Найти тему
Художники и их жены

Художники и их жены

Истории о женах и возлюбленных знаменитых художников.
подборка · 8 материалов
27 прочтений · 6 месяцев назад
Художники и их жены. Поль Сезанн и Ортанс Фике. Когда девятнадцатилетняя натурщица Ортанс Фике впервые переступила порог мастерской Поля Сезанна, тому уже сравнялось тридцать. Далеко в прошлом остался восторженный двадцатилетний провинциал, которого когда-то привез в столицу властный отец. Незадолго до этого Поль сдружился с Камилем Писсарро и, следуя его советам, старался сделать краски своих полотен немного жизнерадостнее. Вот только сделать жизнерадостнее самого Поля пока никому не удалось. Упрямое, насупленное лицо, вечно нечесаные волосы, взгляд исподлобья. Таким Ортанс впервые увидела Поля Сезанна. Девушка, давшая ей адрес, шепнула, что не в пример многим художникам мсье почтителен с натурщицами, хотя и весьма странен во всем остальном. — Ни в коем случае не смей его касаться. Этого он терпеть не может. Даже юбкой старайся не задевать. Он и приятелям-то своим руку не пожимает. Никогда не пытайся убраться в его мастерской: он до смерти боится, что пыль, поднятая с полу, осядет на влажное полотно. Не брякни, что в комнате воняет, — он все равно тебе не поверит. Зато разозлится. И главное — не вздумай даже слегка пошевелиться, пока он тебя пишет, а то сразу выгонит. Он любит, чтобы девушки сидели неподвижно. “Как яблоки”, — так он говорит. Увидев смятение на лице Ортанс, она поспешно прибавила: — Но платит он исправно. Его папаша каждый месяц присылает деньги. Правда, всего полтораста франков. Но без них бедолага давно протянул бы ноги. Ортанс перебралась из деревни в Париж недавно и зарабатывала, скорее всего, шитьем. Денег постоянно не хватало, и она подрабатывала натурщицей. Эта профессия в артистическом Париже в 1860-х была востребованной, но могла обеспечить молодой девушке разве что скверную репутацию, а уж точно не безбедную жизнь. В мастерской Сезанна Ортанс впервые появилась в 1869 году, а уже через год они стали жить вместе. Еще через два года у них родился сын Поль. Сезанн был остроумен и груб, беспокоен и резок, блестяще образован, при этом часто неряшливо небрит и нестрижен просто потому, что плевать хотел на приличия. Уже несколько раз он отправлял картины в Салон, но ему регулярно отказывали. Он жил очень скромно, отец-банкир выдавал мизерное денежное содержание, его едва хватало на пропитание и материалы. Ни о каком признании и приличном заработке для Сезанна речь пока не шла. Удивительно, что Ортанс Фике, юная провинциалка, натурщица, не просто увлеклась этим странным, непредсказуемым человеком, но и осталась с ним на всю жизнь. У всех вокруг было собственное мнение о том, что Ортанс нужно от Поля или что он нашел в этой женщине. Мать и сестры Сезанна Ортанс не любили — ей дали прозвище Королева Гортензия и всерьез обвиняли в браке по расчету. Но обвинять Ортанс в алчности и расчетливости по меньшей мере смешно. Она 15 лет мирилась с безнадежной нищетой, растила сына в крошечных съемных комнатах, и ее не звали под венец. Более того, отец Сезанна долгие годы даже не знал о ее существовании: о том, чтобы привезти Ортанс и маленького Поля в дом родителей, художник даже не помышлял, друзья тоже хранили тайну и были участниками молчаливого заговора. Пока однажды все не вскрылось. Старик Сезанн не церемонился — он без зазрения совести вскрывал почту сына и однажды, когда Полю было почти 40 лет, прочитал о некоей мадам Сезанн и ребенке. Казалось бы, наконец-то, можно перестать скрываться. Но нет, Поль отпирается, отец негодует, Поль все отрицает, отец злится, требует избавиться от этой девки, угрожает, вдвое сокращает денежное содержание. В это время их сыну было уже 6 лет, Ортанс часто нездоровилось, сам Сезанн, ни разу не принятый в Салон, участвовал в первых выставках импрессионистов. Это не приносило денег. Двери, ведущие к финансовому и профессиональному успеху, были намертво запечатаны репутацией «одного из этих скандальных выскочек», семья едва сводила концы с концами, и вдруг еще вдвое меньше денег. По-настоящему уверенно Поль и Ортанс почувствовали себя только тогда, когда отец Сезанна умер и оставил сыну наследство. Продолжение в комментарии.
