Регистрация в Роскомнадзоре: knd.gov.ru/...ion Фото Елены Кошкиной
Зарегистрированная страница
Исторический музей
32,1 тыс
подписчиков
Официальный канал Исторического музея, крупнейшего музея национальной истории России. …
Закреплено автором
Исторический музей запускает Телеграм-канал «ГИМ детям»! Новый канал — это продолжение онлайн-ресурса «ГИМ детям», запущенного Историческим музеем в конце 2023 года. Ресурс стал обладателем премии «Культура онлайн» в номинации «Лучший просветительский проект 2024 года». 🦄 Вместе со Львом и Единорогом — символами Исторического музея — будем делиться развивающими материалами, анонсами детских программ, подборками изданий и сувениров для детей🦁 Подписывайтесь, будет интересно! И нет, это не первоапрельская шутка 😁
Музей казачества открыт! Новая точка на музейной карте столицы — Центральный музей российского казачества 16 залов постоянной экспозиции расположились в историческом особняке, известном как «Дом Дворцового ведомства». Это одно из немногих зданий в Москве, сохранивших декоративное оформление, характерное для классицизма начала XIX века практически без изменений. В залах музея — более 800 памятников из собрания Государственного исторического музея по самым разнообразным темам, связанным с историей казачества. Это выдающаяся нумизматическая коллекция, персональные казачьи награды — грамоты, жалованные ковши и сабли, именные медали, оружие, униформа и знамена, коллекция живописи, графики, скульптуры, материалы из фондов письменных источников, карты, мемориальные вещи и многое другое. Экспонаты дополнены разнообразными мультимедийными информационными системами. В музее есть видеозал, центр казачьей культуры, многофункциональный зал и сувенирный магазин. График работы музея: Понедельник, вторник, четверг, воскресенье — с 11:00 до 19:00 Пятница, суббота — с 11:00 до 21:00. Касса и вход в музей закрываются за 1 час до окончания работы музея. Обращаем ваше внимание, выходной день в музее — среда Адрес: Москва, Большой Левшинский переулок, 8/1 стр. 1 Купить билет
150 лет назад было заложено здание Исторического музея
Торжественная церемония состоялась 20 августа (по старому стилю) 1875 года в присутствии высокопоставленных гостей. Событие освещали московские газеты: «Тотчас по прибытии Его Величества начался молебен. Во время водосвятия викарий Леонид освятил место закладки, а Государь Император взял из рук инженера А. А. Семенова (составителя проекта и строителя) камень и положил на место закладки, потом таким же порядком взял другой камень и также положил за отсутствующего Государя Наследника, покровителя этого учреждения...
«Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век — 1917 год» в Царском Селе
Одна из главных выставок музея-заповедника «Царское Село» в 2025 году Экспозиция объединяет более 800 предметов из собраний 13 музеев и архивов, а также шести частных коллекций. География охватывает практически всю Россию: Москва, Петербург, Гатчина, Новочеркасск, Екатеринбург, Оренбург, Хабаровск. Значительная часть памятников впервые показана публике. Исторический музей представил более 60 предметов. 1️⃣Портрет цесаревича Алексея Николаевича из собрания Государственного исторического музея. Цесаревич с самого рождения был атаманом всех казачьих войск...
Выставка «Николай I. Идеальный самодержец» В Историческом музее открывается выставка, посвященная 200-летию вступления на престол монарха, чей образ столь же многогранен и противоречив, как и эпоха его правления. Мятеж декабристов и трагические события на Сенатской площади задали тон всему царствованию Николая I: «Я вступил на престол, начав с пролития крови моих подданных. Но смиряюсь перед Богом и прошу Всевышнего: да отвратит от меня и государства навсегда подобные гибельные происшествия». Стараясь быть идеальным монархом и считая стабильность высшим благом для подданных, Николай I правил жёстко, рассудительно и вдохновенно: «николаевская эпоха» стала золотым веком русской культуры, науки, временем небывалых успехов в промышленности, торговле и экономике. В его царствование последовательно был создан десяток секретных комитетов для обсуждения реформы положения крестьян, но решиться на отмену крепостного права «неустрашимый рыцарь самодержавия» так и не смог. Выставка охватит все вехи жизненного пути Николая Павловича — от рождения и вступления на престол, ключевых государственных решений до отношений внутри дружной венценосной семьи и расцвета культуры в николаевскую эпоху. В экспозиции будет представлено более 260 предметов, в том числе личные вещи монарха. Особый интерес представляет коллекция военной униформы, портреты венценосных особ, а также основных сподвижников Николая I: А. Х. Бенкендорфа, С. С. Уварова, М. М. Сперанского, И. Ф. Паскевича. Известно, что Николай I любил живопись, покровительствовал высоким искусствам и сам неплохо рисовал. Так, на выставке будет представлен автопортрет Николая I и картина его любимого художника-баталиста А. И. Ладюрнера. Интересно, что основой для картины Ладюрнера, запечатлевшей подход к Зимнему дворцу лейб-гвардии Преображенского полка 26 (14) декабря 1825 года, стал карандашный набросок, выполненный главным участником тех событий — самим императором. На выставке будут представлены предметы из собрания Государственного архива РФ, Музеев Московского Кремля, музея «Новый Иерусалим», Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, музея-заповедника «Бородинское поле», музея-заповедника «Петергоф», Российского института истории искусств, Российской государственной библиотеки — а также из частной коллекции А. Г. Егорова. К выставке подготовлено издание «Николай I. Рыцарь империи», автор которого, известный историк Ольга Эдельман исследует образ императора, причины и мотивы его политических и экономических деяний. С 17 сентября 2025 года При поддержке Северсталь Фонд «Доброта Севера» Фонд «История Отечества»
Сколько стоил поход в кино в начале XX века?
