Найти в Дзене
Археология Севера

Археология Севера

Археологические открытия на Русском Севере
подборка · 33 материала
10 месяцев назад
Древняя печера
О древнем племени Печера (или Печора) известно из Лав­рен­ть­ев­ской ле­то­пи­си, где о нем сообщается под 1096 годом. "Се же хощю сказати, яже слышах преже сих 4 лет, яже сказа ми Гюрятя Роговичь, новгородець, глаголя сице, яко: "Послах отрокъ свой в Печеру, люди, яже суть дань дающе Новугороду. И пришедшю отроку моему к ним, и оттуду иде въ Югру. Югра же людье есть я зыкъ немъ и седять с Самоядью на полунощных странах". Этот текст говорит о том, что уже в XI веке новгородцы хорошо знали о племенах населяющих бассейн реки Печора...
Ортинское городище - крепость летописного племени Печора
Изучение северо-востока европейской Арктики стали проводить с конца XVIII века. Во второй половине XIX в. появляются первые археологические находки, которые были связаны в основном с материальной культурой каменного века. В двадцатом веке такая тенденция, несмотря на увеличение археологических экспедиций, продолжала сохраняться. Только во второй половине столетия стали появляться находки, которые приоткрыли тайну средневекового Припечорья. Одной из таких находок стало обнаружение Ортинского городища в дельте р...
История борьбы славян и чудских племен на Европейском Севере преимущественно является мифом. Север большой и возможно стычки между древнерусскими переселенцами и чудским местным населением происходили, но завоевания как токового не было. На это указывают многочисленные археологические открытия и северная топонимика. Так на Пинежье в Архангельской области многие места носят карельские и вепские наименования, что говорит о волне заселения северных земель карелами, которые в древние времена имели союзные отношения с Древнерусским государством. Например, названия с окончанием на -немь (напр.  Пиринемь) идут от вепс. nem’ [немь] - "мыс", а наименование ручьёв, которые оканчиваются на -оя (напр. Маткоя) от вепс. и карел. [oja] - "ручей". Выходит, что славяне зачастую могли совсем не встречать чудские племена, а подселялись к дружественными им вепсам и карелам. Тем более, славяне были земледельцы, а прибалтийские финны в хозяйстве делали упор на животноводство. На начальном этапе древнерусской колонизации между ними не было ни какой конкуренции. Возможно, к этому времени чудь была вытеснена племенами прибалтийских финнов в самые удаленные и глухие места, а их поселения, как языческие, прозвали "погаными" (например - сура поганая или тоймичи поганые ). О войне чуди и славян на Пинеге говорят народные поверья, которые сложились в XVIII-XIX вв. Они указывают на остатки многочисленных земляных укреплений - чудские городища. По народным легендам, местное чудское население до конца сопротивлялось нашествию новгородцев, а потом оно ушло под землю: «чудь в землю ушла», «чудь живьем закопалась», «чудь под землю пропала» и т.д. Такие поверья были не только на Пинежье, но бытовали и в других местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Пермской губерний. Касательно же пинежских земляных крепостей, то архангельский археолог А. Куратова обобщив полученные данные выразился однозначно: «Археологическое обследование „чудских" городищ на Пинеге установило их принадлежность к русскому населению XV—XVII веков. Достоверных «чудских» памятников с ярко выраженным культурным слоем дославянского времени не обнаружено». Таких не чудских городищ достаточно много по всему Русскому Северу и многие из них ещё ждут тщательного изучения, возможно некоторые из них и будут чудскими. О мирном сосуществовании может говорить и тот летописный факт, что предок преподобного Варлаама Шенкурского - Василий Матвеевич в начале 14 века купил (не захватил) у чудских князей обширные земли по реке Ваге. Еще одним подтверждением добрососедских связях и культурному обмену стали археологические раскопки проведенные в Каргопольском и Няндомском районах Архангельской области экспедицией академика Н. А. Макарова. Так на месте поселений 11-12 веков обнаруживались одновременно предметы и украшения, которые принадлежали как древнерусской, так и финно-угорской культурам. А на Мошенском озере (Няндомский р-он) были обнаружены две рядом стоящие деревни 11 века, где одна была древнерусская, а вторая финно-угорская. Деревни не имели ни каких заборов и укреплений, а их население вело мирное совместное сосуществование. И таких фактов, говорящих о мирном заселении славянами Европейского Севера, учеными обнаруживается все больше и больше. Что же касается преданий, то получается, что народная память коротка и люди перемешали действительные события, происходящие в разные временные отрезки истории, заменив действующих лиц на более понятный для простого народа сюжет. Представления о противостояние новгородцев и чудских племён за обладание северными землями для крестьян 18 века казались логичным объяснением боевым находкам минувших столетий. Но эти легенды превратились в ложный стереотип. Источники: Криничная, Н.