28 прочтений · 6 месяцев назад
Золотая Адель. Густав Климт. На одном из самых известных полотен Густава Климта запечатлена Адель Блох-Бауэр, жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и Климта. Узнав об измене жены с модным художником, уязвленный муж начал искать пути решения проблемы. Развестись он не мог: браки в богатой австрийской еврейской диаспоре заключались навечно. Союз Фердинанда и Адель вместе с союзом его брата и ее сестры объединил семейные капиталы, сделав возможным расширить сахарное производство за счет мощных денежных вложений семейства Бауэров (отец Адели Мориц Бауэр был председателем Ассоциации Венских Банкиров). Ставить под угрозу семейный бизнес и несколько сахарных заводов, Фердинанд не мог. Поэтому он разработал хитроумный, но элегантный план мести неверной супруге и ее любовнику. Фердинанд Блох-Бауэр заказал Густаву Климту портрет своей жены. Он предложил художнику астрономическую сумму за уникальное полотно, во время работы над которым Климту пришлось проводить вместе с Адель так много времени, что вскоре она ему попросту опротивела. Щедрый заказчик был согласен на всё - и на общую концепцию картины, и на отделку сусальным золотом, и на орнаментальные украшения. Фердинанд даже подарил жене роскошное колье с бриллиантами и рубинами, в котором она позировала специально для своего портрета. Он измучил Климта, заставляя его снова и снова переделывать эскиз картины, добиваясь того, чтобы лицо Адель набило художнику оскомину и начало вызывать только раздражение. Климту пришлось сделать более ста эскизов "Золотой Адели". Расчет оказался верен. Дело в том, что Фердинанд прекрасно знал о любвеобильности Климта, о его многочисленных любовницах и о том, что ни одна из них не задерживалась рядом с Климтом надолго. Если бы он попытался сократить их общение, это бы привело к прямо противоположному результату: интерес художника постоянно подогревался бы невозможностью встречи, поэтому он поступил наоборот - вынудил возлюбленных проводить все время вместе. Работа над картиной продолжалась 4 года, на протяжении которых Адель вынуждена была каждый день наблюдать, как угасают чувства ее любовника. В итоге «Портрет Адели Блох-Бауэр» стал не только выгодным капиталовложением, но и прекрасным способом отомстить жене. Блох-Бауэр был невероятно доволен собой: отвадил любовника, сохранил семью, да и ещё сделал отличный вклад в будущее – ведь было очевидно, что картины Климта будут только расти в цене. Адель так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом. Через десять с лишним лет в 1918 году Густав Климт умер от сердечного приступа, не пережив волнений эпохи. Адель пережила бывшего любовника на семь лет и скончалась от менингита в 1925 году. Перед смертью она попросила мужа завещать три принадлежащие им картины Климта, в том числе и "Золотую Адель" венскому музею Бельведер. Но это не конец скандальной истории знаменитого портрета. Когда в 1938 году Германия вторглась в Австрию, практически всем имуществом семьи Блох-Бауэр завладели нацисты. Поговаривали, что бриллиантовое колье с картины потом несколько раз видели на жене Гиммлера. За "Золотой Аделью" пришли отдельно. Во время войны портрет Адели не афишировали. Адольф Гитлер, хоть и уважал Климта за то, что тот в свое время лестно отозвался о его картинах, все же не мог позволить себе повесить "Золотую Адель" в своей резиденции из-за явного еврейского происхождения модели. После войны картина была размещена в Венском Бельведере, согласно пожеланию первой хозяйки портрета - Адель Блох-Бауэр. В 1998 году ситуация кардинально изменилась, в Австрии вышел закон о реституции конфискованных нацистами произведений искусства. Согласно последнему завещанию Фердинанда Блох-Бауэра, все его имущество завещалось племянникам (у Адель и Фердинанда своих детей не было) – детям его брата. К тому времени в живых осталась только младшая племянница – Мария Альтман. Продолжение статьи в первом комментарии.
