Найти в Дзене
1920-е

1920-е

Ранний советский фарфор и фаянс
подборка · 19 материалов
1139 читали · 1 год назад
100 лет сервизу «Наркомпрос»
Друзья, подводя итоги 2023 года, считаю необходимым вспомнить о 100-летии самого первого советского фарфорового сервиза «Наркомпрос», созданного великим художником Сергеем Васильевичем Чехониным (02(14).02.1878– 23.02.1936) в Художественной лаборатории бывшего Императорского фарфорового завода, который после революции 1917 года стал государственным и работал в дальнейшем под руководством отдела Изобразительного искусства Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос). Некрасова М. Чехонин Сергей Васильевич // Русская художественная керамика...
182 читали · 1 год назад
Советский агитационный фарфор
Друзья, ноябрьский номер журнала «Декоративное искусство СССР» за 1959 год опубликовал замечательную статью о советском агитационном фарфоре. Автор – искусствовед Алла Константиновна Лансере (10.11.1922 – 25.10.1996), заведующая, а затем и директор Музея Государственного фарфорового завода имени М.В. Ломоносова с 1952 по 1979 год. Рекомендую! Лансере А. Агитационный фарфор // Декоративное искусство СССР, 1959. – № 11. – С. 9–12. Последнее сообщение об императорском фарфоровом заводе поместила монархическая газета «Свет» 17 февраля 1917 года...
1829 читали · 2 года назад
100 лет первому советскому сервизу Барановского фарфорового завода
Друзья, сегодня хочу отметить 100-летие со дня рождения легендарного фарфорового сервиза. Рабинович А. История одного подарка (Читатели рассказывают) // Огонёк, 1976. – № 51 (2580). – С. 30. В Музее В. И. Ленина, в Москве, среди других экспонатов я увидел чайный сервиз, к сожалению, уже неполный, с такой надписью: «Вождю мировой Революции В. И. Ленину от рабочих Барановского фарфорового завода. 1922 год». С волнением смотрел я на знакомые мне чашки и вспоминал. Было это в год пятилетия Советской власти...
260 читали · 2 года назад
Социальная сеть вКонтакте напоминает: 12 ноября 2020 года Москва сегодня сходит сума: ходит на ушах – в масках, и почти в интимных отношениях – в тесных очередях в московские музеи, в пятницу 13-го массово закрывающиеся на карантин. И я соучаствовал в этом безумстве. Но как можно не увидеть выставку, которая принимает зрителей только два дня!? Сегодня я отстоял очередь в Музей Москвы на выставку «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Всё что хотел – увидел! О многом – призадумался... О хорошем: Все выставки – это живая книга знаний, с открытиями и интеллектуальными удовольствиями. Здесь также черпаются знания. Хорошо – когда их конспектируют на память в выставочный каталог. О главном откровении: Я как любитель всего и многого, фарфоро-керамического – зачастую знаю по верхам. Так вот, в самом начале экспозиции я встретил давно знакомую по художественным альбомам композицию Алексея Сотникова, великого скульптора Дулёвского фарфорового завода, «В.И. Ленин и Н.К. Крупская во ВХУТЕМАСе» 1965 года. Общеизвестно, что Сотников ученик великого Татлина, студент Высших художественно-технических мастерских. А потому, у меня никогда не было больших вопросов к этой скульптуре. Но спасибо кураторам выставки за аннотации рядом с наиболее значимыми экспонатами. Так Александра Селиванова пишет: «25 февраля 1921 года в общежитии ВХУТЕМАСа произошло событие, ставшее одной из главных легенд института: навестить студентку текст-фака Варю Арманд приехали Владимир Ленин и Надежда Крупская». Вот оно в чём дело! Я и не знал, и как-то не интересовался биографией Инессы Арманд – соратницы Владимира Ильича, и как многие историки считают, его любимой женщины. И вот пример. Владимир Ильич и Надежда Константиновна оказывается опекали и принимали активное участие в судьбе детей скоропостижно скончавшейся от холеры Инессы. Алексей Сотников материализовал одну из легенд ВХУТЕМАСа: как Ленин с Крупской – приехав проведать Варвару Арманд, жившей в студенческом общежитии на Мясницкой, – «пошёл в народ». В сети вычитал: «Учащиеся рассказывали Владимиру Ильичу о своей студенческой жизни, кормили его кашей и обсуждали творчество Маяковского, который часто захаживал в общежитие в гости к своему другу Родченко. Разговор о поэзии инициировал сам Ленин: Надежда Крупская вспоминала, что он спросил студентов, читают ли те Пушкина. Вхутемасовцы возмущенно ответили отрицательно, назвали Пушкина буржуем и сообщили, что любят Маяковского. «Ильич улыбнулся: “По-моему, Пушкин лучше”», — писала Крупская». Очень мило! Неправда ли? #явижукрасоту #ясчастлив #ВХУТЕМАС100 #Спасибо #МузейМосквы
1420 читали · 3 года назад
Фарфор Сергея Чехонина в собрании Государственного музея керамики в Кусково
Друзья, в продолжение публикации в память Сергея Васильевича Чехонина (02(14).11.1878, с. Лыкошино Новгородской губернии – 23.02.1936, Лерах, Германия) хочу вам показать его произведения, хранящиеся в Москве в Государственном музее керамики в Кусково и доступные для ознакомления на портале Государственного каталога музейного фонда РФ. Некрасова М. Чехонин Сергей Васильевич // Русская художественная керамика. VIII – XXI века. Иллюстрированная энциклопедия / автор-составитель, научный редактор М.А...
1440 читали · 3 года назад
#СИЛАВПАМЯТИ: великий художник Сергей Чехонин
Друзья, в память великого художника Сергея Васильевича Чехонина (02(14).02.1878– 23.02.1936) хочу познакомить вас с замечательной статьёй 1923 года, написанной о нём коллегой по Государственному фарфоровому заводу в Петрограде Еленой Яковлевной Данько (1898–1942). Елена Данько. Русские графики. С.В. Чехонин // Печать и революция, 1923. – Книга вторая. – С. 69–78. Всякий, кто более или менее внимательно относился к зрительным впечатлениям, проходя по улицам послереволюционного Петрограда, в годы блокады,...