Самый дорогой билет в московском электротеатре «Кино-Арс» — в бель-этаж, на кресло «у барьера», обходился в 2 рубля 30 копеек. На 1 рубль в то время можно было купить примерно 10 кг муки или 4-5 кг сахара. Высокая цена была оправдана не только местоположением в самом центре города, на углу Тверской и Мамоновского переулка, но и качественным оборудованием по последнему слову техники. Зал на 900 мест, оркестровая ямой перед экраном, фойе, парадные лестницы, буфет и телефон — доходный дом по соседству...
При сформировании в 1832 году команды лейб-гвардии Кавказских линейных казаков Собственного Его Императорского Величества конвоя им присвоили особое обмундирование. Парадная форма включала в себя алую черкеску, белый бешмет, шапку, шаровары, сапоги. Такую форму носила служившая в Санкт-Петербурге часть команды конвоя. При парадной и повседневной форме надевались белые замшевые перчатки без краг, черные тафтяные галстуки. Унтер-офицеры носили платок из тафты. Вещи изготавливались самостоятельно или отдельно, поэтому на три холстинные рубашки, две пары исподних брюк, портянки и шерстяные носки отпускался материал или денежные суммы. Повседневная форма одежды полагалась всем казакам команды, включая льготные смены на Кавказе, уволенным по сроку службы, и казакам, полностью отслужившим свой срок в Конвое и возвратившимся в свои полки. От парадной формы она отличается синим цветом сукна черкески. Под ней носили черный бешмет «глянцевого демикатона» на синей коленкоровой подкладке. В отличие от парадной, рукава черкески повседневной формы шились из одного куска сукна. 31 августа в Центральном музее российского казачества пройдет акция «Казаки — слава и доблесть России», приуроченная ко Дню российского казачества. В этот день в музее пройдут экскурсии, лекции и мастер-классы. Подробности — Черкески урядника линейных казаков лейб-гвардии Собственного Его Императорского Величества конвоя Россия. 1830–1850 гг. Сукно, шерсть, кожа, галун, дерево, кость, латунь, шнур серебряный; ткачество
Икона Владимирской Божией Матери середины XVI века на выставке «Новодевичий Монастырь. История и легенды» 25 августа в филиале Исторического музея в Туле состоялся специальный показ реликвии из собрания ГИМ Образ относится к типу Умиление, когда Богородица, слегка наклонив голову, прижимает младенца Иисуса щека к щеке. Сам образ был привезён на Русь из Константинополя в XII веке и стал главной святыней Владимирского княжества, затем Московского государства. Перед иконой Владимирской Божией Матери венчали на царство русских самодержцев, избирали патриархов и молились о заступничестве перед врагами. Не раз образ проявил чудотворную силу. Этим объясняется широкое распространение иконы и огромное количество списков с нее. На выставке в Туле представлен список XVI века, написанный в традициях Московской школы иконописи. Это келейная икона небольшого размера, оклад иконы выполнен в XVIII веке из чеканного серебра с узором из зубцов и зерен, а венцы Богородицы и Спасителя украшает орнамент в виде цветов с побегами и плодами. Специальный показ предваряет один из дней почитания Владимирской иконы Божией Матери. Празднование установлено в память об исторических событиях 1395 года, когда во время нашествия Тамерлана образ крестным ходом принесли в Москву. В столицу икона прибыла 26 августа, и тогда же случилось чудо: войска Тамерлана развернулись, не дойдя до Москвы. После избавления икону решено было оставить в Москве, а 26 августа (8 сентября новому стилю) установить празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. На месте, где произошла встреча (Сретенье) построили храм, а вокруг него — Сретенский монастырь. На выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды» в филиале Исторического музея в Туле представлены порядка 200 редчайших памятников XVI–XVII вв.: вклады в монастырь царей Ивана IV и Бориса Годунова, келейные иконы русских цариц, выдающиеся памятники лицевого шитья и произведения русского церковного искусства. Бесценные сокровища Новодевичьего монастыря впервые представлены за пределами столицы. Выставка открыта до 12 января 2026 года Фото: Илья Ходаковский
Как русский голландскую карту правил: картография северной береговой линии Тихого океана в XVIII веке
Интерпретаторы противоречивой информации, поступавшей от мореплавателей в XVII веке, сталкивались с определенными трудностями при формировании представлений о береговой линии северной части Тихого океана. Эта работа велась в двух центрах — в Санкт-Петербурге и Париже. В столице Российской империи сводные карты составляли в Адмиралтейской коллегии и в Академии наук. Последняя, правда, не обладала всей полнотой информации, так как коллегия соблюдала режим секретности и делилась своей информацией дозировано,...
