уже утрачены, но кое что все же осталось. Фабричное прошлое утекает сквозь время, здесь будет собрано, то что осталось и воспоминания об ушебшем, а также история.
подборка · 6 материалов
Как появлялось фабричное законодательство. Или стачка на Никольской мануфактуре.
В 1885 году произошло событие известное в истории, как Стачка. Рабочие-ткачи фабрики, принадлежавшей известной купеческой династии Морозовых, вышли на масштабный протест против: 🚩 невыносимых условий труда, 🚩 непосильных штрафов, 🚩 угнетения и постоянно понижающейся заработной платы. В этом же году были проведены исследования, которые показали, что 10 рублей - это минимальная заработная плата. На Морозовской фабрике в 1884 году заработная плата составляла 9 рублей. Из этих денег удерживали штрафов примерно 3 рубля...
КАК ЖИЛИ РАБОЧИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ... Сейчас в разных городах все ещё сохраняются фабричные постройки второй половины или, лучше сказать, конца 19 века. Глядя на такие строения складывается впечатление невероятной надёжности и запаса прочности. Ведь здания, мало того, что дошли до наших дней, так ещё имеют внушительную толщину стен и бывают заселены - т.е. функционируют, как жилые дома с квартирами. Это сейчас. А раньше такие строения называли казармы или спальни. В спальнях... просто спали, именно поэтому они так и назывались. Приходили и падали без сил. Рабочий день - 12 часов, а то и больше. Штрафовали за всё.... Остановился около станка на минуту - штраф. А почему остановился? Потому что сил нет. Уронил какой-либо инструмент- штраф. Ну и так далее. Штрафы доходили иногда до абсурда и составляли практически величину всего дневного заработка. Спали по-разному. Иногда в повалку, т.е. без кровати - пришли упали на настил в чем были и всё. Иногда спали на нарах. Выдержка из рассказа "Воспоминания старого рабочего", автор Е.И. Немчинов. (Это бытописание жизни/работы конца 19 века): "В мастерской работало 16 мастеров и 19 мальчиков. Спальня была для всех общая, внизу были общие полати-помост, и мастера спали на них в повалку, рядышком все 16 человек. ... Над полатями нижними были полати верхние для учеников (мальчиков), которые спали тоже вповалку. Всё кишело паразитами -вшами и клопами..." На фото казарма для рабочих. Иногда такие строения называли "спальнями". Эту "спальню" построили купцы-промышленники Сапожниковы. Их фабрика занималась производством шелка и парчи - очень дорогих тканей. Такие ткани сначала использовали для пошива праздничных одеяний для священнослужителей, позже костюмы из этих тканей покупала царская семья, также ткань продавали за границу. Описание жизни рабочих с фабрики Сапожниковых (взято из книги краеведа Раисы Позамантир "К космическим высотам - из глубины веков"): "При фабрике была начальная школа, существовавшая на средства фабрикантов. Необходимость в учебном заведении объяснялась тем, что на фабрику ежегодно поступало много детей в возрасте 10-12 лет и подростков 13-14 лет. График работы устанавливался для них согласно законодательству, ограничивавшему труд малолетних. РАБОЧИЙ ДЕНЬ СОСТАВЛЯЛ 8 ЧАСОВ ЧИСТОГО ВРЕМЕНИ." В остальное время, представляете, оно оказывается оставалось, дети и подростки учились в школе. "С 6 утра по 9:30 дети работали, затем 30 минутный перерыв на завтрак. С 10:00 до 14:00 - занятия в школе. С 14:00 до 17:30 - снова работа с перерывом на обед в один час. С 17:30 до 20:00 - дети опять работали. В 1911 году журнал "Вестник мануфактурной промышленности" обращал внимание промышленников на тяжёлые условия труда женщин, детей и подростков на текстильных, особенно шелковых предприятиях: спертый, полный пыли воздух, грохот вечно движущихся машин, нездоровая, слишком сухая или слишком влажная атмосфера." У работниц рождались слабые, худосочные дети, некоторых работниц ждало бесплодие, туберкулёз, который в ту пору был неизлечим. Прославляя то или иное время, обращая внимание только на развитие промышленности и вклад в экономику страны, многие забывают какова цена этого вклада, какова реальная цена сапожниковских шелка и парчи. Глядя на красоту этих тканей, идеализированные представления о жизни в Империи, играют злую шутку из серии "хорошо там, где нас нет". Ну а фабрика Сапожниковых работает и по сей день, правда уже с другим названием и другим ассортиментом. После национализации она стала называться Передовая текстильщица. Находится предприятие в городе Королёв. На фото представлены казармы: 1. Жёлтая - город Королев, Московская область. 2. Красные - город Карабаново Владимирская область, фабрика Барановых, а в советский период Комбинат им. III Интернационала.
