Найти в Дзене
Зарегистрированная страница
Закреплено автором
Исторический музей
Регистрация в Роскомнадзоре: knd.gov.ru/...ion
134 · 10 месяцев назад
Исторический музей
Музей казачества открыт! Новая точка на музейной карте столицы — Центральный музей российского казачества 16 залов постоянной экспозиции расположились в историческом особняке, известном как «Дом Дворцового ведомства». Это одно из немногих зданий в Москве, сохранивших декоративное оформление, характерное для классицизма начала XIX века практически без изменений. В залах музея — более 800 памятников из собрания Государственного исторического музея по самым разнообразным темам, связанным с историей казачества. Это выдающаяся нумизматическая коллекция, персональные казачьи награды — грамоты, жалованные ковши и сабли, именные медали, оружие, униформа и знамена, коллекция живописи, графики, скульптуры, материалы из фондов письменных источников, карты, мемориальные вещи и многое другое. Экспонаты дополнены разнообразными мультимедийными информационными системами. В музее есть видеозал, центр казачьей культуры, многофункциональный зал и сувенирный магазин. График работы музея: Понедельник, вторник, четверг, воскресенье — с 11:00 до 19:00 Пятница, суббота — с 11:00 до 21:00. Касса и вход в музей закрываются за 1 час до окончания работы музея. Обращаем ваше внимание, выходной день в музее — среда Адрес: Москва, Большой Левшинский переулок, 8/1 стр. 1 Купить билет
156 · 3 месяца назад
Исторический музей
Исторический музей — в MAX! Осваиваем новые платформы вместе с вами и идем в ногу со временем ⏳ Новости и события в музее, анонсы мероприятий и многое другое — в нашем официальном канале 👉 max.ru/...eum ГИМ — всегда на связи 🏛 Подписывайтесь!
1 месяц назад
120 лет Манифесту 17 октября
120 лет назад, 30 (17) октября 1905 года, во время Октябрьской Всероссийской политической стачки, император Николай II подписал «Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка». В этот день Россия перестала быть абсолютной монархией, а гражданам России были дарованы свободы, однако острые социально-экономические проблемы так и не были решены. Осенью 1905 года забастовочное движение охватило всю Россию, в нем участвовало 120 городов. 21 (10) октября остановилось движение идущих из Москвы поездов, в тот же день было прекращено и движение поездов, отправлявшихся из Петербурга...
2 дня назад
«Солнце» русской археологической живописи
Фёдор Григорьевич Солнцев (1801–1892) — выдающийся художник и график, академик портретной и исторической живописи, основатель «археологической живописи» и один из основоположников русского стиля во второй половине XIX века. Сын крепостного, Солнцев добился блестящих успехов и оставил заметный след в истории русского искусства. Фёдор Солнцев родился в апреле 1801 года в селе Верхненикульском Мологского уезда Ярославской губернии. Его семья, как и само село, была собственностью графа И. А. Мусина-Пушкина...
149 читали · 3 дня назад
Наследник поневоле: Николай I на пути к трону
Николай Павлович стал третьим сыном и девятым по счету ребенком в семье наследника российского престола, цесаревича Павла Петровича, и его супруги Марии Фёдоровны. Он родился в Царском Селе рано утром 6 июля (25 июня) 1796 года. Рождение великого князя было радостным и долгожданным событием — по этому случаю в церкви отслужили молебен, произвели пушечный салют и устроили торжественный обед. В браке Павла I и Марии Фёдоровны родилось 10 детей. Старшие братья Николая, Александр и Константин, к моменту рождения брата уже были взрослыми и состояли в браке...
8036 читали · 1 неделю назад
Костюм девушки на выданье Архангельской губернии
Таким мог быть костюм девушки на выданье в Архангельской губернии. В этот период наряд становился особенно богатым, тем более для девушки из зажиточной крестьянской семьи или купеческой, сохранявшей верность старым традициям. Из чего он состоял? Рукава рубахи-долгорукавки выполнены из узорной шелковой ткани, вверху пышные, на предплечье собраны поперечными складками. Накладные манжеты или зарукавья отделаны золотным шитьем и саженьем из перламутровых плашек и колотого перламутра. Рубахи кроили или цельными, или составными...