Выставка «Магия блеска. Стразы и граненая сталь XVIII — начала XIX века из собрания Исторического музея» откроется 3 сентября! Исторический музей представляет выставку, посвященную искусству изготовления украшений и аксессуаров XVIII — начала XIX века, в отделке которых используются стразы и граненая сталь. Впервые предметы, созданные с использованием этих материалов, демонстрируются как самоценные и самодостаточные предметы роскоши. Около 250 экспонатов из фондов Исторического музея, большинство из которых ранее не представлялись широкой аудитории, откроют посетителям возможность оценить редкую красоту и техническое совершенство произведений прошлых столетий. Это украшения — серьги, кольца, броши, медальоны, пуговицы, башмачные пряжки; модные аксессуары — лорнеты, зрительные трубки, часы, шатлены, веера; ордена, парадные шпаги, масонские знаки; предметы личного благочестия — кресты, образки и иконы; предметы интерьера — шкатулки, подсвечники, курильницы, а также богато украшенная мебель. Эти произведения искусства станут открытием для посетителей, позволяя по другому взглянуть на материалы, традиционно считавшиеся подражательными, и погрузиться в мир ослепительного блеска и изящных традиций! К выставке подготовлена программа мероприятий: экскурсии, лекции и мастер-классы. 📍С 3 сентября 2025 года по 2 февраля 2026 года. Кабинет председателя, Исторический музей. Вход по билету в музей.
Ольга Ландер: «я снимала историю»
«Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда, в конечном счете, глядит через него в историю». К. М. Симонов В плеяде советских фотодокументалистов времен Великой Отечественной войны особо выделяется имя Ольги Александровны Ландер (1909-1996) — единственной женщины-фотокорреспондента на всем Юго-Западном фронте (3-м Украинском), постоянно находившейся на передовой. Ольга Ландер родилась в Самаре в семье фотографа, впоследствии владельца собственной фотомастерской. Хорошо рисовала, поступила в московское Строгановское училище, но вскоре серьезно увлеклась фотографией...
Адам Олеарий: немецкий учёный в загадочной Московии
Адам Олеарий (Olearius) — родился в Ашерслебене около 1599 года и умер в своем доме под Готторпом 22 февраля 1671 года. Ранние годы и образование Его отец был бедным портным в Ашерслебене и, по-видимому, рано умер, так как, по сведениям биографов, молодой Олеарий смог обучаться в высшем учебном заведении только благодаря доходам от пряжи, которой занимались его мать и сестры. Благодаря своему усердию он смог поступить в Лейпцигский университет, где в 1627 году стал магистром философии, а затем асессором...
14 (1) августа — Медовый Спас 🍯 В этот день православные верующие отмечают праздник, посвящённый трём великим святыням: Животворящему Кресту Господню, образу Спасителя и Владимирской иконе Божией Матери. Традиционно на Медовый Спас освящают мёд, проводят крестные ходы и освящают воду в реках, а также начинают сев озимой ржи. Согласно народным обычаям, в этот день люди купались и готовили угощения с мёдом — ели пряники, блины с маком и мёдом, пироги и булочки. Пасечники спешили собрать весь мёд до Медового Спаса, веря, что иначе его могут унести чужие пчелы. Из самого урожайного улья выбирали лучшие соты и несли их в церковь для освящения. Часть освящённого мёда оставляли себе, часть отдавали священникам, а также угощали нищих, которые приходили поздравить пчеловодов, и детей, посещавших пасеки в этот праздник. — Коробка прямоугольная для уфимского липового меда. «А ЖАКО И Ко МОСКВА». 1910-е гг.
Лейтенант Людмила Михайловна Павличенко, снайпер 54-го стрелкового полка 25-й Чапаевской дивизии, вошла в историю как самая результативная женщина-снайпер всех времён. К 25 годам на её боевом счету было 309 уничтоженных гитлеровцев, включая 36 вражеских снайперов. Добровольцем отправившись на фронт, Павличенко попала в снайперский взвод. Она участвовала в обороне Молдавии, Одессы и Севастополя. Во время 250-дневной героической защиты Севастополя она довела число своих подтверждённых побед до 309. В июне 1942 года, после тяжёлого ранения, её эвакуировали из осаждённого города. После лечения Павличенко включили в советскую делегацию, отправлявшуюся в США. Вместе со снайпером Владимиром Пчелинцевым она встречалась с первой леди США Элеонорой Рузвельт и выступала перед американской общественностью, призывая к скорейшему открытию Второго фронта. Именно ей принадлежит фраза: «Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» В 1943 году Людмила Павличенко получила звание Героя Советского Союза. Шинель Людмилы Павличенко можно увидеть на выставке «Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы» до 25 августа. — Шинель Героя Советского Союза Л. М. Павличенко. Первая половина XX века. ЦМВС РФ