39 прочтений · 6 месяцев назад
Художники и их жены. Огюст Ренуар и Алина Шариго. По молодости лет Ренуар не стремился заводить долгих отношений с женщинами, предпочитая наслаждаться красотой их тел, нежных лиц и струящихся волос. Лиза Трео, Маргарита Легран, Сюзанна Валадон. С Лиз Трео он познакомился у своего друга, архитектора и живописца, Лиз в то время исполнилось 18 лет. Она стала любимой моделью и спутницей жизни Ренуара на следующие десять лет. От этого союза родилась дочь Жанна. Ренуар так и не женился на Лиз, однако дочь признал. Ее существование было одним из больших секретов художника, о котором знали считанные люди. В 1873 году Ренуар обосновался на Монмартре, сняв мастерскую на улице Сен-Жорж, 35. Деньги на аренду появились после того, как художник продал две свои картины богатому торговцу коньяком. В перерывах между работой он ходил подкрепиться в молочную мадам Камиль, расположенную напротив его мастерской. Здесь он познакомится с очаровательной молодой девушкой, которую звали Алина Шариго. Дочь портнихи и пекаря, Алина Шариго родилась и выросла в маленьком местечке Эссуа. Когда отец ушел из семьи и перебрался в Канаду, оставив после себя лишь долги, мать и дочь оказались на улице, и были вынуждены ютиться у родственников. Позже они перебрались в Париж. Работы Алина не боялась — была и прачкой, и швеей, а вскоре стала прислуживать в молочном кафе, принадлежавшем подруге ее матери, мадам Камиль. Ренуар предложил юной девушке стать его натурщицей, и она, поразмыслив, дала согласие. Алина очень нравилась Ренуару. Прекрасно сложенная, со светлыми волосами, которые так обожал художник, она ассоциировалась у него с ощущением уюта и неги. Очарованный новой натурщицей, Ренуар говорил: «Её хочется погладить по спине, как котенка». Алина тоже была очарована, но не столько внешностью художника, который был почти на 20 лет старше, сколько тем внутренним миром, полным жизни и света, который он изображал на своих полотнах. Как и в случае с Лизой Трео, Ренуар не афишировал своих отношений с Алиной, их любовная связь долгое время оставалась тайной. Будучи ровесником её матери, Ренуар демонстрировал несколько покровительственное отношение к Алине. Впрочем, вскоре девушка освоилась, в полной мере демонстрируя свой своенравный, озорной характер и любовь к комплиментам. Жениться Ренуар не спешил, поскольку чувствовал, что финансово еще не готов содержать семью. Да и в целом афишировать свои отношения не хотел: такое поведение могло бы повредить его репутации среди клиентов. Алина согласилась на его условия, переехала к Ренуару и стала хозяйкой в доме художника. Она быстро вошла во вкус новой жизни. Вскоре у них родился мальчик, которому дали имя Пьер. С деньгами было туго настолько, что в качестве оплаты Ренуару пришлось расписать двери в квартире доктора, принимавшего роды у Алины. На лето семейство переехало в небольшой городок неподалеку от Живерни. Новоиспеченный отец был счастлив, в доме царил мир и покой, работа шла прекрасно. Счастье Ренуара звучало в его картинах, и житейские невзгоды меркли перед радостью семейной жизни и удовлетворением собственным творчеством. Жизнь Алины и Огюста была счастливым союзом. Алина понимала всю важность его работы и старалась оберегать художника от житейских мелочей и ненужных, по ее мнению, встреч. В отсутствие мужа она руководила рабочими, делавшими ремонт в его мастерской, и регулярно отчитывалась в письмах о проделанных работах и расходах. На людях Алина вела себя со скромностью и достоинством. Когда Пьеру исполнилось пять лет, Ренуар сочетался с Алиной Шариго законным браком в мэрии Парижа. Как известно, красота в глазах смотрящего, вот почему Ренуар был неприятно удивлен тем, что некоторые его знакомые были разочарованы Алиной, ее простыми нарядами и располневшей фигурой. А для него это была “живописная пышность форм”. Впрочем, нельзя сказать, что он вовсе не обращал внимание на объемы своей ненаглядной половины. Он писал Алине: «Попытайся ответственно относиться к своему здоровью, пробуй хоть немного двигаться. Я боюсь, что твой жир сыграет с сыграет с тобой злую шутку..." Продолжение в комментарии.