А. Предания русского Севера. - СПб., "Наука", СПб отд., 1991 Статья Куратова А.// Правда Севера. 1970. № 242. 15 окт. Макаров, Н.А. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI-XIII вв. - Москва: изд. "Скрипторий", 1997
105 читали · 1 год назад
Не чудские городища на Пинеге
В XIX веке историки Архангельской губернии зафиксировали у населения Пинежского уезда предания о том, что их землю в древние времена населял загадочный народ - Чудь заволоцкая, который долго и отважно сопротивлялся колонизации Великого Новгорода. Чудские князья со своими дружинами воздвигали городища - укрепления из бревен и земли. Новгородцам непросто приходилось осаждать эти крепости и следы от былых битв в виде обгорелых срубов и остатков валов, можно было наблюдать во многих местах Пинежья....
279 читали · 1 год назад
Неизвестная Кеврола - древняя столица Пинежья
Кеврола - это местность на реке Пинега (Пинежский район Архангельская область), которая имеет древнюю историю. В былые времена здесь стоял город Кевроль - старинный административный центр Пинежья и Мезени. При этом следует сразу отметить, что Кеврольский городок имеет две отдельные истории - новгородскую и московскую, да и располагался этот городок в разных местах. В наше время существует деревня Кеврола, но и она стоит в стороне от мест, где находились древние городища и только своим названием напоминает о былых событиях...
2 года назад
Чудские "домики мёртвых" Поважья. На реке Вага, которая протекает по Вологодской и Архангельской областям во второй половине 20 век были обнаружены финно-угорские средневековые грунтовые погребения в виде небольших срубов. Данная область у большинства историков ассоциируется с территорией расселения легендарной Чуди Заволочской. Погребения относятся к 11-13 векам, а материальная культура обнаруженных вещей является финно-угорской. Наиболее сохранившимся, более древним и доказанным как чудское, является Корбальский могильник. Захоронение (18 могил 11-12 веков) расположено на левом берегу реки Ваги недалеко от деревни Корбала Шенкурского района Архангельской области. В могильнике были обнаружены остатки от бревенчатых срубов, которые были опущенные в могильные ямы и имели покрытые из бересты. При этом, в сооружении первый венец сруба находился на поверхности земли, под курганной насыпью, тем самым моделируя некое подобие дома. Возможно от таких "домиках" и появилась поверье о том, что чудь уходила под землю или жила под землёй. Также в погребениях обнаружены следы кострищ (наблюдались прослойки угля и золы), это говорит о традиции трупосожжения. В мужских погребениях находились остатки кожаных поясов с бляхами, ножи, топоры, наконечники стрел, сулиц и копий, а в женских - горшки, украшения-амулеты(«конь на змее», полая уточка с хохолком), фибулы и подвески. Тщательно изучив погребальный инвентарь как этого захоронения, так и других подобных могильников Поважья, археологи пришли к мнению, что материальная культура Чуди Заволочской с реки Вага очень близка к группе племён прибалтийских финнов и прежде всего к Белозерской и Приладожской веси и возможно население Заволочья это одна из групп веси (древних вепсов). Остаётся пока не ясным вопрос - почему древние русские летописцы называли население Заволочья чудью? Ведь им было хорошо известно племя весь с Приладожья и Белого озера. Вероятно, это связано с тем, что Чудь Заволочская не была однородной по этническому составу. Там могли присутствовать представители пермской группы финно-угров, а также волжские финны. Также поводом могло стать чужеродность населения Заволочья по отношению к славянам, в то время как племена веси Белозерья и Приладожья к этому времени были уже неотъемлемой частью Древнерусского государства. Вопрос пока остается открытым несмотря на то, что основная материальная культура населения Поважья и ближайших территорий входит в круг археологических памятников западных финнов.