О дисграфии и дислексии замолвите слово… -Право-лево путает? -на одной ножке не прыгает? -не может найти начало написания даты и классной работы? -не отступает одну строчку, а сразу несколько? -пропускает чистые листы в тетради? -путает сходные буквы (п-р, п-т, ш-и и др. )? Это явление носит название дисграфии и дислексии. Они обычно встречаются в сочетании. Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Выделяют три группы специфических ошибок: - ошибки на уровне буквы и слова; - ошибки на уровне слова; - ошибки на уровне предложения (словосочетания). Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОНР: 1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков. 2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений. 3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря. 4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания. 5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п. 6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда, рядоговорения. 7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др. 8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.) 9. Расширение "поля зрения " ребенка. 10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д
1 год назад