135 читали · 1 неделю назад
Выставка «Сокровища императорских резиденций. Царское Село» Серию выставок «Сокровища императорских резиденций» продолжит масштабный проект из музея-заповедника «Царское Село» — одного из самых величественных дворцово-парковых ансамблей императорской России. Посетители смогут увидеть уникальное собрание исторических ценностей и произведений искусства мирового уровня: в экспозиции будут показаны не только предметы из постоянной дворцовой экспозиции, но и коллекции, которые хранятся в запасниках музея — всего 526 предметов. Это уникальная авторская мебель, драгоценные предметы из знаменитой Янтарной комнаты, произведения ювелирного искусства XVIII — начала ХХ в., коллекции фарфора и стекла — произведения, созданные на русских императорских заводах и привезенные из-за рубежа, среди которых работы знаменитого Э. Галле, а также та часть знаменитого ювелирного Нарышкинского клада, которая ранее не показывалась в Москве. Значительная часть выставки продемонстрирует личные вещи русских императоров и императриц, портретную живопись и произведения знаменитых мастеров из художественной коллекции «Царского Села». Среди них «Сибилла Либийская» Гверчинно и «Богоматерь с Христом, Св. Елизаветой, Св. Иоанном Крестителем и Св. Иосифом» Н. Берреттони XVII в., ряд пейзажных работ XVII — ХХ вв., принадлежащих творчеству П. Поттера, Я.-Ф. Хаккерта, К. Лабруцци, И. К. Айвазовского, А. И. Бельского. Особая коллекция, объединившая произведения из янтаря — символ Царского Села. Это шкатулки, доски для игры в шашки, шахматы и трик-трак, предметы личного обихода, выполненные в XVII — начала XVIII в. Оригинальная Янтарная комната была утрачена в годы Великой Отечественной войны и воссоздана в 1979–2003 гг. Одна из крупнейших в России коллекций придворных экипажей находится в «Царском Селе». Впервые в Москву будут отправлены детские коляска и беговые сани, а также сани для взрослых, украшенные золочением и обитые парчой. Пространство выставки также украсят «золотые» Доспехи Радостного и «черные» Печального рыцарей — персонажей траурных императорских процессий, прежде не экспонировавшиеся в Москве и в недавнее время покинувшие реставрационные мастерские. С 19 ноября 2025 года по 13 апреля 2026 года При поддержке: ПСБ Лукойл ОМК Нордголд Коммуникационный партнер: МАЕР Предметы из собрания ГМЗ «Царское Село»: Секретер настольный. Петергофская гранильная фабрика, фирма «Никольс и Плинке». Санкт-Петербург, 1862 г. Святая царица Александра, возносящаяся на небо (Портрет-икона великой княгини Александры Николаевны). К. П. Брюллов. Санкт-Петербург. 1845 г. Мадонна, читающая книгу. Ф. Бароччи. Италия, Рим. Конец XVI — начало XVII в. Ларец с фигурой Венеры и Амура на крышке. Г. Турау. Данциг, 1705 г. Царскосельская карусель. О. Верне, 1843 г.
107 читали · 1 неделю назад
По заказу императора Николая I с 1828 по 1844 год были созданы две серии литографий «Собрание мундиров Российской императорской гвардии и армии» с рисунков С. П. Шифляра и А. И. Зауервейда. Одновременно по образцу тех же рисунков и литографий на Императорском фарфоровом заводе были исполнены серии тарелок «с российскими военными фигурами». Судя по многочисленным архивным сведениям, процесс создания и литографий, и фарфора проходил под неизменным личным контролем императора. Тарелки изготавливались в двух экземплярах: для Николая I и цесаревича Александра Николаевича. В редких случаях наборы тарелок делали по особому заказу для подарков членам семьи и высокопоставленным персонам. В обе серии входило не менее 220 предметов с не повторяющимися сюжетами и орнаментами. Борт тарелок украшен арматурными орнаментами, составленными из элементов вооружения и снаряжения соответствующих родов войск. Тарелки первой (гвардейской) серии отличаются золоченым бортом, тарелки второй (армейской) серии — зеленым бортом с золоченым орнаментом. Знаменитый впоследствии «николаевский фарфор» Императорского завода был высоко оценен уже его современниками. Например, король Пруссии Фридрих Вильгельм III, большой ценитель фарфора, называл их «роскошными сверх всякого представления». Увидеть можно тарелки из этой серии можно на выставке «Николай I. Идеальный Самодержец» — Тарелка с изображением трубачей лейб-гвардии Конного полка. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1829 г. Тарелка с изображением знаменосца и музыкантов лейб-гвардии Гренадерского полка. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1829 г. Тарелка с изображением офицеров и учащихся военно-учебных заведений. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1843 г. Тарелка с изображением офицеров и нижних чинов полков 2-ой Уланской дивизии. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1844 г.
