Найти в Дзене
Франс Халс

Франс Халс

Ведущий портретист Голландии XVII века
подборка · 5 материалов
Супружеские портреты в творчестве Франса Халса
Продолжаем наш разговор о супружеских портретах в голландской живописи 17 века. Франсу Халсу, которого всю жизнь преследовала бедность, надо было зарабатывать на хлеб: большая семья, двое детей от первого брака и 11 от второго. Хоть сердце и просит писать свободно, а заказные портреты брать всё равно приходится. Хорошо, что у Халса был прекрасный друг Исаак Масса, человек весёлый и свободный, не столь религиозный и без предрассудков, а потому согласный позировать со своей женой совершенно по-другому, и позволивший Халсу проявить все свое мастерство...
185 читали · 1 год назад
Как отличить манеру Рембрандта от Франса Халса?
Работы двух великих голландских художников XVII века на первый взгляд кажутся похожими. Давайте попробуем разобраться в особенностях живописи Франса Халса и Рембрандта, чтобы легко отличать их друг от друга в музеях. Тип мазка нам не очень поможет, потому что что Рембрандт, что Халс в своем творчестве прошли от гладкой манеры в ранний период до импрессионистического мазка в поздний период. Конечно, никакого импрессионизма в 17 веке не было. Но сходство размашистого густого мазка голландских художников с искусством французов конца 19 века очевидно...
191 читали · 1 год назад
Голландские парные портреты – стандарты и символы
В Голландии 17 века было принято семейные пары изображать на двух отдельных портретах, где для зрителя муж был написан слева, а женщина — справа. Почему же? Получается, что мужчина от женщины был справа, что подчеркивало его главенствующее положение. Хотя, бывали исключения: женщину располагали справа от мужчины, например, когда по социальному статусу она была выше его. Как, например, на свадебном портрете Марии Стюарт, старшей дочери английского короля Карла I, с голландским штатгальтером Вильгельмом II Оранским...
По итогам только что завершившихся исследований стало известно, что женский и мужской портреты Франса Халса, написанные около 1635 года, представляют портреты супругов Яна ван дер Пола и Дуйфье ван Гервен (ил. 1 и 2). Ян ван дер Пол семь раз был мэром Амстердама, но ради этого двойного портрета он с женой отправился в Харлем – сам Халс практически никогда из родного города не уезжал. Художник стал известен мэру Амстердама, скорее всего, благодаря дяде жены, который хорошо знал Халса – он был капитаном городской милиции Харлема и Франс Халс изобразил его на групповом портрете. Ян ван де Полл (1597-1678) и Дуйфье ван Гервен (1618-1658) поженились в 1637 году. Дуйфье была младшей дочерью богатого виноторговца, жившего на амстердамской улице Вармусстраат. Ян в 1650 году достиг высшего звания полковника в гражданском ополчении. Именно в этом качестве он предстал на двух портретах, один из которых был написан Иоганном Спилбергом в 1650 году (ил. 3), а другой – Бартоломеусом ван дер Хелстом в 1653 году (ил. 4) – обе картины сейчас находятся в коллекции Амстердамского музея. Когда портреты супругов поступили в Рейксмузеум в 1885 году, директор музея Фредерик Обрин определил их как Николаса Хасселаера (1593-1635) и Сару Вольфартс ван Демен (1594-1667). Однако недавно куратор Джонатан Биккер смог установить настоящих натурщиков, сравнив портрет Яна ван де Полла с его более поздними портретами, описанными выше (других известных портретов Дуйфье ван Гервен, к сожалению, не существует). К тому же, Ян и Дуйфье являются прямыми родственниками Йонкхира Яна Станислауса Роберта ван де Полла, который и подарил картины Рейксмузеуму.
Выставка в амстердамском Рейксмузеуме посвящена творчеству ведущего голландского портретиста XVII века – Франса Халса. Новаторский, свободный и немного грубоватый стиль художника снискал ему славу «предтечи» импрессионизма. Картина за картиной показывают, как он нарушает условности и обретает уверенность в себе, находя свой собственный неповторимый путь. Выставка рисует захватывающую картину времени, в котором жил Франс Халс. Она дает удивительное представление о жизни покровителей художника, нормах, ценностях и традициях той эпохи.