Избыточная сосредоточенность на удовольствии происходит из фрустрации другой, более существенной потребности. Позвольте проиллюстрировать это анекдотом. Человек встречает на улице своего врача. «Как поживаете, мистер Джонс?» — спрашивает врач. «Не слышу», — отвечает пациент. «КАК ПОЖИВАЕТЕ?» — кричит доктор. «Видите ли, у меня слух сильно испортился», — говорит этот человек. Это, конечно, повод для врача дать совет: «Вы слишком много пьёте. Завязывайте со спиртным, и слух улучшится». Проходит несколько месяцев, они снова встречаются. «КАК ПОЖИВАЕТЕ, МИСТЕР ДЖОНС?» «Не надо кричать, доктор, я вполне хорошо слышу». «Значит, вы перестали пить?» «Совершенно верно». Проходит ещё несколько месяцев, они встречаются в третий раз, и врачу снова приходится повышать голос, чтобы его услышали. «Вы что же, опять пьёте?» — спрашивает он пациента. И тот отвечает: «Видите ли, доктор, сначала я пил, и у меня снизился слух. Потом перестал пить и стал лучше слышать. Но то, что я слышал, было совсем не так приятно, как виски». Этот человек был фрустрирован тем, что услышал, и потому вернулся к бутылке. Поскольку слух не стал для него источником счастья, он погнался за счастьем напрямую. И он даже ухватил счастье, поскольку удовольствие ему обеспечивала биохимическая реакция — выпитый алкоголь. Как мы знаем, удовольствия нельзя достичь, пытаясь его получить. Но теперь мы делаем оговорку: удовольствие можно добыть биохимическим способом. Итак, человек, не имея повода для удовольствия, обеспечивает себя причиной для удовольствия. В чем разница между поводом и причиной? Повод всегда будет психологическим и ноологическим, причина всегда биологическая или физиологическая. Когда вы режете лук, у вас нет повода плакать, но есть причина для слёз. Повод плакать появляется у человека в отчаянии. К тому классу феноменов, к которым нельзя прийти напрямую, поскольку они представляют собой сопутствующий эффект, относятся также здоровье и совесть. Если мы начнём заботиться о чистоте своей совести, мы как раз и лишимся чистоты — сама эта забота превратит нас в фарисеев. И если для человека главное попечение — здоровье, значит, он заболел. От такой заботы становятся ипохондриками. «Воля к смыслу». Виктор Франкл.
2 недели назад