2 недели назад
«Любезная маминька...» ...так начинались письма от любящих сыновей Михаила и Николая к своей матери, императрице Марии Фёдоровне. Сегодня эти трогательные памятники хранятся в ГА РФ. К моменту рождения Николая Павловича в 1796 году, его старшие братья, Александр и Константин, были уже взрослыми и женатыми. Разница в возрасте между Александром и Николаем составляла 19 лет. За ними следовали сестры — Елена, Мария, Екатерина, Ольга и Анна. Младше Николая был только его брат Михаил — разница братьев составляла около полутора лет, поэтому они росли и воспитывались вместе. Новорожденного назвали именем, которого ранее в царской семье не встречалось — в честь святителя Николая Мирликийского. В то время как старших внуков воспитывала сама Екатерина II, детство Николая Павловича сложилось иначе. Ему не было и полугода, когда императрица скончалась, поэтому для обучения Николая и его младшего брата Мария Фёдоровна разработала собственную педагогическую систему. Императрица считала необходимыми строгий распорядок дня, физическое развитие и прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Николай и Михаил играли в мяч и волан, удили рыбу, стреляли из лука, а в теплое время года в Гатчине даже ухаживали за собственными садиками и грядками с овощами и цветами. У мальчиков было множество игрушек: ружья, сабли, солдатики, барабаны, коляски, механические головоломки из Англии, музыкальные инструменты и многое другое, а у маленького Николая была даже собственная коляска, запряженная пони. Мария Фёдоровна разрешала и даже поощряла игры сыновей с приглашенными сверстниками — так Николай подружился детьми одной из воспитательниц Владимиром Адлербергом и его сестрой Юлией. Дети на всю жизнь сохранили теплые отношения. Уже будучи императором, Николай I назначил Адлерберга своим душеприказчиком, отметив, что брат и сестра с детства были ему «друзьями и товарищами, дружба их никогда не изменялась». Он завещал Владимиру Адлербергу часы, которые носил с 1815 года, и серебряную чашу, напоминая: «...в память, что мы с ним в детстве всегда ею любили играть». Узнать о детстве, юношестве, правлении и семье императора, всю жизнь стремившегося к идеалу, а также увидеть уникальные экспонаты, связанные с разными периодами жизни правителя, можно на выставке «Николай I. Идеальный самодержец» в 36 зале Исторического музея #ИдеальныйСамодержец — Барельеф с групповым портретом детей цесаревича Павла Петровича и цесаревны Марии Фёдоровны. Жан-Доминик Рашетт. Россия. 1790 г.
2 недели назад
Серебряная иллюзия: ювелирная фирма И. С. Губкина
Во второй половине XIX — начале XX века Москва и Петербург обладали разными ювелирными традициями, что привело к формированию двух главных центров российского ювелирного производства. Петербург, на протяжении полутора столетий считавшийся законодателем моды, ориентировался преимущественно на западноевропейскую культуру. Стакан на трех литых ножках-завитках, завершающихся в верхней части стилизованными листьями. Тулово шести-лопастное, расширенное в верхней части, с выступающими гранями. На лопастях...