43 прочтения · 6 месяцев назад
Художники и их жены. Джеймс Тиссо и Кэтлин Ньютон. Недавно мне попалась интересная картина Джеймса Тиссо - “Художники и их жены”. Она заинтересовала меня не столько сюжетом, сколько самой темой, и мне захотелось узнать подробнее о жизни жен и возлюбленных знаменитых художников. И раз уж тему задал Тиссо, то логично с него и начать, тем более что история его любви достойна романа. Джеймс Тиссо - французский художник, писавший в классической манере. При этом он дружил с импрессионистами и кое-чему у них научился: во-первых, использовать яркие, сочные цвета, что было совершенно непривычным для классической живописи, а, во-вторых, перенял умение ловить момент “здесь и сейчас” и писать сюжет как бы подглядывая со стороны. О художнике расскажу позже, а сегодняшний рассказ посвящен его музе и возлюбленной – Кэтлин Ньютон. В 1876 году на пике своей популярности Джеймс Тиссо встретил молодую прекрасную ирландку с сомнительным прошлым. Кэтлин происходила из ирландской католической семьи врачей и выросла в Индии. После вспыхнувшего там кровавого и жестокого восстания, отец отправил двух дочерей в Англию под строгий надзор дяди. Когда Кэтлин исполнилось 16, ей предложили вернуться обратно, чтобы выйти замуж. То, что она не была знакома с избранником, проблемой для семьи не являлось. Ежегодно сотни девушек следовали из Старого света в Новый и колониальные земли, чтобы обвенчаться с мужчинами, которых видели впервые. Вот и Китти ждала подобная судьба: друг семьи, тридцатидвухлетний военный хирург Исаак Ньютон, недавно овдовел, оставшись с маленьким сыном на руках. Однако во время долгого плавания к индийским берегам Кэтлин познакомилась с бравым офицером Королевского флота Генри Паллисером, который покорил юную ирландку, и она пала в его объятия. Вспыхнувший короткий, но бурный роман закончился, когда корабль достиг Бомбея. Пара разлучилась. Как только отзвенели свадебные колокола, измученная угрызениями совести и по совету католического священника, Кэтлин рассказала о случившемся своему супругу, который немедленно подал на развод. Репутация Кэтлин была безнадежно испорчена. Разведенная дама с незаконнорожденной дочерью на руках - этого было достаточно, чтобы быть изгнанной из респектабельного викторианского высшего общества. С Джеймсом Тиссо они познакомились в элитном районе Лондона Сент-Джонс-Вуд, где художник имел свой роскошный дом. Джеймс был очарован душой и красотой Кэтлин, и его абсолютно не волновало ее прошлое. Ее называли «ravissante Irlandaise» - восхитительная ирландская женщина. Жизнь с Кэтлин художник описывал как «домашнее блаженство». Тиссо пришлось сделать выбор между активной общественной жизнью и возлюбленной. Будучи одним из самых успешных художников своего времени, ради любви он предпочел высшему свету тихий уединенный образ жизни. Кэтлин переехала в дом Тиссо и жила с ним шесть прекрасных лет. Время, проведенное с возлюбленной, художник вспоминал как самые счастливые годы в жизни. Отныне их семейное счастье обеспечивала загородная уютная жизнь. Они не были отшельниками, в доме часто бывали богемные артистические друзья. Тиссо написал множество ее портретов. Кэтлин Ньютон была чрезвычайно привлекательной молодой женщиной и появлялась в качестве модели почти на всех его картинах. Все они написаны так мастерски, что не остается сомнений в искренности его чувств. Позируя Джеймсу, Кэтлин ​​была и загадочной, и грустной, и роковой женщиной. К сожалению, семейное счастье Кэтлин и Джеймса было недолгим. В конце 1870-х здоровье Кэтлин начало ухудшаться – ее настигла чума XIX века - туберкулез. Спустя два года, не выдержав постоянных болей и тягот заболевания, Кэтлин выпила непомерную дозу опийной настойки, которую она использовала в качестве болеутоляющего. Счастливая жизнь закончилась трагедией - Кэтлин похоронили за оградой кладбища как самоубийцу. Через неделю Тиссо покинул свой дом в Сент-Джонс-Вуде и больше сюда не вернулся. Тиссо оставался преданным Кэтлин всю жизнь. Личная трагедия, от которой он так и не смог оправиться, стала поворотной в его творчестве. Отныне Тиссо рисовал только библейские сюжеты.