ТЕАТР ГОНЗАГО. Какие еще "газы"? Не "газы", а Гонзаго. А точнее Пьетро Гонзаго, а еще точнее Пьетро ди Готтардо Гонзаго, прикиньте, это имя. Да, я сама не с первого раза его правильно написала. ✔По имени Пьетро можно догадаться, что это итальянец, а по национальности - что архитектор. Пьетро Гонзаго трудился не только в Италии, но еще и в России, а именно в Санкт-Петербурге, а потом и в Архангельском. В России, на мое счастье, его переименовали в Петра Федоровича. Фамилию, правда, оставили прежнюю, Гонзага. Только букву "о" на "а" в конце поменяли. (А вот Жерара Депардье, не переименовали...., а надо было) ✔Теперь мы подошли к самому главному, к театру. Петр Федорович был не просто архитектором, он был еще и декоратором. И поэтому он спроектировал не только театр, но еще и декорации для него изобразил. А театр этот для актеров не предназначен. "Чаво?! Не, ну я тогда не пойду туда". Подождите. Собирайтесь, все идет по плану. ✔Давайте так, по честному, кто вообще может себе позволить построить театр. Правильно, мало кто. Этот театр стоит на территории усадьбы Архангельское. Последние владельцы князья Юсуповы - не абы кто. Денег у них было видимо не видимо. Много то есть. Вот на свои средства они и построили театр специально к моменту визита Императора. Чтобы удивить его. Император не удивился, зато, я удивилась.🤣 ✔Называется он театр декораций. Т.е. там показывают спектакли не с людьми, а с ДЕ-КО-РА-ЦИ-Я-МИ. Их меняют под музыку и это всё. Акустика там просто класс. Заходишь и сразу хочется исполнить какую-нибудь известную арию и желательно не по-русски. ✔Театр построили на месте бывшего манежа для поскакушек на лошадях. Знаете, раньше все строили так, что нам и не снилось. Качественно и на века. Например, на месте фундамента и цоколя от палат 16 века строили дом, потом его ломали, а цоколь с фундаментом так и оставались и там опять воздвигали новое строение. Вот с манежем такая же история, хоть и не 16 век, но ломать его не стали, т.к. слишком хорош он был. Его просто переделали под театр. Скажу вам честно, я впечатлилась. Вообще я брюзга. Ну картины, ну конюшни, ну 17 век. Ну и что? Но здесь я прям ахнула. Внутри этот театр сделан как корабль. У него есть палуба, трюм и что там еще в кораблях бывает... Сам театр деревянный и внутри все тоже деревянное, но стилизовано под мрамор, а снаружи оштукатурен. Кстати, пол сделан под наклоном, чтобы ряды для зрителей располагались друг над другом. Как в нормальном театре. Сквозь щели в полу просвечивает трюм, в котором расположены какие-то механизмы для сцены. Если мне не изменяет память, а пишу я по памяти, то бревна в этом театре сложены не горизонтально, а поставлены вертикально . И это тоже его уникальная особенность. ✔Во время ВОВ всю красоту из Архангельского эвакуировали и спрятали. Декорации тоже эвакуировали, но в спешке упаковывали как попало. Тут уж не до декораций было. Наскоро сколоченные деревянные ящики не могли обеспечить хорошей сохранности всех предметов. Декорации всю войну простояли упакованными в эти ящики. Плесень, влажность, жар. Короче, испортились. Ничего удивительного. В настоящее время их реставрируют. Кое что нарисовали заново. ✔Особенностью декораций Гонзаго является бесконечная перспектива. Это когда ты смотришь вдаль, а она никак не заканчивается. Он был мастером перспективы. Чтобы оценить нужно иметь образование художника-декоратора... наверное. Короче, я не прочувствовала. Ну и пожалуй хватит. А, вот: это единственный в мире театр декораций, который сохранился и действует в наши дни. Прикладываю видео. Оно было сделано в марте 2023 года. Просто посмотрите и послушайте. Там как раз та ария, которую ну очень хочется исполнить сразу же при попадании в этот театр🎶. Бонусом прикладываю невероятно атмосферный экстерьер. Ну и включите свое воображение: когда поднимался занавес был слышен скрип устройства, которое им управляет. Устройство и скрип оригинальные - не новоделы. В общем, место для впечатлительных натур этот театр Гонзаго.