185 читали · 2 недели назад
205 лет со дня рождения Ивана Егоровича Забелина 29 (17) сентября 1820 года родился историк, археолог, действительный тайный советник, член-корреспондент по разряду историко-политических наук, почётный член Петербургской академии наук, действительный член Императорской Академии художеств, глава Исторического музея в 1885–1908 гг. Иван Егорович появился на свет в Твери в семье коллежского регистратора, писца Казенной палаты. Вскоре после его рождения семья перебралась в Москву. Когда мальчику было 7 лет, случилось несчастье: неожиданно скончался его отец. С этого момента в доме Забелиных надолго поселились нужда. В 1832 году Ивану Егоровичу удалось поступить в Преображенское сиротское училище, но продолжить образование после окончания училища он не смог. В 1837 году он поступил в Оружейную палату канцелярским служителем второго разряда, служил в Дворцовом ведомстве Московского Кремля, где увлекся исторической наукой. Не имея средств для обучения в Московском университете, он усиленно занимался самообразованием и постепенно приобрел известность в научном мире Москвы трудами по истории древней русской столицы, дворцового быта XVI–XVII вв., истории русского искусства и ремесла. Большую роль ученый-самоучка сыграл в деле изучения и популяризации российской истории. Широкое признание получили его книги «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетии», «Кунцово и древний Сетунский стан» и другие. В 1859–1879 гг. Забелин состоял в Императорской Археологической комиссии, в 1879–1888 гг. был председателем Общества истории и древностей российских. С 1879 года по поручению Московской городской думы ученый приступил к составлению подробного исторического описания Москвы, одновременно с 1885 года ведя напряженную работу на посту товарища председателя Российского Исторического музея, с которым судьба связала его до конца жизни. При Иване Егоровиче Исторический музей стал научным, культурным центром Москвы. Основной заботой ученого было формирование коллекций. Благодаря авторитету ученого многие коллекционеры передавали в дар музею свои собрания. В 1886 году в музее насчитывалось 15 тысяч вещей, к 1908 году — сотни тысяч. Сам ученый завещал любимому музею не только личное собрание — коллекции рукописей, икон, карт, эстампов, библиотеку, средства на приобретение новых коллекций, а также все жалование за годы службы — около 70 тысяч рублей. Сегодня в одном из залов Центрального музея российского казачества можно увидеть образ «Богоматерь Донская», принадлежавший Забелину. Примечательно, что именно в здании, где расположен музей, некогда жил и работал Иван Егорович — служащий Московского дворцового ведомства. — Икона «Богоматерь Донская». Около 1893 г.
2 недели назад
20 выставок за 5 лет: день рождения Исторического музея в Туле
В эти выходные мы отмечаем 5-летие филиала Исторического музея в Туле — первого регионального филиала ГИМ. В праздничные дни вас ждет специальная программа мероприятий: экскурсии, лекции, мастер-классы. А мы расскажем про здание, в котором расположился филиал — один из красивейших особняков Тулы. История дома по улице Металлистов (Пятницкой) неразрывно связана с историей купеческой династии Белолипецких. В 1891 году братья Иван и Александр основали «Товарищество Торгового дома «Братья Белолипецкие...
3 недели назад
«Когда наступают длинные осенние вечера, здесь играют в лото. Вот взгляните: старинное лото, в которое еще играла с нами покойная мать, когда мы были детьми. Не хотите ли до ужина сыграть с нами партию?» — спрашивала героиня чеховской «Чайки» Ирина Аркадина у Тригорина, добавляя, что «игра скучная, но если привыкнуть к ней, то ничего». Лото — старинная игра, появившаяся в Генуе в 1530-е гг. Само название восходит к итальянскому слову «lotto» — «лотерея». Игра быстро приобрела такую популярность, что была запрещена как азартная. Из Италии игра распространилась по всей Европе, а затем и по всему миру. Почти два века спустя в Италии появилась еще одна традиционная рождественская настольная игра — «томбола». В ней использовались знакомые нам карточки и бочонки с номерам, а первым победителем становился тот, кто первым собирал три номера в одной строке карточки. Главный же приз получал игрок, быстрее всех закрывший все номера поля. В том же XVIII веке лотерейная забава дошла и до Российской империи. Сначала в лото играли лишь обеспеченные люди, но к концу XIX века игра стала всеобщей забавой: играли и на светских вечерах, и на семейных обедах, и в офицерских собраниях. Лото могло быть не только с привычными нам цифрами, но и музыкальное, праздничное или развивающее — для детей. С приходом советской власти лото ушло в прошлое как пережиток мещанства, но к 1970-м гг. игра снова вошла в обиход. За это время правила почти не изменились: победителем становился тот, кто быстрее заполнял все три карточки. А у бочонков с цифрами появились народные названия: 11 — «барабанные палочки», 22 — «гуси-лебеди», 77 — «топорики», а первую закрытую полностью линию в карточке иногда называли «квартирой». Играете в лото? Какие еще народные названия цифр знаете? — Лото. Российская империя. 1906 г. Из офицерского собрания 2-й бригады 9-й пехотной дивизии.
3 недели назад
645 лет Куликовской битве
21 сентября в честь памятной даты установлен День воинской славы России. 8 сентября 1380 года русские дружины под руководством московского князя Дмитрия Донского одержали блестящую победу в битве на Куликовом поле. Перед битвой Дмитрий Донской получил благословение Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Старец также отпустил с князем двух монахов-воинов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Битва, в которой приняли участие более 100 тысяч воинов, началось с поединка русского и ордынского воинов — Пересвета и Челубея...
251 читали · 4 недели назад