Найти в Дзене
Упражнения для писателей

Упражнения для писателей

Чтобы совершенствоваться в мастерстве, выполняю разные творческие упражнения и рассказываю об этом
подборка · 9 материалов
Молилась ли ты на ночь, Дездемона? Строим диалог главных персонажей
Протагонист (главный положительный герой) и антагонист (его враг) встречаются, чтобы поговорить. Что мы держим в уме, готовя эту сцену? Главное: каждая сцена должна продвигать сюжет. Поэтому герои не должны встречаться с единственной целью выразить взаимное презрение. Нам надо решить, ради чего мы их сводим. Откроется ли герою какой-то секрет? Попытается ли враг склонить его на свою сторону? А может, в месте их встречи хранится артефакт, которым оба хотят завладеть? Или стороны предпримут попытку...
Как избавиться от канцеляризмов
3 способа Норы Галь сделать текст живым Для меня канцелярит просто профзаболевание какое-то! Юристы на нём думают. Почитайте какой-нибудь договор кредитный, его же с переводчиком осваивать надо! Некоторые так привыкают к громоздким формулировкам, что для них проблема потом ответ гражданину написать. Но и в обычном разговоре, и в записях эти штампованные выражения прямо сами вылезают. Диву даёшься, насколько въелись в мозг некоторые штампы. Они так привычны, что вылетают автоматом. Замечательно чуткая...
Пожить чужой жизнью
Творческое упражнение Кэмерон для получения нового опыта предлагает выбрать 5 новых жизней, которые бы Вы хотели прожить. Соблазнительно представить себе подобный католог. Однако во всех без исключения фильмах и книгах с такой темой (выбор иной судьбы) будет эксплуатироваться идея "чужих мокасин", мол, хорошо там, где нас нет, и в самой привлекательной карьере или желанном образе жизни прячется столько ужасных колючих подводных камней, трудностей и тяжких лишений, что нафиг-нафиг. Лучше довольствоваться тем, что выпало...
Для чего писателю внимание к мелочам
Кэмерон называет это качество - приметчивость. Уметь видеть не только событие целиком, но и всю мозаику мелочей, которые его составляют. Своего рода, шерлокхолмсовщина по-писательски. С одной стороны, это тысяча мелочей внешнего мира. Можно написать: стоял жаркий полдень. И этого, в принципе, будет достаточно для движения сюжета. Но можно вместо этого рассказать о резких коротких тенях от дома и надворных построек, о поникших розах, о ящерице, распластавшейся на плоском раскалённом камне, о собаке, которая забилась под крыльцо, коротко и торопливо дыша, о серой пыльной дороге...
Рассказать о запахах
Понадобилось в одной истории описать запах. Решила почитать, как это делают настоящие писатели. Боже, этот птичий язык науки! Знаете, как называется литературоведческая статья про описание запахов в историях о любви? Репрезентация ольфакторности в романтическом дискурсе! Так и хочется сказать человеку, который такое придумал: "Типун тебе на язык, милок!". Конечно, когда пытаешься припомнить какой-то яркий отрывок из книги, связанный с запахами, первым делом вспоминаешь "Парфюмера", но это очень неприятная книга...
Место действия - наполняем эмоциями
Сегодня снова открываю "Право писать" Джулии Кэмерон. Её неспешные оптимистические истории о людях, выпутавшихся из творческого кризиса, и тех, кто начал писать в зрелом возрасте после многих лет сомнений, очень вдохновляют. Упражнения выбираю наугад (их можно делать в любом порядке). Сегодня выпадает история о том, как сильно место действия связано с эмоциональным состоянием. "Для начала, перечислите все места, где Вам приходилось жить... Выберите одно место, с которым у вас связаны особенно яркие воспоминания...