40 прочтений · 8 месяцев назад
Амедео Модильяни, художник, умерший на пороге славы и Жанна Эбютерн, его преданная спутница, не пожелавшая пережить разлуку с ним. (часть вторая). Их любовь была пропитана запахом масляных красок, алкоголя, гашиша и сырости нетопленой мастерской. Около 30 портретов возлюбленной написал художник за те три года, которые были отведены им судьбой. Амедео называл ее лучшей своей моделью, она часами могла сидеть неподвижно, пока он писал её портрет. Сейчас они продаются за миллионы долларов. Только недавно были обнаружено несколько картин, написанные самой Жанной – оказалось, она была хорошим художником и обладала своим, уникальным стилем. Но главным в ее жизни было не искусство, а он – Амедео. Каждый вечер она находила его в одном из парижских кафе и смиренно доставляла на трамвае домой. Когда друг Модильяни Леопольд Зборовски стал убеждать Жанну, что художника нужно срочно спасать, она невозмутимо ответила: «Вы просто не понимаете – Моди обязательно нужно умереть. Он гений и ангел. Когда он умрет, все сразу это поймут». Мало что изменилось, когда у них родился ребенок, девочка, тоже Жанна. Друзья этого маленького семейства тревожились всё больше: больной художник, хрупкая женщина и младенец жили в нетопленной мастерской, частенько голодали, и, кажется, не собирались ничего менять. Они не были хорошими родителями. Она думала только о своем гении, а гений думал об искусстве. В этот период работы Модильяни, наконец, начали пользоваться успехом и приносить доход, но художник продолжал пить. Зима 1920 года была особенно суровой, Модильяни сильно простудился и слёг. В конце января друзья застали его лежащим на кровати в холодной мастерской почти без сознания. У него была последняя стадия туберкулеза. Беременная на 8-м месяце Жанна сидела рядом, бессмысленно глядя в одну точку. 24 января он умер в больнице для бедных. На следующий день она выбросилась из окна родительского дома. Музе не было места в этом мире без ее гения. После их смерти маленькую Жанну удочерила сестра Амедео. Жанна Модильяни станет одним из лучших биографов отца. Спустя несколько лет после смерти художника родители Жанны Эбютерн согласились перезахоронить ее рядом с возлюбленным. На кладбище Пер-Лашез две могилы рядом: «Амедео Модильяни, художник, умерший на пороге славы» и «Жанна Эбютерн, его преданная спутница, не пожелавшая пережить разлуку с ним». ⠀ Мир признал Амедео Модильяни гениальным скульптором и живописцем только после его смерти. Жанна знала это всегда. Начало истории: Амадео Модильяни и Жанна Эбютерн. История любви 1.   Портрет Жанны Эбютерн в широкополой шляпе, 1918 2.   Портрет Жанны Эбютерн, 1918. 3.   Портрет Жанны Эбютерн в желтом свитере. 4.   Портрет Жанны Эбютерн в профиль, 1918 5.   Амедео Модильяни. 6.   Жанна Эбютерн.
