Лето лучшее время, чтобы ходить в кинотеатры под открытым небом. А ещё это прекрасное время, чтобы смотреть аниме, потому что аниме и каникулы великолепно рифмуются. Наверняка. На каком-нибудь языке. Довольно внезапно я решила сегодня пойти в летний кинотеатр в Музеоне на старый фильм Макоты Синкая "За облаками". У них тут вообще в планах аниме по средам. Если хочется чаще, то несложно найти в других кинотеатрах, пусть и не под открытым небом) И это напомнило мне одну книгу, о которой я обязательно расскажу отдельно. Книгу об истории аниме, а также о тех важных аспектах культуры Японии, которые неизбежно отражаются в главном жанре искусства этой страны на настоящий момент. В книге Сьюзен Нейпир найдется место и рефлексии послевоенного времени в Японии, и телесным метаморфозам подростков, и проблемам женской репрезентации, и, конечно, техническому телу. Фильмы Макото Синкая довольно просты. Какой-то фантастический элемент он использует для того, чтобы глубже раскрыть чувства своих героев, а каждый кадр его фильмов наполнен ощущением того, что жизнь это волшебный дар. Но и в его фильмах находят место многие из вопросов, затронутых выше. В аниме "За облаками" это, конечно, тема взросления, принятия себя, но и рефлексия поражения в войне, предчувствия новой войны, расколотости мира, мечты о земле обетованной. В мире этого аниме Япония после войны была разделена между победившими союзниками. Сверкающая стрела, устремленная прямо в небо, построенная на стороне Советского Союза, вероятно, связывает параллельные вселенные, существующие в квантовой суперпозиции. Настоящая axis mundi. С изобретением/открытием квантовой механики в наш мир пришла неопределенность на фундаментальном уровне, поскольку всякий квантовый объект находится одновременно в нескольких состояниях (помните несчастного кота Шредингера, который ни жив, ни мертв?). Акт наблюдения за квантовым объектом приводит к тому, что он принимает одно из состояний. По крайней мере, согласно наиболее общепринятой Копенгагенской интерпретации квантовой механики. Однако есть, например, ещё и многомировая интерпретация Эверетта, согласно которой этого выбора состояний не происходит, нам просто доступен при наблюдении лишь один вариант развития событий, но остальные тоже существуют, недоступные нам. Разве что во снах... "Вселенная видит сны. Мир прячет в своих снах возможные реализации событий." "Проснувшись, я не всегда понимаю, где нахожусь. Иногда мне кажется, что я попал куда-то не туда." Макото Синкай подсматривает за снами вселенной и показывает их нам)
5 месяцев назад