76 прочтений · 8 месяцев назад
Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн. История любви. ⠀ Запечатленная в созданных художником портретах, история любви Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн, стала одной из самых известных романтических историй в искусстве ХХ века. ⠀ Они встретились в апреле 1917 года в художественной академии Коларосси. Жанна – 19-летняя студентка, делающая свои первые наброски. Амедео, или, как называли его в богемной среде, Моди (фр. - проклятый), - 32-летний бедный художник, воспользовавшийся возможностью за 50 сантимов получить место с мольбертом и писать обнаженную натуру. Модильяни к тому времени уже десять лет как жил в Париже, и был довольно известным в узких кругах художником, у него за плечами было множество романов, в том числе и с Анной Ахматовой. ⠀ Умный, обаятельный, прекрасно образованный, он жил за гранью нищеты. За годы жизни в Париже страстный и увлеченный искусством красавец Модильяни растерял свой лоск, изящные костюмы сменил на мятый вельветовый пиджак и длинный шарф.  В его маленькой мастерской неподалеку от Люксембургского сада всего-то и было вещей что мольберт, узкая кровать, пара стульев да большой чемодан, на котором частенько ночевали гости – такие же полуголодные увлеченные искусством фантазеры. Но самыми постоянными друзьями художника были алкоголь и гашиш. А еще он был болен туберкулезом. ⠀ Жанна была его полной противоположностью. «Она была похожа на птицу, которую легко спугнуть. Женственная, с застенчивой улыбкой. Говорила очень тихо. Никогда ни глотка вина. Смотрела на всех как будто удивленно». Миниатюрная, нежная, кроткая, получившая строгое католическое воспитание – неудивительно, что ее родители не желали дочери такого неприкаянного мужа-бессребреника. Однако удержать Жанну уже не могло ничего. В своего Амедео она влюбилась без памяти и с первого взгляда. ⠀ Многие удивлялись, что нашла Жанна в немолодом художнике. Он беспробудно пил, был болен, его единственная прижизненная персональная выставка закончилась скандальным провалом, он продавал наспех сделанные рисунки, а вырученные деньги тратил снова на выпивку.  ⠀ О донжуанстве Модильяни говорил весь Париж. Красивый, романтичный, с ореолом трагичности, у него были романы с самыми яркими и экстравагантными дамами из парижской богемы. Нищий, гордый, потерянный и страстный – живая достопримечательность богемного Монмартра, объект желания всех мадемуазель в округе, мечтавших ему позировать. Амедео менял их с такой же скоростью, с какой писал картины. В кафе и ресторанчиках его часто кормили бесплатно – за наброски на салфетках. Картины продавались плохо. Впрочем, гордый итальянец даже с пустым кошельком не соглашался писать портреты за деньги. Никто не может диктовать ему что и как рисовать. За мольбертом Модильяни проводил все свое время, когда не пил и не кутил с друзьями в кафе. В приступах яростной самокритики он уничтожал одну картину за другой. Он не жил – сгорал. Но появилась Жанна и вдохнула жизнь в него и в его творчество. Он раньше видел её во сне. Довольно часто и очень ясно. Даже признался однажды другу, румынскому скульптору Константину Бранкузи, что ждёт единственную, которая станет его вечной любовью – ту самую, из сновидений. И вот она появилась и стала центром его творческой вселенной. Инденбаум, приятель Модильяни, вспоминал: «Поздней ночью его можно было увидеть на скамье перед «Ротондой». Рядом сидела Жанна Эбютерн, молчаливая, хрупкая, любящая, настоящая Мадонна рядом со своим божеством…». Продолжение истории: Амадео Модильяни, художник, умерший на пороге славы, и Жанна Эбютерн, его преданная спутница, не пожелавшая пережить разлуку с ним. 1.   Портрет Жанны Эбютерн, 1918. 2.   Портрет Жанны Эбютерн в красной шали, 1917. 3.   Портрет Жанны Эбютерн, 1918. 4.   Портрет Жанны Эбютер в синем кресле, 1918. 5.   Портрет Жанны Эбютерн в шляпе.